Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Малое предпринимательство  в России: проблемы и перспективы  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: студентка Э группы

                                                                         2курса экономического факультета

                                                                        

 

                                                                        Проверил: профессор

                                                                        Чугунов А. Ф.

 

 

 

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 2011

 

Содержание

 

Введение_________________________________________________________ 3

 

Глава 1. Становление и  развитие  предпринимательства в России

 

1.1.  Этапы развития предпринимательства в России_____________________6

 

1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12

 

1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14

 

1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15

 

Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства

 

2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22

 

2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23

 

2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24

 

2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28

 

2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого

 

предпринимательства______________________________________________31

 

Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37

 

Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39

 

Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44

 

Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56

 

Заключение_____________________________________________________60

 

Список использованной литературы________________________________63

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном  этапе развития. Несмотря на принимаемые  правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

В настоящее время  в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

 

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Поэтому перечисленное  выше, требует разработки государственной  поддержки малого предпринимательства  в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в  условиях активных трансформационных  процессов в обществе и экономике  практика государственной поддержки  малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Актуальность данного  исследования обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его  проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

-    Дать определение малому предпринимательству

-    Выявить его особенности

-    Определить место малого предпринимательства в экономике

-    Рассмотреть его эволюцию

-    Классифицировать проблемы малого бизнеса

-    Продумать возможные пути решения этих проблем

Можно предположить, что  одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.

Глава 1. Становление  и развитие  предпринимательства  в России.

 

1.1.  Этапы развития  предпринимательства в России

 

Российское малое предпринимательство  в своем становлении за последние  десять лет уже прошло два этапа  и находится накануне вхождения  в новый, четвертый, этап.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия исполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый  бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс  бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса  и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально  иной экономический курс, который  воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в  развитии российского малого предпринимательства.

1992 год - год шоковой  терапии - характеризовался самыми  высокими с середины 80-х годов  темпами роста числа малых  предприятий (в 2,1 раза) и численности  занятых в них. Этот факт  носит феноменальный характер, поскольку  осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером  по увеличению числа малых предприятий  стала тогда сфера науки и  научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в  общей структуре российского  малого предпринимательства произошло  резкое уменьшение доли МП в сфере  материального производства.

По широко распространенному  мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа  МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического  малого предпринимательства стало  ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития