Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
В реальной экономике рынок взаимодействует, с одной стороны, с натуральным хозяйством, а с другой — с экономической деятельностью государства. Государство обычно устанавливает «правила игры» для участников рынка и в той или иной степени регулирует его функционирование.
Пересечение кривых спроса и предложения конкретного товара или услуги формирует рыночную цену и определяет количество продаваемого по этой цене товара, приведя тем самым рынок этого товара в равновесие. Соответственно, если имеются в виду агрегатные кривые, их пересечение определяет точку равновесия рынка в целом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….
ЗАДАЧА № 1……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 2…………………………………………………………………....
ЗАДАЧА № 3……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 4……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 5……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 6…………………………………………………………………....
ЗАДАЧА № 7 ……………………………………………………………….......
ЗАДАЧА № 8…………………………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………........
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономика и финансы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Экономическая теория»
Вариант № 15
Руководитель, д.э.н., профессор
___________________И.А. Баев
_____________________ 2011 г.
Автор работы
Студент группы ЭиУ-151
_______________К.Д. Шамнэ
_____________________ 2011 г.
Работа защищена
с оценкой
___________________________
_____________________2011 г.
Челябинск 2011
АННОТАЦИЯ
Шамнэ К.Д Пояснительная записка к курсовой работе. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-151, 2011. – 30 с., Список литературы – 1 наименования
Курсовой проект выполнен с целью более глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, его основных понятий и законов.
Поставленные цели и задачи выполнены посредством последовательного решения ряда экономических задач.
Произведены и проанализированы расчеты. Они выражены в графиках и таблицах, что позволяет более эффективно проанализировать представленную картину.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАДАЧА № 1……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 2…………………………………………………………………....
ЗАДАЧА № 3……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 4……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 5……………………………………………………………………
ЗАДАЧА № 6…………………………………………………………………....
ЗАДАЧА № 7 ………………………………………………………………......
ЗАДАЧА № 8…………………………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
РАЗДЕЛ. 1 РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рынок [market] — Совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
Рынок [market] — Абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия.
Рынок — основная форма организации общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением, распределение ресурсов в интересах его участников — собственников этих ресурсов. Они стремятся к наращиванию своего богатства, и, соответственно, производители от участия в рынке. добиваются прибыли (как минимум, возмещения понесенных затрат), а потребители — удовлетворения своих потребностей (в рамках платежеспособного спроса), т. е. максимизации полезности. При этом участники рынка действуют на основе свободного выбора, взаимного соглашения об условиях сделок, максимально возможной информации и конкурентности.
В реальной экономике рынок взаимодействует, с одной стороны, с натуральным хозяйством, а с другой — с экономической деятельностью государства. Государство обычно устанавливает «правила игры» для участников рынка и в той или иной степени регулирует его функционирование.
Пересечение кривых спроса и предложения конкретного товара или услуги формирует рыночную цену и определяет количество продаваемого по этой цене товара, приведя тем самым рынок этого товара в равновесие. Соответственно, если имеются в виду агрегатные кривые, их пересечение определяет точку равновесия рынка в целом.
Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие:
- устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже
- выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке.
Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.
ЗАДАЧА 1
Исходные данные спроса и предложения сведены в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 Исходные данные
Цена (пенсов) |
Цена (пенсов) | ||||||||
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
Объем спроса (банок в год) |
Объем предложения (банок в год) | ||||||||
266 |
228 |
190 |
152 |
114 |
128 |
385 |
642 |
899 |
1156 |
Изобразим на рисунке 1.1 кривую спроса исходя из данных таблицы
Рисунок 1.1 – График величины спроса.
Изобразим на рисунке 1.2 кривую предложения исходя из данных таблицы 1.1.
Рисунок 1.2 – Величина предложения
Если рыночная цена на банку фасоли равна 8-ми пенсам, то для этого рынка характерен дефицит, так как при этом производитель будет выпускать 128 банок в год, а спрос составит 266 банки в год. Дефицит будет равен 138 банкам фасоли в год.
Если равновесная цена на банку фасоли составит 32 пенса, то для этого рынка характерен излишек, так как производитель будет выпускать 899 банок в год, а при данной цене спрос покупателя только 152 банки в год. Излишек равен 747 банок в год.
Покажем кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Кривые спроса и предложения
Равновесная цена на этом рынке равна 10 пенсов за банку (исходя из рисунков 1.3), так как именно при этой цене наблюдается равенство спроса и предложения.
Рост потребительских
расходов повысил потребление
Полученные данные после повышения потребления фасоли, сведем в таблицу 1.2
Таблица 1.2 Вычисленные данные
Цена (пенсов) |
Цена (пенсов) | ||||||||
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
Объем спроса (банок в год) |
Объем предложения (банок в год) | ||||||||
281 |
243 |
205 |
167 |
129 |
128 |
385 |
642 |
899 |
1156 |
Если потребление фасоли увеличится на 15 млн. банок в год при каждом уровне цен, то, как видно из графика равновесный объем составит примерно 250 млн. банок в год, а равновесная цена – 11 пенсов.
Если государство введет налог на продажу фасоли в размере 2 пенсов за одну банку, то величина чистых потерь потребителя вследствие ввода этого налога будет равна 2 пенсам.
ЗАДАЧА 2
Данные задачи приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Исходные данные
Количество рабочих, чел. (F) |
Общий объем продукции (ТР) |
W |
TFC | ||||||||||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0 |
64 |
192 |
385 |
641 |
962 |
1219 |
1412 |
1540 |
1604 |
1604 |
150 |
190 |
Данные таблицы относятся к краткосрочному периоду, поскольку в исходных данных не предусмотрено расширение производственных мощностей, а лишь рассматривается случай изменение количества рабочих.
Определим средний продукт (АР):
АР = ТР/ L (1)
Определим предельный продукт (МР):
МР = (2)
Общие переменные издержки (TVC):
TVC = W*L (3)
Определим общие издержки (TC):
TC = TFC + ТVC (4)
AVC= TVC/Q (5)
Определим средние постоянные издержки (AFC):
AFC = TFC/Q (6)
Определим средние издержки (ATC):
ATC = ТС/Q (7)
Определим предельные издержки (МС):
(8)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
AP |
0 |
64 |
96 |
128,3 |
152,75 |
192,4 |
203,16 |
201,7 |
192,5 |
178,2 |
160,4 |
MP |
64 |
128 |
193 |
256 |
321 |
257 |
193 |
128 |
64 |
0 | |
TVC |
0 |
150 |
300 |
450 |
600 |
750 |
900 |
1050 |
1200 |
1350 |
1500 |
TC |
190 |
340 |
490 |
640 |
790 |
940 |
1090 |
1240 |
1390 |
1540 |
1690 |
AVC |
0 |
2,3 |
1,56 |
1,2 |
0,9 |
0,73 |
0,73 |
0,74 |
0,77 |
0,8 |
0,9 |
AFC |
2,96 |
0,98 |
0,50 |
0,30 |
0,20 |
0,15 |
0,13 |
0,12 |
0,11 |
0,11 | |
ATC |
2,3 |
1,5 |
1,2 |
0,93 |
0,77 |
0,73 |
0,74 |
0,77 |
0,84 |
0,93 | |
MC |
2, 3 |
1,2 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
1,2 |
2.3 |
Начертим кривые общего продукта (ТР), среднего продукта (АР), предельного продукта (МР) (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Кривые общего продукта (ТР), среднего продукта (АР), предельного продукта (МР)
Начертим кривые общих издержек (ТС), общих переменных издержек (TVC), общих постоянных издержек (TFC).
Рисунок 2.2 - Кривые общих издержек (ТС), общих переменных издержек (TVC), общих постоянных издержек (TFC)
Начертим кривые средних издержек (АТС), средних переменных издержек (AVC), средних постоянных издержек (AFC), предельных издержек (МС).
Рисунок 2.3 - Кривые средних издержек (АТС), средних переменных издержек (AVC), средних постоянных издержек (AFC), предельных издержек (МС)
Предельный продукт возрастет, если общий объем производственного продукта будет от 10 до 300, (при условии, что количество рабочих будет 1 – 5 человек). Остается неизменным, если общий объем производственного продукта будет 300, (при условии, что количество рабочих будет 5 человек). Предельный продукт убывает, если общий объем производственного продукта будет от 300 до 0, (при условии, что количество рабочих будет 5 – 10 человек).
РАЗДЕЛ 2. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узкоспециализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.