Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы  для дальнейшего развития. По нашим  ориентировочным расчетам, в ближайшие  годы число малых предприятий  в России может увеличиться до 1,4—1,5 млн единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8—3,2 трлн руб. (в 2004 г. 2229,6 млрд руб.). Таким образом, занимая примерно 14—15% в составе ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 г. оборудование кондитерской ), предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

1.     Малый  бизнес обладает своими преимуществами  и недостатками. Эти экономические  особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным  в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

2.     Малый  бизнес оказывает большое влияние  на экономику. Малый бизнес  создает такие экономические  условия, без которых немыслима   высокая эффективность рынка.  По степени его развитости  судят о гибкости экономики.  В развитых странах доля малого  бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

3.     Малое  предпринимательство с помощью  ценовой и неценовой конкуренции  способствует стабилизации цен,  научно-техническому прогрессу,  улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

4.     В России  после перестройки малый бизнес  начал активно развиваться. По  мере его развития менялись  стратегии бизнеса. Если сначала  основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

5.     Основными  проблемами малого бизнеса являются:

-     Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.

-     Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.

-     Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.

-     Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.

-     Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей

А также отмечается отрицательное  влияние на малые предприятия  таких явлений, как:

-     Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.

-     Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.

-     Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.

 

6.      При  разработке механизмов поддержки  малого предпринимательства важно: 

-    Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.

-     Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.

-     Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.

-  Осуществлять поддержку, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

-     Усовершенствовать законодательство.

      Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Список использованной литературы

 

 

1.     Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия  малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.

 

2.     Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.

 

3.   Клейнер Г. "Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя"// Вопросы экономики, 2000, №5.

 

4.     Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра, 1998

 

5      Лиухто К. "Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность"//Вопросы экономики, 2000 №1.

 

6.     Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. "О распределении фирм по размерам"// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.

 

7.     Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"// Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.

 

8.     Семенов А., Агеев Д. "Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства"// Экономист, 2000, № 10.

 

9.     Чепуренко А. Малое предпринимательство в социальном контексте. //Вопросы экономики.-2005.-№9

 

10.      Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики.-2001.-№5.      

 

     

 

           

            

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития