Механизм регулирования смешанной экономики и социальная ориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности регулирования, как смешанной экономики развитых стран, так и социально ориентированной экономики Республики Беларусь.
В процессе написания работы были использованы учебные пособия и теоретические статьи М.Хазина "Прогноз на 2011 год", Никитенко П.Г и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Концепция смешанной экономики………………………………………..6
2. Особенности политики регулирования смешанной экономики……….13
3. Особенности регулирования социально ориентированной экономики в Республике Беларусь……………………………………………………...........36
Заключение…………………………………………………………..........48
Список литературы……………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ новый.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

Рис.1.3 Модель смешанной экономики

Теория смешанной экономики  не является результатом некой идеологической концепции, предшествовавшей экономической  практике, концепцией, под которую  приходилось насильственно подгонять реальные экономические процессы. В сложном диалектическом взаимодействии "экономической теории" и "экономической практики" относительная самостоятельность первой зачастую приводит к тому парадоксу, какой К. Маркс называл "возведением второго этажа раньше первого", т. е. ситуацией, когда построение теории упреждает реальность становления соответствующей практики.

Сам термин "смешанная  экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и  наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Смешанная экономика  представляет собой одновременное  сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и  государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной  экономики обладают относительной  самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики  характеризует не только наличие  разнообразных структурных элементов  в ее составе, но и образование  конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно - государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и    т.д.

Сегодня смешанная  экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Таким образом, смешанная  экономика – это экономическая  система, основанная на господстве государственного сектора в отдельных отраслях и наличия определенной свободы  предпринимательства в других отраслях.

 

 

  1. Особенности политики регулирования смешанной экономики

Современная экономика  представляет синтез рыночного механизма  и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства  в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности  с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Государственное регулирование смешанной экономики  представляет собой систему типовых  мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных  условиях государственное регулирование  экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные  задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В условиях смешанной  рыночной системы хозяйственные  функции государства воплощаются  в политике макроэкономического  регулирования. Для этого существует ряд важных причин.[10]

Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить  справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется  по принципу эквивалентности, возможности  у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

Во-вторых, потребность  в урегулировании отношений между  макро- и микроэкономикой, целым  и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

Национальная  экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный  организм, в котором различные  отрасли, регионы и предприятия  имеют свои особенности. При опоре  лишь на рынок невозможно направить  их развитие к общей цели.

В-третьих, потребность  усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. При переходе от планового хозяйства  к рыночному в экономике Беларуси обнаружились следующие черты:

- сосуществование новой  и старой экономических систем. Хотя каркас новой уже обрел первичную форму, рыночная система еще несовершенна, по-прежнему велико влияние плановой;

- быстрый рост сопровождается  инфляцией. Эта ситуация отличается  как от положения в прошлом,  когда в условиях плановой  экономики рост не был стабильным, но отсутствовала инфляция, так и от явления депрессии, характерной для Запада;

- продолжаются циклические  колебания;

- темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность  сравнительно низка;

- роль рыночных отношений  и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению в макро - и микрообластях отстает от развития макроэкономической ситуации.

Государственное управление, включающее создание и  укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и  нормальное развитие народного хозяйства.

Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. 

  В  условиях   рыночных   отношений   и   переходного   к   рынку периода   в   системе   государственного   регулирования           экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие  выработку   различных   вариантов достижения   целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего   из   альтернативных   вариантов   и   обеспечение   его   выполнения. В конечном счете, все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

     По   форме   участия   государства   в   регулировании   экономики   и   методам   его   влияния   на  хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рис. 2.1). Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного   вмешательства   и         функционирования          естественно сложившегося рыночного механизма.[1;с 431]

 

 

 

Рис. 2.1 Формы и методы государственного регулирования.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений,   постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных  контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности,  квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу   лицензий,  и,   наоборот,  для   расширения   той или   иной  деятельности  разрешить ее  ведение.  К   мерам принуждения   относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих   субъектов   (требования   охраны   труда,  установление  очистных   сооружений   и   т.д.).

           Экономические методы  регулирования воздействуют на интересы   объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое   принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия,  но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

      С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения   на денежном и финансовом рынках,    воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру  платежного баланса страны, стимулирует     экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические   методы      регулирования   реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).

     Прямые   методы   воздействуют   на   субъект   непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции),  финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно,  например, через налоги, кредитование.

     Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" — цены — для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.

Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство  значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.

Информация о работе Механизм регулирования смешанной экономики и социальная ориентация