Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.
МОДЕЛИ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА……………………………………...5
2 КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКИЕ МОДЕЛИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ,
ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ………………………………………………...22
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….44

Файлы: 1 файл

Макроэкономическое равновесие (модели).doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Негативной тенденцией является продолжающийся рост импорта  потребительских товаров, в первую очередь за счет непродовольственной группы. Стоимостный объем импорта в 2011 годы по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10863 млн долл. США. Следовательно, увеличилось и отрицательное сальдо во внешней торговле потребительскими товарами.

Доля продаж товаров  отечественного производства в объеме розничного товарооборота торговой сети уменьшилась и составила 75,7 %, в т.ч. пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 85,5, непродовольственных товаров – 63,5 (в 2010 г. это соотношение составляло 76,6 %, в т.ч. продовольственных – 85,1, непродовольственных – 65,4) [21, с. 58].

Снижение доли продаж отечественной продукции на внутреннем рынке обусловлено тем, что отдельные  виды товаров уступают импортным  аналогам по качественным и ценовым  параметрам, техническим характеристикам, дизайну. Из-за высокой материало- и импортоемкости производства и неконкурентоспособности отдельных видов продукции наращивание объемов выпуска импортозамещающих товаров не оказывает существенного влияния на сокращение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. В то же время по большинству позиций критического импорта за последние годы отечественные производители заметно усилили свое присутствие на внутреннем рынке, существенно возросла доля отечественных стиральных машин, парфюмерно-косметических товаров, табачных изделий, фруктовых и овощных соков, масла растительного.

Одним из самых острых вопросов на потребительском рынке  в 2011 году был значительный рост цен. Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2011 г. в сравнении  с уровнем аналогичного периода 2010 г. составил 208,7 %. Это существенно выше уровня инфляции в СНГ (индекс потребительских цен в декабре 2011 г. по сравнению с показателем декабря 2010 г. в России составил 106,1 %, в Казахстане – 107,4, в Украине – 104,6 %). Особенно болезненным для населения являлся высокий рост цен на продовольственные товары – 225,0 %. Существенно – в 2,9 раза – выросли цены на консервы рыбные, рыбу мороженую, на свинину – в 2,8; говядину, мясо птицы – в 2,7; масло растительное – в 2,6 раза [21, с. 59].

Всплеск ажиотажного  спроса, связанный с инфляционными  ожиданиями населения и нестабильностью  на валютном рынке в середине года, был устранен благодаря предпринятым мерам по регулярному мониторингу  потребительского рынка, увеличению отгрузки продукции, введению свободного ценообразования на ряд продуктов, целенаправленной работе по урегулированию валютных вопросов, жесткой денежно-кредитной политике.

В целях сохранения стабильной ситуации продолжается работа, прежде всего, по максимальному наполнению потребительского рынка достаточным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно отечественного производства, увеличению объемов выпуска социально значимых продовольственных товаров, а также по оптимизации поставок потребительских товаров на экспорт с целью недопущения разбалансированности внутреннего рынка.

Решение проблемы обеспечения  стабильности потребительского рынка  на основе роста реализации отечественных  товаров связано с коренным улучшением работы промышленности по расширению ассортимента и повышению качества выпускаемых товаров, снижению их себестоимости, совершенствованием взаимодействия организаций торговли и промышленности.

Достижение этих целей  потребует принятия мер по следующим направлениям:

• приоритетная поддержка апробированных и призванных в мире технологий, позволяющих обеспечить переход к более высокому технологическому укладу;

• создание совместных предприятий  с известными зарубежными производителями, выпускающими товары, которые импортируются  в республику, развитие сотрудничества с зарубежными странами по разработке и приобретению технологий и лицензий;

• принятие мер по развитию инфраструктуры товарных рынков, в  т.ч. по созданию логистических центров  и развитию электронной торговли;

• развитие малого предпринимательства в сфере производства потребительских товаров [21, с. 59].

В сложившейся ситуации государственное управление должно решать такие задачи, как создание соответствующих условий для  беспрепятственного развития подлинно рыночных отношений, защита белорусских экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках, регулировать другие отношения, складывающиеся на товарном рынке.

Практика рыночной экономики  показывает, что товарный рынок обладает несомненными достоинствами и преимуществами:

• объединяет интересы продавцов и потребителей через экономический механизм (естественным образом), без всякого давления на какую-либо из сторон;

• заинтересовывает производителей в удовлетворении потребностей, выражаемых через платежеспособный спрос;

• препятствует монополизации в производстве и обращении товаров;

• расширяет возможности  субъектов предпринимательской  деятельности;

• эффективнее других хозяйственных систем решает проблемы экономики (уровень жизни, качество продукции, эффективность производства, рациональная структура потребления) [23, с. 94].

В настоящее время, несмотря на остроту социально-экономических  проблем, доставшихся от административно-командной  системы, нехватку материальных и финансовых ресурсов, сопративление инерционных сил, рыночная экономика набирает силы. В этих условиях развитие товарного рынка сопряжено с большими трудностями. Понятно, что этот рынок не может быть повсеместно внедрен каким-либо постановлением или волевым решением. Рынок товаров – это подвижный хозяйственный механизм, и для его рационального формирования, успешного развития в стране должны быть созданы необходимые предпосылки и соответствующие условия.

Формирование рационального  товарного рынка – сложный  процесс, требующий глубинных преобразований не только в сфере экономических отношений, но и в общественном создании. В стране необходимо создать реальные благоприятные условия воспроизводства, и прежде всего, преодолеть сложившиеся в экономике диспропорции и деформации, отрицательно повлиявшие на сбалансированность народного хозяйства. Сбалансированность предполагает соблюдение оптимального равновесия между спросом и предложением по каждому конкретному товару, между денежными средствами и их товарным покрытием.

Для развитого товарного  рынка должна быть характерна сбалансированность спроса и предложения или некоторое превышение предложения над спросом, что должно способствовать снижению цен на товары.

Необходимо отметить, что товарный рынок имеет следующие  основные признаки: наличие товаров  и предоставление услуг на всех уровнях товародвижения; массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров; самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей; воплощение конечного результата взаимоотношений партнеров в акте купли-продажи товара.

Любая специализация  производственно-хозяйственной деятельности, в особенности на товарном рынке, предполагает необходимость обмена; всякое пространственное разделение требует возможности перемещения; дифференциация свойств товара и вида услуг вызывает необходимость установления связи, передачи информации, изменения технологии доставки и продажи товаров соответствующим механизмом, позволяющим обеспечивать функционирование субъектов хозяйствования в условиях неопределенности внешней среды, рисков и рыночного взаимодействия с целью повышения устойчивости их функционирования и результативности макроэкономических воспроизводственных процессов. Инфраструктура в совокупности формирующих ее элементов является механизмом, компенсирующим все возрастающее в условиях развития рынка повышение разнообразия товаров и услуг, неупорядоченность и разновидность воздействий внешней среды, влияющих на деятельность хозяйственных объектов с целью повышения их устойчивости на рынке.

В Республике Беларусь в  настоящее время все активнее складываются рыночные экономические  отношения, способствующие эффективному функционированию всех отраслей экономики  на основе достижения коммерческо-хозяйственного успеха. Это требует научно обоснованной трактовки инфраструктуры товарного рынка, ее функций, компонентов, критериев оценки.

Для эффективного развития экономики страны, обеспечения рационального  функционирования объектов рынка и  их единства в реальном рыночном пространстве необходимо, прежде всего, классифицировать элементы рыночной инфраструктуры по укрупненным блокам.

Для отнесения отраслей к инфраструктурному комплексу  в экономической литературе разрабатывается  система критериев. В качестве существенных признаков и критериев инфраструктуры значительная часть исследователей выделяет следующие:

• производственная деятельность инфраструктуры не создает новой  натурально-вещественной формы продукта, а лишь увеличивает стоимость  уже созданной;

• процесс производства неотделим от потребления полезного эффекта;

• продукция инфраструктуры, выступающая в форме процессов перемещения, хранения, передачи информации, не подлежит хранению или складированию [23, с. 96].

Комплексный подход к  рассмотрению отдельных элементов  инфраструктуры товарного рынка выдвигает требование о необходимости формирования официальной государственной Концепции (а затем и Программы) развития инфраструктуры товарного рынка как на республиканском, так и на региональном уровнях.

В заключение следует отметить, что в Республике Беларусь в недавнем прошлом была сформирована система управления товарными потоками, основанная на жесткой иерархии управления логистической цепью инфраструктурных элементов товародвижения. В этой системе вертикальные структуры оптового звена торговли и снабжения брали на себя опосредование связей между различными отраслями и организационными структурами, их представляющими.

В результате произошло  нивелирование конечной цели посреднической деятельности – услуги. Заложенный первоначально принцип целевой направленности услуги с ориентацией на конечные результаты с формированием организационных структур вокруг целей, а не вокруг ресурсов, не сработал.

В научной литературе проблемам перехода от административно-регулируемой экономики к рыночной посвящено достаточно исследований. И если отдельные направления товарного рынка исследуются достаточно часто (например, проблемы менеджмента, маркетинга, логистики), то до настоящего времени нет единой точки зрения у экономистов и ученых относительно инфраструктуры товарного рынка и необходимости его регулирования. Отказ от регулирования товарного рынка на начальных этапах реформирования психологически вполне объясним: это была реакция на командно-административные методы управления рынком и торговлей, основанные на жестком регулировании сферы производства и распределения.

В настоящее время  уже не обсуждается то положение, что в условиях продолжающегося кризиса экономики постсоциалистических стран не исключается, а предполагается государственное регулирование экономики в целом и ее отдельных сфер (в т.ч. товарного рынка) с использованием системы мер, направленных на создание предпосылок для эффективного использования рыночных механизмов, на регулирование отраслей и сфер, связанных с инфраструктурой товарного рынка.

Современные же рыночные условия поставили задачу смещения акцента на полезный эффект труда, создающего услуги, т.е. на его способность производить потребительские стоимости, так как в процессе труда предоставляемого в качестве деятельности, выступает в форме конкретной услуги потребителю товаров. Это и формирует отличительные черты услуги от товара. В условиях становления рынка и создания современной инфраструктуры товарного рынка делается попытка изменить положение, постоянно реорганизуя и, стимулируя создание вокруг ресурсов новых структур посреднического характера на горизонтальном уровне управления (товарные биржи, конкурсные торги, торговые дома, ярмарки, выставки, аукционы и пр.), способных устойчиво и стабильно функционировать на товарном рынке.

Это, в свою очередь, потребовало  перемен в концептуальной, методологической составляющей процесса управления товаропотоками по всей цепочке инфраструктурных элементов, формирующих реализующую цепь. Исходной составляющей данных изменений явилось  признание того, что система рыночных отношений в сфере обращения объективно диктует необходимость поиска новой целевой установки, перехода от устоявшегося стереотипа ресурсопотребления «загодя и впрок» к процессу реального ресурсодвижения под конкретное потребление при минимуме запаса.

Это предопределило возрастание  в современных реалиях рыночной экономики роли такого посредника, как инфраструктурная составляющая, которая руководствуется принципом  горизонтальных взаимоотношений с  максимизацией полезности производимых материальных и нематериальных благ. По нашему мнению, вопросы формирования рыночной инфраструктуры в отечественной экономической науке должны рассматриваться в контексте научных представлений о системной роли инфраструктуры в развитии экономики в целом. Являясь специфическим порождением социально-экономических систем, инфраструктура возникла на определенном уровне развития хозяйства как объективно необходимое следствие происходящих в хозяйстве структурных изменений, вызывающих разобщение элементов, дифференциацию их свойств, перераспределение характеристик и др.

Все эти процессы требуют  создания некоторого сопутствующего им механизма, компенсирующего издержки разобщения, «увязывающего» между собой  результаты процесса структурообразования. Так, любая специализация предполагает необходимость обмена, всякое пространственное разделение требует наличия возможности перемещения, любая дифференциация свойств вызывает необходимость установления связи, передачи информации. Инфраструктура является механизмом, компенсирующим повышение разнообразия, неупорядоченности и разнородности внешних воздействий, влияющих на деятельность хозяйственных объектов. Каждой модели экономики соответствует собственная модель инфраструктуры, определяющая качество управления экономикой в целом.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».