Максимизация прибыли как одна из целей производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:47, лекция

Описание работы

Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль. Точки пересечения графиков - это точки критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство.

Файлы: 1 файл

Максимизация прибыли фирмы.docx

— 259.44 Кб (Скачать файл)

 

МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

 

    Конкурентная фирма- это та, которая продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции.

     Фирмы  не могут повлиять на цену  в силу своей малой доли  продаж. Это справедливо, так как  фирма в любых условиях подчинена  простому правилу: изменить цену  можно, изменив объем предлагаемой  продукции. Поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы, производящей один продукт, выглядит как горизонтальная линия. Это видно на рисунке 1. Основная проблема - не путать кривую спроса с точки зрения фирмы и кривую рыночного спроса, которая имеет традиционный нисходящий характер.


                                                           P


  PE


               D S


                                                           

                            Q


 

                                                                                             

                    1. 2)

Рисунок 1: 1) конкурентный рынок;

2) спрос на продукцию конкурентной фирмы

 

     Особенность  кривой спроса определяется:

  1).  Незначительностью  доли продаж фирм: если они  будут изменять свой объем  производства, то рыночное предложение  S настолько незначительно сдвинется, что не окажет воздействия на цену;

2).  Тем, что  товары являются полными заменителями  и спрос на них бесконечно  эластичен по рыночной цене.

    Основная  идея, которая лежит в основе  поведения фирмы - это максимизация  прибыли. Фирма производит один  продукт, издержки которого колеблются  в зависимости от объема производства, а продукт продается по текущей  рыночной цене. В этой ситуации  фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который  максимизировал бы ее прибыль.  Считается, тот объем продаж, который  обеспечит максимум прибыли и  будет оптимальным.

     Оптимальный  объем выпуска – это объем,  который позволяет фирме получить  максимальную прибыль.

     Фирма  получает прибыль, реализуя собственную  продукцию. 

     Таким  образом, фирма должна решать  три вопроса:

  1. Стоит ли производить данный товар?
  2. Если стоит, то, до каких пределов?
  3. Какая прибыль при этом будет получена?

При решении этих вопросов она должна помнить, что:

  • в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя (Q=0), терпит убытки, равные ее постоянным издержкам;
  • целесообразно продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;
  • целесообразно производить такой объем продукции, при котором она будет получать максимальную прибыль или нести минимальные потери.

     Есть  два основные подхода для определения  фирмой того, стоит ли производить  и в каком количестве, чтобы  максимизировать прибыль.

     Первый  предполагает сравнение совокупного  дохода и совокупных издержек. второй- Сравнение предельного дохода  и предельных издержек.

     Совокупный доход (TR)- это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж.

 

                          TR=P*Q,                                                (1)

 

.где      Р-цена, 

            Q-объем продаж.

 

     Средний доход (AR)- это доход продавца от реализованной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара.

 

                         AR=TR/Q,                                                   (2)

 

            TR- совокупный доход,

            Q- объем продаж. 

 

     Предельный доход (MR) – это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции:

 

MR=/\ TR//\Q,                                     (3)

       При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.

     Так  как Р=const, изменение в совокупном доходе будет следующим:

 

/\TR= /\(PQ)= P/\Q,                                 (4)

 

.где    Q- объем выпуска,

           Р - цена.

 

        Поэтому для конкретной фирмы          MR=P(/\Q//\Q)=P.

     Отсюда  для горизонтальной кривой спроса  справедливо равенство  P=MR=AR, т.е. цена равна предельному и среднему доходу.

     Согласно первому методу, прибыль находится как разность совокупного дохода и совокупных издержек (рисунок 2).

             P


                                       TC


                                             TR


 

       Q


                                               

          Рисунок 2. Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль

 

Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так  как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах  производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и  переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.

     Заметим,  что наклон кривой ТС сначала  уменьшается, а потом увеличивается.  Это означает, что предельные  издержки снижаются при начале  выпуска и растут по мере  увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных  и сведет ее быстро к нулю.

     Фирма  достигает максимальной прибыли  в точке, в которой MR=MC. А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.

     Здесь  подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC.

     Поскольку  для конкурентной фирмы MR=P, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где P=MC.

     Таким  образом, сравнивая показатели  совокупного дохода и совокупных  издержек, предельного дохода и  предельных издержек, мы можем  сделать следующие выводы:

     Фирма  максимизирует свою прибыль при  таком объеме производства, когда  совокупный доход превышает общие  издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль. Точки пересечения графиков - это точки критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство.

2 МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ В КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

Достижение максимальной прибыли и минимальных убытков  возможно при различных обстоятельствах  и ценах, на которые конкурентная фирма не в силах повлиять, при  условии выполнении фирмой условия  равновесия  P=MR=MC.На рисунке 3 изображена ситуация, когда фирма при сложившейся рыночной цене способна получать экономическую прибыль.

     MC 


P1=MR 


 

  P,АC                           MC                AC


                                                                    


 

 

Q



Qmax                                  

 

    Рисунок 3. Получение экономической прибыли в краткосрочном             периоде

 

Находим точку  пересечения цены и предельных издержек, опускаем перпендикуляр на ось Х  и находим равновесный объем  производства. Высота прямоугольника -  (Р-АС), т.е. прибыль на единицу  продукции. Ширина прямоугольника - произведенное  количество продукции.

     Следовательно,  прибыль=(Р-АС)Q.

     Экономическая  прибыль это разница между  совокупным доходом и суммой  явных и неявных издержек. Фирма  ее получает, если цена складывается  выше средних издержек. Получение  экономической прибыли, т.е. сверхприбыли, возможно только в краткосрочном  периоде, когда другие фирмы,  привлеченные этим обстоятельством,  не успевают войти в отрасль  и начать производить аналогичный  продукт. Выпуск Qmax не означает, что на единицу продукции приходится максимум прибыли. Этот показатель нельзя использовать как критерий получения общей максимальной прибыли. Точка, где (Р-АС) максимально, не совпадает с точкой равновесия. В точке равновесия фирма не достигает минимально возможных средних издержек и последнее не должно являться целью фирмы. Цель фирмы в другом.

     Основная  задача фирмы - находить точку  равновесия, где предельные издержки  соответствовали бы предельному  доходу, т.к. это обеспечивает  наибольшую массу прибыли и  показывает экономически эффективные  границы увеличения капитальных  и трудовых затрат.

     На  рисунке 4 изображена несколько  другая ситуация. Цена складывается  на уровне средних общих издержек. В точке равновесия Р=АС и  прибыль на единицу продукции  равна нулю, т.е. экономическая  прибыль (Р-АС)Q=0. Для фирмы эта ситуация является обычной. Фирма покрывает все издержки и получает нормальную прибыль, которая является прибылью, от которой владелец фирмы отказался, использовав собственные ресурсы в своей фирме. Она является альтернативной собственностью ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы. Каждый из факторов производства в этой ситуации имеет соответствующее вознаграждение.

   

 

 

   MC


       AC


         P                                 MC AC


                                                              P2=MR


                                                                

Qmax


 Q      


 

 

                                                                   

             Рисунок 4. Работа на уровне самоокупаемости и нормальная прибыль в краткосрочном периоде

 

     Тем  не менее,  фирма может оказаться  и в убытке, т.к. ее прибыль  зависит от цены на ее продукт,  а цена в свою очередь реагирует  только на рыночный спрос и  предложение. На рисунке 5 изображена  ситуация, когда фирма терпит  убытки, но продолжает работать. Прямоугольник- это потери. Цена  не покрывает средние общие  издержки (АС), но проходит выше  средних переменных издержек (AVC). Оказывается более выгодным продолжать производство, потому что в состоянии равновесия фирма минимизирует свои потери. В краткосрочном периоде фирма в любом случае несет потери в размере постоянных издержек. При цене Рз фирме удается снизить эти потери, так как она получает некоторый доход, покрывающий переменные издержки и часть постоянных. Если цена ниже минимальных средних общих издержек, то устанавливается объем выпуска, соответствующий точке Р=МС, можно минимизировать потери.

 

 

 

           MC 


           AC                                           MC             AC   


             P     


                                                                           AVC


                                                                         P3=MR


 

                                                                        Q


Qmax

 

              Рисунок 5. Конкурентная фирма, несущая потери

 

Рисунок 6 показывает ситуацию, при которой цена опустилась до уровня средних переменных издержек (AVC). Точка, где Р=min AVC,- точка прекращения деятельности фирмы.

 

    MC


    AC                                             MC            AC   


      P


 AVC


P4=MR


                                                                       


Q


  


Qmax



Информация о работе Максимизация прибыли как одна из целей производства