Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63
Малые предприятия
выполняют в капиталистической
экономике разнообразные
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые довольно
быстро реагируют на внешние
условия и видоизменяют
В общем, стоит
еще раз отметить, что в развитых
странах именно малому бизнесу
уделяются внимание в
Однако, с большим
сожалением, приходится констатировать,
что именно больше всего не
повезло в ходе развернувшихся
в России экономических
По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых
форм собственности
и осуществлять все виды
Можно указать на
четыре недостатка
Первый фундаментальный
недостаток - это сверх высокие
налоговые ставки с
Второй фундаментальный
недостаток реформы связан с
логикой развертывания преобраз
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный
недостаток - отсутствие систем
Статус этого комитета,
его подчиненность одному из
российских министерств,
Такая задача не
по плечу никакому комитету. Ее
в состоянии решить лишь
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто МП
предприятия создаются на базе
старых государственных
В итоге, количество
кафе не увеличилось, а цены
поднялись достаточно высоко. Такая
форма кооперации приводит не
к ослаблению государственной
монополии, а к новым формам
его проявления. Государственные научно-
Эти основные недостатки,
да и многие другие сдерживают
развитие малого бизнеса в
нашей стране. Достаточно сказать,
что процесс образования малых
предприятий в
а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.
Сложившаяся экономическая
обстановка подрывает стимулы
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.
2.1. Преимущества малого предпринимательства
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более
низкая потребность в капитале
и способность быстро вводить
изменения в продукцию и
4. Малые
предприятия лучше знают
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
8. Малый
бизнес дает средства к
2.2. Недостатки малого предпринимательства
1. По сравнению с
крупными предприятиями МП
2. МП зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность
руководителей и менее
4. Повышенная чувствительность
к изменениям условий
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики.
8. Малый
бизнес имеет малую склонность
к инвестиционной деятельности
из-за недостаточных размеров
капитала и долгосрочности
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства
Существует две точки зрения о том, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как для малых предприятий, так и для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Малые предприятия компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Но существует и другой взгляд. Он заключается в том, что зависимость предприятий друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейне Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются "приусадебными участками" своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.
Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития