Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 Малые предприятия  выполняют в капиталистической  экономике разнообразные функции.  Как правило, они специализируются  на изготовлении отдельных узлов  и деталей, а крупные предприятия  ведут сборку готовых изделий.  Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

 Среднее время жизни  малых предприятий где-то 6 лет.  Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

 Все малые довольно  быстро реагируют на внешние  условия и видоизменяют конечную  продукцию, следуя за спросом,  осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии  способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

  В общем, стоит  еще раз отметить, что в развитых  странах именно малому бизнесу  уделяются внимание в государственном  масштабе. Государство поддерживает  малый бизнес, как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

 Однако, с большим  сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не  повезло в ходе развернувшихся  в России экономических преобразований  малому бизнесу. Действенной системы  стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых

 форм собственности  и осуществлять все виды хозяйственной  деятельности, если они не запрещены  законом.

 Можно указать на  четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня  развитие малого бизнеса.

 Первый фундаментальный  недостаток - это сверх высокие  налоговые ставки с предпринимателей  и населения, которыми правительство  пытается обеспечить финансовую  сбалансированность и бездифицитность  бюджета. Малое предпринимательство  душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

 Второй фундаментальный  недостаток реформы связан с  логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

 Третий недостаток  реформы - практическая ликвидация  источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

 Четвертый фундаментальный  недостаток - отсутствие систем государственной  и общественной поддержки малого  бизнеса. С большим запозданием  создан государственный орган,  призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса  - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

 Статус этого комитета, его подчиненность одному из  российских министерств, скудность  его финансовых ресурсов свидетельствуют  о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенностью ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.

 Такая задача не  по плечу никакому комитету. Ее  в состоянии решить лишь целенаправленная  политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное  время.

 Местные власти  отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные  власти  охотней  регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

 Очень часто МП  предприятия создаются на базе  старых государственных предприятий.  Например, в Москве 60% кооперативных  кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита.

 В итоге, количество  кафе не увеличилось, а цены  поднялись достаточно высоко. Такая  форма кооперации приводит не  к ослаблению государственной  монополии, а к новым формам  его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

 Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают  развитие малого бизнеса в  нашей стране. Достаточно сказать,  что процесс образования малых  предприятий в производственной  сфере, начавший набирать силу  в 1991 году, в 1992 году фактически  прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере". Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс.,

а в 1988 году - 682 тысячи. Всего  же, по оценке, в американской экономике  в 1992 году действовало около 18 млн. деловых  предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

 Сложившаяся экономическая  обстановка подрывает  стимулы   к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести  к образованию рыночной экономики.  Ясно, что в сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей  от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства.

 

Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса  по сравнению с крупным, оценим его  роль в экономике.

 

2.1. Преимущества малого предпринимательства

 

1.     Сравнительно  более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

2.     По мнению  некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3.     Более  низкая потребность в капитале  и способность быстро вводить  изменения в продукцию и производство  в ответ на требования местных  рынков 

4.     Малые  предприятия лучше знают уровень  спроса на локальных рынках. Ориентация  производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5.     Относительно  более высокая оборачиваемость  капитала малых предприятий.

6.     Малые  предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7.     Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

8.     Малый  бизнес дает средства к существованию  большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

 

 

2.2. Недостатки малого предпринимательства

 

1.     По сравнению с  крупными предприятиями МП обладают  более высоким уровнем риска,  и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2.     МП зависимы от  крупных компаний.

3.     Слабая компетентность  руководителей и менее профессиональные  работники.

4.     Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

5.     Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6.     МП не обладают  рыночной властью и хорошей  ресурсной базой

7.     Несмотря  на повышенную гибкость, потенциальные  способности МП к изменениям не велики.

8.     Малый  бизнес имеет малую склонность  к инвестиционной деятельности  из-за недостаточных размеров  капитала и долгосрочности отдачи  от вложений.

 

            

2.3. Связь малого и крупного предпринимательства

 

 

Существует две точки  зрения о том, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как для малых предприятий, так и для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Малые предприятия компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.

Но существует и другой взгляд. Он заключается в том, что зависимость предприятий друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются  независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейне Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются "приусадебными участками" своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития