Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Этапы развития предпринимательства в России_____________________6
1.2. Понятие малого предпринимательства____________________________12
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России______14
1.4. Значение и функции малого предпринимательства__________________15
Глава 2. Экономическая характеристика малого предпринимательства
2.1. Преимущества малого предпринимательства______________________22
2.2. Недостатки малого предпринимательства_________________________23
2.3. Связь малого и крупного предпринимательства____________________24
2.4. Инновационность малых предприятий____________________________28
2.5. Необходимость и формы государственной поддержки малого
предпринимательства______________________________________________31
Глава 3. Роль малого предпринимательства___________________________37
Глава 4. Эволюция малого предпринимательства______________________39
Глава 5. Проблемы малого предпринимательства______________________44
Глава 6. Перспективы развития малого предпринимательства___________56
Заключение_____________________________________________________60
Список использованной литературы________________________________63

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Объединив эти две  точки зрения, можно сделать вывод  о том, что оптимальная взаимосвязь  фирм предполагает их относительную  независимость, но в, то, же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.

Как правило,  в России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий,  особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости  вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов,  что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

В настоящее время  в России партнерские малые предприятия  созданы либо бывшими работниками  крупного предприятия, или доверенными  лицами теперешнего руководства. Такая  модель в российских условиях может считаться предпочтительной с точки зрения решения проблемы ненадежности малого предприятия как партнера. Очевидная неустойчивость общей экономической ситуации заставляет руководство крупных предприятий очень настороженно относиться к контактам с "чужими" малыми предприятиями. Положение усугубляется чрезвычайными трудностями самих крупных предприятий: сейчас даже небольшие ошибки в выборе партнеров могут привести к непоправимым результатам. Поэтому крупные предприятия стараются ориентироваться в своих контактах на максимально зависимые от них предприятия. Понятно, что при таких взаимоотношениях обе стороны не извлекают большую часть выгоды от сотрудничества. Те малые предприятия, которые смогли остаться относительно независимыми оказались более жизнеспособными.

Кооперационные связи  очень важны для российских предпринимателей. И эта взаимосвязь перспективна, если создать экономические условия, гарантирующие безопасность такого сотрудничества.

Существует несколько  форм и механизмов взаимодействия малого и крупного предпринимательства: система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, инкубаторы малого и среднего бизнеса и т.д. Дадим им краткую характеристику.

Субподряд

Малые предприятия на основе технологического разделения труда обеспечивают эффективность совместной деятельности. Крупные предприятия предоставляют в аренду малым помещения, средства производства, обеспечивают на льготных условиях сырьем и материалами, дают право использования своего товарного знака. Эта форма сотрудничества широко распространена в современной России.

Лизинг

Малое предприятие берет  в лизинг любое оборудование. По окончании срока малое предприятие  имеет право выкупить оборудование по остаточной стоимости. Существуют специальные  посредники между малыми и крупными предприятиями - лизинговые компании. Их деятельность понижает транзакционные издержки малого бизнеса.

Франчайзинг

Франчайзинг – это  предоставление права крупной фирмой малому предприятию права реализации (финишного производства) ее продукции под товарным знаком крупной фирмы. Это очень хороший способ для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску. Крупным предприятиям это дает расширение рынка сбыта, привлечение дополнительного капитала, экономию на развитии собственной сбытовой сети и т.д. При этом крупное предприятие меньше рискует своим базовым капиталом, а также использует повышенную мотивацию к деятельности малого предприятия. Часто в России эту форму можно встретить как представительство иностранной фирмы (например, «Кодак», «Фуджи», «Макдональдс»). Опираясь на субподрядные системы, лизинг и франчайзинг,  крупные компании формируют вокруг себя межфирменные сетевые связи, активно вовлекая в них малые предприятия.

Венчурный бизнес

Венчурный бизнес направлен на реализацию научно-технических проектов. Крупные предприятия финансируют малые инновационные предприятия, что позволяет им меньше рисковать. В случае удачи крупные предприятия присваивают себе результаты. Существуют также специальные венчурные фонды, которые выступают в роли посредников между малыми и крупными предприятиями.

 В отличие от Запада у нас на первый план выходит не формирование производственных субподрядных связей малого и крупного бизнеса, а включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.

 

 

2.4. Инновационность малых предприятий

 

Это свойство малых предприятий  необходимо рассмотреть отдельно, поскольку  оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются  специальные экономические условия  для того, чтобы перспективные  ученые, инженеры, изобретатели могли  самостоятельно приступить к практическому  внедрению своих идей, т.е. создается  специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как Диджитал, Майкрософт, Поларойд, Эппл.

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

-    Научно-технический прогресс

-    Частная инициатива

-    Благоприятные экономические условия, создаваемые государством

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности – это отсутствие благоприятных экономических условий.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они  успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Рассмотрим особенности  малого наукоемкого бизнеса.

Работа в наукоемких отраслях связана с высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы  риска традиционных коммерческих операций, она требует особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.

Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный  потенциал. Он рассматривается с  точки зрения развития, внедрения  и распространения новых передовых  технологий, а также появления на рынке новых видов конкурентоспособной продукции.

С позиций микроэкономического  анализа, на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние  фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными  преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между  размером фирмы и ее инновационной активностью ученые делают вывод о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как о степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных  для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других – довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса  в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла, с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

В нашей стране инновационную  роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея ввиду развернувшийся процесс конверсии.

Существуют особенности  рискового финансирования.

Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

Существуют два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они  осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.

Третья отличительная особенность  рисковых капиталовложений состоит  в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового  кредита. Они непосредственно или  через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

 

 

2.5 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства

 

Государственная поддержка  малого предпринимательства, как в России, так и в развитых зарубежных странах

 Практика государственного  содействия немонополистическому  сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого  содействия происходит на основе  исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям относится:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

- лекарственных препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

 Как считает А.  Семёнов, важным инструментом  государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная  форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

 Достаточно широкое  развитие получили организуемые  государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной  поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

 Экономист В. Новиков  считает, что сейчас, при корректировании  многими политическими партиями  и движениями своих программ  в них можно заметить меняющееся  отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий  экономического и социального возрождения  России.

Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.

Реализация мероприятий  по обеспечению производственной и  инновационной поддержки малых  предприятии позволит создать значительное количество новых малых предприятий.

Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого  региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития