Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 Если не вдаваться  в подробности, то сегодня выделяют  четыре основных направления  для решения проблем малого  бизнеса.

Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике.

Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При  сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих – сделать  прозрачными и внести ясность  в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.

Четвертое – стимулировать  инвестиции населения, которое уже  не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 миллиардов долларов, хранящимся под подушками и матрасами.

 Россия должна жить  по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот.

 Во всех странах  с развитой рыночной экономикой  осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого  предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие  интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

 В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Получили распространение две формы государственной поддержки:

- законодательное установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства;

- включение малого предпринимательства составной частью в государственные экономические и социальные программы.

 В США малое предпринимательство  институционально организован и  интегрирован в государственные  структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого предпринимательства, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого предпринимательства. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

 Правовые основы  малого предпринимательства в  Российской Федерации

 Малый бизнес в  России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. Г 406 «0 мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

 В соответствии  с законом РСФСР «0 конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 г. года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

 А в июне 1995 г. был принят федеральный закон государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

 Указом Президента  РФ в июне 1995 г. был образован  Государственный комитет РФ по  поддержке и развитию малого  предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена  целевая Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994-1995 гг.

 В ней были определены  основные направления, цели и  приоритеты в данной области,  включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной  поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

 В 1996 г. Государственной  думой была утверждена вторая  Федеральная программа государственной  поддержки предпринимательства  на 1996-1997гг.

 По мнению А.  Ф. Ноздрачева, остается надеяться,  что действующий с 01.01.99г. Налоговый  Кодекс РФ, в содержании которого  нет особых приоритетов для  малого и среднего предпринимательства,  не будет препятствовать дальнейшему  развитию малого бизнеса в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль малого предпринимательства

 

           Из приведенной выше характеристики  можно сделать вывод о том,  что малые предприятия обладают  значительными конкурентными преимуществами  и способны к более эффективной  деятельности, чем крупные предприятия  в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике  страны?

Малый бизнес может дать экономике:

-    необходимую насыщенность и мобильность рынка;

-    тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

-    ускорение процесса внедрения новых технологий;

-    среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;

-    глубокую специализацию и кооперацию;

-    среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. То есть малый  бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, созда­ние этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Очевидно, что любая  страна нуждается в развитом малом  предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий  малого бизнеса.

Для страны таких масштабов  как Россия малый бизнес не может  стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее,  в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для  нашей высокомонополизированной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Эволюция малого предпринимательства

 

Россия, безусловно, накопила немалый опыт в развитии малого предпринимательства, но предстоит решить еще много  крупных проблем.  Для того чтобы  понять проблемы современного МП, необходимо оглянуться назад.

Рассмотрим, как развивался малый бизнес в период после перестройки.

Важнейшей  функцией  МП в 90-х годах стало обеспечение  выживания значительных слоев населения  в условиях острого кризиса через  самозанятость, предоставление возможности  получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В этот период в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся стабильным спросом у российского потребителя. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требует наименьшего начального капитала и позволяет гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в ни­шах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести их участие в создании новых хозяйственных связей. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике.

Уже к 1995 г. оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами  приостановки роста числа малых  предприятий являлись резкое сужение  границ сфер, характеризовавшихся легко  достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. После 95г. в экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

Менее рентабельные МП также  не выдерживают экономической конкуренции  со средними и крупными фирмами и  вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых  предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перере­гистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий  объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Основными факторами  ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой поли­тики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития