Максимизация бюрократии и ее нерасположенность к риску

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ максимизации бюрократических процессов в современном мире и ее нерасположенности к риску при принятии экономических решений. В соответстветствии с данной целью, можно указать следующие задачи:
− рассмотреть исходные концепций бюрократии;
− анализировать ее влияние на экономическую жизнь общества;
− исследовать бюрократические процессы в России и западных странах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 БЮРОКРАТИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ……………...5
1.1 Концепции происхождения бюрократии……………………………………5
1.2 Социально-экономический анализ бюрократии и ее нерасположенности
к риску………………………………………………………………………...11
1.3 Максимизация бюрократии: причины и последствия………… …………16
ГЛАВА 2 БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЗАПАДА И В РОССИИ………………………………………………………………………….23
2.1 Масштабы бюрократизации в странах Запада……………………………..23
2.2 Особенности российской бюрократизации………………………………...28
2.3 Опыт борьбы с бюрократией в зарубежных странах и в России…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Максимизация бюрократии.docx

— 86.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Кузбасский государственный  университет»

Имени Т. Ф. Горбачева

Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Максимизация бюрократии и ее нерасположенность к риску»

 

 

 

                                                                      Выполнила: студентка IV курса

Жильцова А. Г.                          

                    Группа: ЭК-081

 

 

Научный руководитель:

Григорьева Анна Петровна

 

 

 

 

Кемерово, 2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 БЮРОКРАТИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ……………...5

    1. Концепции происхождения бюрократии……………………………………5
    2. Социально-экономический анализ бюрократии и ее нерасположенности

к риску………………………………………………………………………...11

    1. Максимизация бюрократии: причины и последствия………… …………16

 

ГЛАВА 2 БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ  ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЗАПАДА И В  РОССИИ………………………………………………………………………….23

2.1 Масштабы бюрократизации  в странах Запада……………………………..23

2.2 Особенности российской бюрократизации………………………………...28

2.3 Опыт борьбы с бюрократией в зарубежных странах и в России…………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ феномена бюрократии в современной науке далеко вышел  за рамки ее понимания как административного  явления, предполагающего описание ряда недостатков функционального характера. Она играет огромную роль в разработке и реализации всевозможных программ развития национальной экономики. От бюрократии во многом зависит обеспечение устойчивых темпов поступательного экономического развития, что является одной из стратегических целей любого государства. На сегодняшний день тема бюрократии очень актуальна, потому что практически каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Россия. В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Бюрократия − это не только способ осуществления работы в учреждениях и не только специфически организованный, по определенным критериям отобранный слой служащих. Бюрократия − это тип государственной организации и стиль жизни в обществе. Это определенный тип динамики развития и приспособления к процессам модернизации общества.

На данную тему написано множество литературы нормативного, а также художественного характера, статей и монографий различных учёных, профессоров высших учебных заведений и даже просто журналистов, интересующихся данной проблемой с обывательской точки зрения. Проблема бюрократизма занимала умы различных людей и в конце XIX в., и в веке XX, занимает и сейчас − в XXI веке. Анализу данной проблемы посвящены труды таких известных ученых, как  М. Вебер, Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др. Поэтому можно сказать, что практическая значимость проблемы бюрократии велика. Предметом изучения курсовой работы является исследование феномена бюрократии как общественно-экономического явления.

Целью написания курсовой работы является анализ максимизации бюрократических процессов в современном мире и ее нерасположенности к риску при принятии экономических решений. В соответстветствии с данной целью, можно указать следующие задачи:

− рассмотреть исходные концепций бюрократии;

− анализировать ее влияние на экономическую жизнь общества;

− исследовать бюрократические процессы в России и западных странах;

− рассмотреть методы борьбы с бюрократией, применяемые в западных странах и в отечественной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: БЮРОКРАТИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

1.1 Концепции происхождения бюрократии

Бюрократия − (буквально: господство канцелярии, от франц. Bureau − бюро, канцелярия и греч. krátos − сила, власть, господство) специфическая форма социальных организаций в обществе, существо которой заключается, во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным ее признаком является существование и рост слоя бюрократов − привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.

Исходным пунктом анализа  бюрократии является факт роста и  усложнения организаций в современном обществе. Крупные предприятия для своего успешного функционирования нуждаются в аппарате, который мог бы осуществлять организацию, координацию, циркуляцию и контроль над принятием решений и их эффективностью на всех уровнях. Из этого следует, что феномен бюрократии характерен для всех предприятий и организаций во всех сферах хозяйственной, культурной, общественной, политической жизни общества. Это означает также, что независимо от области деятельности и ее уровня − корпоративного или государственного − структура бюрократии всюду одна и та же. Она существует как в аристократических, так и в демократических режимах; как в авторитарных, так и в либеральных формах правления.

Можно сказать, что существует большое количество концепций, дающих абсолютно разное толкование явлению бюрократии. Но с экономической точки зрения, выделяют две ключевые концепции бюрократии: экономической теории и бюрократии с точки зрения нового институционализма. Каждая из них дает собственное толкование понятие бюрократии.

В основе экономической теории бюрократии лежит модель, предполагающая, что государственные органы ведут себя как максимизаторы собственного бюджета. Больший бюджет позволит бюрократии удовлетворить свои потребности в области заработной платы, продвижения по службе, в получении нефинансовых преимуществ, таких как власть и престиж. Рассмотрение бюрократии с такой точки зрения является объектом изучения теории Общественного выбора.

Теория Общественного  выбора − раздел экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. В соответствии с классическими положениями теории Общественного выбора исследователи нацелены на изучение интересов и мотивов бюрократов, рассматриваемых как рациональные эгоисты, чья деятельность направлена на максимизацию прибыли. Большое внимание изучению данной терии уделил америконский экономист Д. Бьюкенен. Теория Общественного выбора, по его определению, методологически является индивидуалистической теорией в том же смысле, что и экономическая теория. Основными единицами служат выбирающие и действующие личности, а не органические единицы, такие как партии, отдельные области страны или целые народы. Д. Бьюкенен полагает, что теория Общественного выбора предлагает аналитическое основание, позволяющее обсудить подлинную переделку в конституциях, которую можно осуществить без значительных общественных затрат.

В рамках теории Общественного  выбора ключевая позиция принадлежит американскому экономисту В. Нисканену. Его первые исследования были посвящены военно-бюрократическому аппарату Соединенных Штатов. Экономическая теория отличается не предметом исследования, а методами. Индивидуальный потребитель, предприниматель, или в случае с бюрократией, чиновник является центральной фигурой методов. Важную позицию в теории Нисканена занимает определение бюро. Оно рассматривается как организация, обладающая следующими признаками:

− во-первых, владельцы и  наемные работники не приобретают  никакой доли в разности между  доходами и расходами в качестве личной прибыли;

− во-вторых, доля текущих  доходов организации проистекает  из источников, отличных от продажи выпуска в расчете на единицу продукции.

Бюрократ, по его мнению, как и любой человек, максимизирует  собственную полезность. Нисканен строит свою теорию поведения бюро по аналогии с теорией фирмы. Если фирма максимизирует прибыль, то в понятие полезности бюрократа входят: жалованье, служебные привилегии, общественная репутация, власть. Предположение о максимизации бюджета не обязательно основывается на персональной мотивации бюрократов. Как отмечал автор теории, некоторые бюрократы либо из предрасположенности, либо по причине идеологического внушения пытаются служить тому, что, согласно их представлению, является общественным интересом. Нисканен отмечает, что бюро будут являться неэффективными поставщиками государственных услуг, если соизмерять их деятельность с соблюдением интересов всего населения, а не рассматривать ее с точки зрения представителей законодательной власти. В этом автор солидарен с мнением ряда экономистов, полагающих, что большинство проблем, часто приписываемых бюро, более прочно коренятся в структуре и правилах принятия решений законодательной властью, а бюро только является предпочитаемыми ею агентами. Поведение всех бюро должно оцениваться в контексте специфического политического рынка, которому они поставляют услуги.

В 1994 году, завершая свою работу над теорией, В. Нисканен подвел итоги своих исследований и обозначил ряд вопросов, которые еще ждут решения. Он считает, что основополагающая структура теории бюрократии, обозначенная еще в 1971 году, продолжает оставаться наиболее пригодным подходом к пониманию поведения бюро.

Рассматривая вторую концепцию  бюрократии, а именно с позиции  институционализма, следует выделить две основные концепции: рыночную и сетевую. Основные постулаты рыночной модели бюрократического устройства были заложены в 1992 году Д. Осборном и Т. Геблером и впоследствие разрабатывались также Флемингом и Роудзом, Виллиямсоном.  В рыночной концепции бюрократии базовая предпосылка аналогична иерархической модели, и заключается в необходимости устранения негативных воздействий субъективности в деятельности органов государственной власти. Однако, если в иерархической модели устранение субъективности достигается путем жесткой регламентации деятельности, то в рыночной − повышением ее прозрачности. Традиционная иерархическая модель бюрократического устройства заменяется на горизонтальные отношения партнерства, кооперацию, рыночный обмен, контрактацию государственных органов и частных фирм. Новая институциональная экономика позволяет внедрить системы стимулов, рыночную конкуренцию в производство государственных услуг, развитие аутсорсинга. В новой институциональной экономике делается акцент на разукрупнение бюрократий, на создание квази-рынков и на внимание к выбору клиентов. Рыночная модель бюрократии основывается на идее о том, что стимулирование, используемое в частном секторе, должно способствовать увеличению производительности государственного сектора.

Ключевой характеристикой  рыночной теории бюрократического устройства является развитие соглашений. Основные отношения внутри системы управления при рыночной модели бюрократического устройства могут быть рассмотрены как ряд договорных связей или соглашений. Отношения в органе государственной власти при этом рассматриваются как ряд отношений между начальниками, имеющими необходимую работу и подчиненных, которые способны ее выполнить. Заключение контрактов между начальниками и подчиненными позволяет уменьшить проблему контроля, поскольку в договоре предполагается четкая фиксация показателей результативности служащих. Следующей важной характеристикой рыночной концепции является ориентация органов исполнительной власти на клиентов. Поскольку цели органов государственной власти во многом связаны с удовлетворением потребностей граждан, то никто лучше граждан не может оценить достижение целей организации.

К основным преимуществам  рыночной модели бюрократического устройства можно отнести достаточно большую гибкость в исполнении задания, отсутствие четкого детального планирования, что предоставляет некоторую свободу действий менеджерам, ориентация на результат, а не просто на использование ресурса, и большая, по сравнению с иерархической моделью, возможность получения менеджерами дополнительного вознаграждения.

Однако у рыночной модели бюрократического устройства, несмотря на множество положительных моментов, существуют и недостатки. Исследователи отмечают повышение трансакционных издержек. Хотя на первом этапе издержки снижаются, это продолжается недолго. Со временем трансакционные издержки возрастают. Это связано не только с тем, что в государственных органах достаточно много времени уходит на развитие необходимых умений. Жесткость контрактов может вызвать непредвиденный рост расходов, в тех случаях, когда при выполнении одного задания требуется разноплановая работа. Кроме того, контрактация приводит к тому, что организация ориентируется на краткосрочные результаты.

В рамках рыночной бюрократической  концепции следует ососбо выделить сетевую концепцию. Ее появление связывают с развитием нового государственного управления. Можно сказать, что развитие сетей является атрибутом рыночной концепции бюрократии. Рыночная модель бюрократического устройства приводит к выделению в составе органов исполнительной власти полунеправительственных структур, которые в дальнейшем начинают образовывать сети, как между собой, так и вместе с коммерческими организациями. Сетевая модель бюрократического устройства выделена в отдельную теорию, поскольку возникающие в ней отношения регулируются иными, чем в рыночной бюрократии, механизмами.

Информация о работе Максимизация бюрократии и ее нерасположенность к риску