Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности регулирования, как смешанной экономики развитых стран, так и социально ориентированной экономики Республики Беларусь.
В процессе написания работы были использованы учебные пособия и теоретические статьи М.Хазина "Прогноз на 2011 год", Никитенко П.Г и др.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Концепция смешанной экономики………………………………………..6
2. Особенности политики регулирования смешанной экономики……….13
3. Особенности регулирования социально ориентированной экономики в Республике Беларусь……………………………………………………...........36
Заключение…………………………………………………………..........48
Список литературы……………………………………………………….50
В случае же, если переход произойдет, то мы получим традиционный дефляционный сценарий, с массовыми банкротствами, как финансового, так и реального сектора, резкое сокращение уровня жизни практически во всех странах мира, быстрый распад единой системы мирового разделения труда и начала процесса резкого упрощения всего процесса производства.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
Каждая страна
стремится к общим целям
Целью реформирования экономики РБ является построение социально ориентированной рыночной экономики. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы. Социальная направленность гос. деятельности является сущностной характеристикой гос-ва с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Социальная сфера - одна из основных подсистем общества, сложный, интегрированный объект, требующий правильного понимания и представления. Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей. Качество жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей - человека (продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Социальная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества, и в первую очередь, с экономической и политической. Экономика, в широком ее понимании, отражает и социальные процессы, в то же время экономические проблемы человека - это не что иное, как его социальные потребности. Экономика определяет социальную жизнь людей в той же степени, в какой жизненные интересы человека определяют развитие экономики. Связь социальной сферы с политикой проявляется через социальную политику, которая выступает как одна из важнейших составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил.
Рассматривая социальную сферу как объект государственного регулирования, заметим, что речь идет о стороне социальной сферы, касающейся удовлетворения потребностей человека, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем.
Совокупность
процессов и организаций
- население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;
- политика доходов, уровень и качество жизни населения;
- социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.;
- развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.).
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
- от географического положения;
- от наличия природных ресурсов;
- от исторических условий развития;
- от традиций населения и его обычаев;
- от уровня развития производительных сил;
- от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
- наличие многообразных форм собственности;
- преобладание свободных цен на товары и услуги;
- развитая система свободной конкуренции;
- распространение
предпринимательской
- определенная система государственного регулирования экономики.
Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.
Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива "Laissez-faire" капитализму и социализму.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.
Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.
Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.
Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.
Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.
Типовая модель
социально ориентированной
- "смешанная
экономика", в которой достаточно
весома доля государственной
собственности (при развитом
- макроэкономическое
регулирование осуществляется
- особое значение
для государственных органов
имеет поддержание
- высокая доля
государственного бюджета в
- развитая система
социальной поддержки
Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.
В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.
Расходы на социальную политику в Беларуси составляют порядка 13% от ВВП. Это достаточно низкий показатель по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы (за исключением стран Балтии). Например, в Чехии данные расходы составляли в 2006 г. 17.2% от ВВП, в Польше – 18.4%, в Украине – 19.4%25. Однако следует учитывать, что значительная часть социальной поддержки в Беларуси идет за счет субсидирования реального сектора, оценить которую количественно весьма сложно. Основная часть расходов на социальную политику в Беларуси приходится на выплату пенсий, которые составляют порядка 9–10% от ВВП (с учетом выплат из ФСЗН и непосредственно из бюджета). За последние годы произошел существенный рост расходов на помощь в обеспечении жильем. С 2006 г. по первое полугодие 2010 г. они увеличились на 0.5 процентного пункта и составили 0.85% от ВВП. Рост данных расходов связан с желанием правительства «разогнать» экономический рост за счет строительства. В итоге активная политика по строительству социального жилья гарантировала достаточно высокий уровень обеспеченности собственным жильем даже среди бедных. Однако она имела и ряд негативных последствий, в том числе стремительный рост цен на рынке жилья. К тому же расплывчатые критерии получения льгот на строительство позволяют широко пользоваться ими тем, кто в реальности не нуждается в улучшении жилищного положения. (приложение 2).
Расходы консолидированного бюджета непосредственно на социальную защиту населения в два раза отстают от расходов на помощь в обеспечении жильем. Несмотря на активизацию программы адресной социальной помощи, данные расходы не имеют растущей динамики. Значимой статьей расходов бюджета являются выплаты на детей. Их суммарный объем, включающий расходы по выплате пособий на детей до 3 лет, на детей в возрасте с 3 до 16 лет, пособий по беременности и родам и пособий в связи с рождением ребенка, вырос за 2007 – первую половину 2010г. с 0.79 до 1.04% от ВВП. Большая часть этого роста объясняется увеличением выплат пособий на детей до 3 лет. Одновременно произошло снижение помощи семьям, воспитывающим детей, непосредственно из бюджета. Частично к расходам на воспитание детей можно отнести и пособия по временной нетрудоспособности, которые назначаются, в том числе, в случае болезни ребенка в возрасте до 16 лет. Суммарный объем этих пособий в первом полугодии 2010 г. составил 0.90% от ВВП. Для сравнения, общий объем расходов консолидированного бюджета, включая ФСЗН, на мероприятия по обеспечению занятости и борьбе с безработицей составил в этот период 0.16% от ВВП. (приложение 1).
Основным инструментом правительства по недопущению роста бедности в условиях экономического кризиса является адресная социальная помощь в виде ежемесячного пособия. Размер данной помощи определяется как разница между бюджета прожиточного минимума и доходом на члена семьи, умноженная на количество членов семьи. Таким образом, назначение ежемесячного пособия автоматически выводит всех членов семьи на время из числа абсолютно бедных по национальному определению. С начала 2010 г. максимальный срок предоставления данного пособия был увеличен с 3 до 6 месяцев, что повысит эффективность адресной помощи в борьбе с бедностью. Планируется, что в 2011 г. она будет предоставлена порядка 3% населения. При этом по данным на сентябрь 2010 г. ежемесячное пособие получало 129500 человек, а средний размер пособия составлял BYR 6370026. Относительно невысокий размер пособия подтверждает вывод об относительно небольшой глубине бедности.
Важным шагом по увеличению защищенности детей в условиях кризиса стало увеличение с 2010 г. размера пособия на ребенка в возрасте до 3 лет с 80% от бюджета прожиточного минимума до 100%. Высокие удельный вес данных пособий в структуре расходов ФСЗН говорит об их значимой роли в преодолении детской бедности. Однако следует отметить, что данная мера несущественно отразится на благосостоянии бедных семей, имеющих
право на адресную помощь, так как фактически увеличение одного пособия означает уменьшение другого.
Информация о работе Механизм регулирования смешанной экономики и социальная ориентация