Максимизация прибыли как одна из целей производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:47, лекция

Описание работы

Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль. Точки пересечения графиков - это точки критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство.

Файлы: 1 файл

Максимизация прибыли фирмы.docx

— 259.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ В ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

 

В долгосрочном периоде у  фирмы есть возможность приспособится  к изменившимся условиям, уйти из отрасли  или наоборот расширить производство. В условиях совершенной конкуренции  фирма считает, что текущие цены - лучший прогноз для будущих цен. Если Q1- равновесный выпуск в краткосрочном периоде при цене Р1, то условие равновесия SMC1=P1=MR. В этом случае фирма получает экономическую прибыль (малый прямоугольник на рисунке 7). Эта прибыль вызывает два основных процесса.

ATC2


ATC1   SMC1  


                   AC


MC


                                                  S1


                                                                        P1 P1


P2


 LAC


                                               LMC     SMC2    S2 D

                              Q1                      Q2        Q3    Q                            Q1  Q2 Q


                           

                                                                                       

                

   Рисунок  7.  Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

Во-первых, фирмы этой отрасли  пытаются получить большую массу  прибыли и расширяют в связи  с этим масштаб производства, при  этом объем Q3 соответствует точке, в которой P1=LMC=SMC2, прибыль таким образом можно увеличить (большой прямоугольник на рисунке 7). При Q меньше Q3 MR больше MC, т.е. есть возможность расширить производство.

Во–вторых, экономическая  прибыль – это сигнал для вхождения  в отрасль новых фирм в долгосрочном периоде. Новые фирмы придут, старые расширят свою деятельность. Следовательно, предложение в отрасли, как видно  на рисунке 7, увеличится с S1 до  S2, что окажет давление на цену в сторону понижения при том же спросе. Цена снизится с Р1 до Р2.

В результате фирмы отрасли  окажутся в состоянии долгосрочного  равновесия и каждая из них сможет иметь только нормальную прибыль  при цене Р2.

В долгосрочном периоде процесс  входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Таким образом, в долгосрочном периоде конкурентная фирма максимизирует  свою прибыль при таком объеме производства, когда LAC=P=LMC.

Долговременное равновесие на конкурентном рынке со свободным  входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбирают наиболее эффективную  технологию и масштаб производства.

Прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек, а  они в свою очередь, включают все  альтернативные издержки фирмы. Совокупные издержки включают альтернативную стоимость  времени и денег, которые собственники вкладывают в бизнес. В случае, когда  прибыль равна нулю, доход компенсирует владельцам вложенные время и  деньги. В ситуации рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли  бухгалтерская прибыль положительная. Именно это обстоятельство заставляет фирмы оставаться в отрасли, не стремиться покинуть ее или изменить масштаб производства  в долгосрочном периоде.

Кривая предложения в  долгосрочном периоде имеет более  пологий вид и сохраняет положительный  наклон. Это связано с тем, что  некоторые ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве и с тем, что разные фирмы имеют  различные издержки производства. Например, рассмотрим рынок ремонтных услуг. Каждый вступает на этот рынок, но издержки фирм не одинаковы. И люди работают с разным темпом, да и альтернативное использование времени для одних  выгоднее, чем для других. При  любой данной цене в отрасль вступят  фирмы с низкими издержками. Для  увеличения объема предложения рынок  должен привлечь новых желающих работать в отрасли. Поскольку новые фирмы  имеют более высокие издержки, то их привлечет более высокая  цена. Таким образом, рыночная кривая предложения имеет положительный  наклон. В этом случае цена рынка  – это средние совокупные издержки предельной фирмы – фирмы, которая  покинула бы рынок при падении  цены ниже этого уровня. Фирмы с  более высокими издержками войдут на рынок только при условии повышения  цены. Таким образом, кривая предложения  скорей всего будет не горизонтальной, а восходящей, отражая тот фактор, что возрастание цены необходимо для увеличения объема предложения.

Так как фирмы легче  входят на рынок и выходят из него в долгосрочном периоде, чем в  краткосрочном, кривая предложения  в долгосрочном периоде обычно более  эластична по сравнению с краткосрочным  периодом.

Кривая долгосрочного  предложения отрасли для отрасли  с постоянными издержками будет  горизонтальной. Рост рыночного спроса на продукцию совершенной конкуренции  вызовет рост цены. Цена, оказавшись выше  minAC, обеспечит экономическую прибыль. В отрасль устремятся новые фирмы. За счет их увеличится предложение, что окажет влияние на цену, которая снизится до прежнего уровня. Кривая Sл – кривая долгосрочного предложения отрасли.

Аналогично отрасль реагирует  на уменьшение спроса.

Если цены на различные  виды затрат не изменяются по мере изменения  объема выпуска отрасли, то долгосрочная кривая предложения будет абсолютно  эластична, как на рисунке 8. В отрасли  для которой характерно возрастание  затрат, долгосрочная кривая предложения  будет восходящей, а в отрасли  с убывающими издержками – будет  иметь отрицательный наклон.

                                                

                         

                                                                             

         P                                        P


S2


SMC


                               LMC D2 S1


SAC


                                                             LAC        D1 


P



P


 


 

Q


                Q


  Рисунок 8. Реакция отрасли с постоянными издержками на увеличение спроса в долгосрочном периоде

 

На рисунке 9 показана ситуация, когда производство расширяется  в отрасли возрастающих издержек, что вызывает увеличение цен на некоторые  ресурсы, которые в ней используются. Кривая LAC сдвигается вверх. Первоначальное увеличение спроса отражается в сдвиге кривой D. Цена в результате стала выше совокупных средних издержек и в отрасль устремились другие фирмы. За счет их увеличилось предложение в отрасли. Но новое равновесие достигается при цене Р2. Если цена вернется на первоначальный уровень, фирмы покинут отрасль, т.к. будут иметь убытки. В результате форма рыночной кривой предложения отрасли с возрастающими издержками будет восходящей.

                                                                      

S1


                                                        


D1


      P                                                              P           D2


                                               P3 S2


     P2 LAC2 P2


P1


P1


                           LAC1                  


                                                              Sл


                                                                Q                      Q


 Рисунок  9. Реакция отрасли с возрастающими издержками на увеличение спроса в долгосрочном периоде 

 

Долгосрочный  период – временной отрезок в течении которого фирма способна изменить все факторы производства.

 

4 ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

 

Получение максимальной прибыли  — это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается  через определения и реализацию набора целевых установок как  тактического, так и стратегического  порядка. Ими являются:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

Характер данных целевых  установок предприятия определен  состоянием экономики в целом, тенденциями  развития конкретной отрасли, к которой  относится деятельность фирмы, а  также стадией цикла жизни  самого предприятия.

Существует теория жизненных  циклов предприятий, согласно которой  выделяется три стадии этого цикла:

Первая  стадия:

Характеризуется активной экспансией, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.

Вторая  стадия:

Рост курсов акций и  прибыли, увеличения доходов собственников  капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению  с сокращением издержек, отходит  на второй план.

Третья  стадия:

Происходит снижение объемов  продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток  капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение  определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько  для минимизации убытков.


Всякая предпринимательская  имеет своей целью получение  прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно  описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной  эффективности: 1) деятельность фирмы  описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных  комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для  каждого возможного объема выпуска  продукции. Это дает возможность  вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление  о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы  является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм на рынке  определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение  минимума прибыли; увеличение доли участия  на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и  т.п.

Предполагается, что фирма  стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями  максимизации. При характеристике целевой  нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае, осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск — реакция  на невыполнение тех или иных целевых  установок для внутрифирменных  подразделений; исследовательский  поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере  взаимодействия фирмы с ”окружающей  средой”; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим  образом подготовиться к использованию  новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели международной  корпорации ЗМ, а также общие тенденции  развития производства в Японии. ЗМ  является организацией работников и  акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих  целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для  создания адекватных социальных и экономических  условий жизнедеятельности общества.

В Японии многие всемирно известные  фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление ”к производству продукции наивысшего качества при  наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного  потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях  повышения благосостояния всего  общества”.

В самом общем плане  цели деятельности фирмы представлены  в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Цели деятельности фирмы.

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных  ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Держатели акций

Рост доходов

Кредиторы

Рост стоимости акций

Потребители

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворения потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы

Информация о работе Максимизация прибыли как одна из целей производства