Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63
Кризис 1998 года оказал большое
негативное влияние на малый бизнес.
Он показал, что не обеспечены достаточные
условия для стабильного
Качественное изменение заключалось в том, что:
- кризис нарушил финансовую базу развития МБ. Наибольший ущерб понес МБ от неплатежей и банкротств партнеров по бизнесу.
- кризис не позволил развиться тенденции к производственной переориентации малого бизнеса, основывавшейся в последние годы на поставках импортных комплектующих и полуфабрикатах.
- кризис привел к распаду институциональной инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.
После кризиса "выжили" в основном те фирмы, которые диверсифицировались, т.е. те, которые имели не менее двух основных видов деятельности. Кроме того, решающим для выживания моментом было своевременное изменение цен, что часто было невозможно сделать из-за существенной рыночной власти монополий.
Малые предприятия в
борьбе за выживание научились
Давайте посмотрим на цифры.
В 90-е годы, на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики, устойчиво росла доля МП в общем объеме ВВП, а также количество занятых на малых предприятиях.
Если в 90-е годы среднегодовые значения приростов были на уровне 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу). В 1997 г. количество малых предприятий составляло 841,7 тыс., в 1998 г. - 861,1 тыс., в 1999 г. - 868,0 тыс., а в 2000 г. - 890,6 тыс. Это официальная статистика. Надо признать, что эти данные плохо отражают реальную действительность, т.к. во-первых, не отражают динамику численности в течение года, а во-вторых, не отражают объемы неформальной экономики. По данным опроса руководителей МП, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе весьма велики: не регистрируются до 50 % МП, реальная занятость на МП выше примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90 %, оборот занижается в среднем на 70 %.
Официальная динамика численности малых предприятий отражена на графике. За последние годы структура малого предпринимательства изменилась слабо: на первом месте торговля и общепит, на втором строительство, на третьем промышленность. Но за последний год наметилась тенденция к увеличению доли промышленности, и снижению доли строительства. В 2000 г. доля этих отраслей составляла:
- Торговля и общепит - 44,9%
- Промышленность - 15,29%
- Строительство - 15,25%
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:
1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
4. Кредитная необеспеченность.
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
1. Недостатки налоговой системы
2. Отсутствие оборотных средств
3. Низкий
платежеспособный спрос
4. Высокая арендная плата
5. Экономическая политика государства
6. Недоступность кредитов
7. Дороговизна сырьевых ресурсов
8. Слабое развитие внутреннего рынка
9. Высокие тарифы на перевозки.
10. Отсутствие производственных площадей
Для нормальной деятельности
бизнеса необходимо обеспечить оптимальное
сочетание интересов
Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".
Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.
Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Кроме того, как один из
вариантов санации крупных
Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.
В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
В качестве основного
фактора, препятствующего нормальной
работе малых торговых организаций,
подавляющее число
Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя, из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.
Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.
Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса - на 46,5%.
Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов):
- затраты на производство и реализацию - 15,3
- цены конкурентов - 16,5
- спрос со стороны покупателей - 15,4
- коммунальные тарифы - 5,2
- арендная плата - 8,1
- оптовые цены поставщиков - 14,6
- налоги - 10,2
- изменение курса валют - 14,7
Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.
В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?
Представляется принципиально
важным установить в качестве общих
принципов налогового законодательства
положения, согласно которым, во-первых,
не допускается дифференциация налогов
с целью ограничения или
Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.
Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития