Механизм регулирования смешанной экономики и социальная ориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности регулирования, как смешанной экономики развитых стран, так и социально ориентированной экономики Республики Беларусь.
В процессе написания работы были использованы учебные пособия и теоретические статьи М.Хазина "Прогноз на 2011 год", Никитенко П.Г и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Концепция смешанной экономики………………………………………..6
2. Особенности политики регулирования смешанной экономики……….13
3. Особенности регулирования социально ориентированной экономики в Республике Беларусь……………………………………………………...........36
Заключение…………………………………………………………..........48
Список литературы……………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ новый.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении 2010 г. шло обсуждение возможности увеличения пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума. Это позволило бы отказаться от поддержки чрезмерной  занятости на предприятиях и повысить их  эффективность и конкурентоспособность  на  внешних  рынках.  Одним  из  сдерживающих  факторов  этой  реформы  остается опасение  того, что  значительно  возрастет число  экономически неактивного населения.  

В Беларуси действует  новый размер бюджета прожиточного минимума, сообщает БелаПАН. С 1 февраля  БПМ в среднем на душу населения  составляет 234 тыс. 370 рублей. Для сравнения  — с 1 ноября 2008 года по 31 января 2009 года он составлял 223 тыс. 660 рублей. Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере 256.550 рублей, для пенсионеров — 204.370 рублей, для студентов — 244.450 рублей, для детей в возрасте от 3 до 16 лет — 278.110 рублей, для детей в возрасте до 3 лет — 200.130 рублей.[16]

Белорусская модель развития формируется в течение  последних лет с началом перехода от командно-административной системы  к рыночным отношениям. И хотя она  находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации [4].

 Общность определяется, прежде всего, едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:

- политическим  устройством государства (ростом  демократии, защитой свобод и  прав граждан);

- отношениями  (правами) собственности (укреплением  института частной собственности,  плюрализма форм собственности);

- типичным поведением  экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);

- ролью государства  в экономике (усилением регулирующей  роли государства);

- характером  управления (регулирования) экономическими  процессами (сочетанием прямых и  косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);

- целями и  средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния  населения);

- характером  внутреннего рынка (укреплением  рынка "покупателя");

- социальным  фактором (степенью защиты принципов  социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).

Конкретное  страновое содержание этим блокам придают  целевая ориентация, ценностные установки, "философия" перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития.

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение  приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

Развитие идеи социальной ориентации белорусской экономики  получило в НСУР. В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

 В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–экономика–окружающая среда».[13]

Перед государственными органами управления ставятся такие  крупные цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку роль государства не снижается. Для обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.

Социально ориентированная  модель рыночной экономики требует  последовательного реформирования всей системы социально-экономических  отношений в стране. И хотя в Беларуси в условиях централизованной экономики существовали сильные институты социальной поддержки населения, многие их них реформируются, поскольку меняется механизм их функционирования, и уточняются функции, отвечающие рыночным основам хозяйствования. Идеальная социально ориентированная модель экономики не может быть одномоментно реализована для Беларуси по той причине, что обеспечение всей гаммы социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет расширяться по мере развития рыночного производства. Такой подход хотя и заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для более высокого благосостояния будущих поколений Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).

Достоинством  смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов,  способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

В смешанной  экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.

Современную рыночную экономику уже невозможно представить  без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества.

Регулируются  занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – и  населения, уровень доходов, в отдельных  случаях и – цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно “свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способен привести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованно управляемой системы. И, безусловно, для РБ огромное значение имеет зарубежный опыт, но вместе с тем он не должен стать предметом идеологического увлечения.

Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, рассматривая вышеперечисленные экономические  системы, следует заметить, что в  современном мире ни одна из стран  не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в  вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеет свои плюсы и минусы. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время стала необходимость  в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для страны.

Однако все  не так просто. И не так легко  выполнить все поставленные задачи. Причины могут быть разного характера - от общего кризиса до закостенелого сознания руководителей предприятий и фирм. Но нужно двигаться вперед и находить все новые пути повышения экономической эффективности производства. Без этого Беларуси нет места среди развитых стран мира.

На сегодняшний день наше государство стало на путь стабильного развития, судя по росту такого показателя как ВВП, снижения удельного веса убыточных предприятий, увеличения удельного веса инвестиций в основной капитал и др., следовательно, Беларусь стала преодолевать намеченные цели и выполнять некоторые из поставленных перед ней задач.

 

 

Список  литературы

1. Национальная  экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные  комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 431 с.

2. Википедия  – свободная энциклопедия –  02 февраля 2011. – Режим доступа: www. ru.wikipedia.org/wiki

3. Национальный  статистический комитет Республики  Беларусь – 12 февраля 2011. – Режим доступа: www.belstat.gov.by

4. А. С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития РБ//Экономика. Управление. Право. N2. -2002

5. Яллай В. А Макроэкономика. Псков,  ПГПИ,   2003.

6.  Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. В 2 ч. – Мн.: АУприПРБ, 2007.

7. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000.

8. Балашевич М.И., Махато Б.П. Эффективное государство: Исследование роли государства в стимулировании деловой активности в развивающихся странах. – Мн.: БГЭУ, 2007.

9. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн, 2000.

10. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. Белорусский экономический журнал № 3, 2008.

Информация о работе Механизм регулирования смешанной экономики и социальная ориентация