Международный кредит в современной системе финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международных кредитных отношений в развитии мировой экономики.

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Россия – должник  и кредитор

Россия одновременно является крупным  должником и кредитором. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она испытывала серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного) долга.

Россия-должник. К началу 2000 г, государственный внешний долг России составил более 158 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и был равен 113,4 млрд. долл. в ноябре 2004 г. [23]. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Если в 2000 г. этот показатель был равен 89%, то к 2005 г. – 34,7%. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на экономику страны. Однако на долговые платежи по-прежнему направлялись большие суммы бюджетных средств.

Государственный долг России сформирован, во-первых, из внешнего долга Советского Союза, во-вторых, из нового российского  долга. Долг СССР в основном образовался  в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд. долл. в начале 1992 г.

После распада СССР заключено соглашение о распределении долга между  союзными республиками. Однако только Россия, и то частично, обслуживала  свой долг. Но согласно заложенному  в соглашении принципу солидарной ответственности к России могли быть предъявлены такие же претензии, как и к другим странам. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг при условии перехода к ней прав на все внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил кредиторов, Россию и почти все бывшие союзные республики.

Трудности по выполнению долговых обязательств начались еще в 1990 г. В 1991 г. Внешторгбанк, осуществлявший обслуживание внешнего долга и выступивший монополистом в сфере международных расчетов, израсходовал на обслуживание долга не только все свои ресурсы, но и средства своих клиентов, как юридических, так и физических лиц. В 1992 г. все потенциальные ресурсы были исчерпаны, и из 16,7 млрд. долл. долговых платежей по графику реально на обслуживание долга было выделено 2,6 млрд. Долговые проблемы России стали решаться путем урегулирования долга с кредиторами, в основном на многосторонней основе. Официальные долги урегулировались через Парижский клуб, долги банкам - через Лондонский клуб.

Практика урегулирования долга  на более длительный срок применяется  редко. Тем не менее России удалось  реструктурировать свой долг официальным  кредиторам сразу в полном объеме на сумму 38 млрд. долл. Долг был реконструирован следующим образом: срок окончательного погашения был передвинут на 25 лет (по прежним кредитным соглашениям средние сроки – 10-15 лет), льготный период установлен в 7 лет (по сравнению с 3-6 годами).

Если долг официальным кредиторам в соответствии с международной практикой урегулировался методом простой реконструкции, то в отношении долга банкам принято применять рыночные методы. Сущность их заключается в том, что долги, зафиксированные на банковских счетах, конвертируются в ценные бумаги, т.е. происходит секьюритизация долга.

Переговоры в рамках Лондонского  клуба продолжались пять лет. В итоге  долг, подлежащий урегулированию, был  определен в сумме 323 млрд. долл. Урегулированная  сумма долга членам Парижского и  Лондонского клубов составила 67,3 млрд. долл. Она была эквивалентна 70% советского долга. Но при подобном урегулировании внешнего долга путем затягивания сроков погашения и применения рыночной ставки на должника возложены дополнительные расходы по обслуживанию долга.

Однако в результате кризиса 1998 г. Россия столкнулась с ситуацией, когда ей оказалось трудно обслуживать внешний долг и по новому графику. В 1999 г. были реструктурированы платежи в рамках Парижского клуба на текущий период. В 2000 г, с Лондонским клубом было достигнуто новое глобальное соглашение. Из 32 млрд. долл. задолженности было списано 11,68 млрд. долл. (36,5%). Оставшаяся часть долга из ценных бумаг конвертировалась в еврооблигации. Банки списали часть долга, но взамен ценных бумаг, не гарантированных правительством, получили суверенные облигации высшей категории. Должнику удалось списать часть долга, но взамен он повысил статус своих долговых обязательств.

Кроме советского долга, регулируемого  на многосторонней основе по отработанным схемам в рамках Парижского и Лондонского  клубов, России от СССР достался еще коммерческий долг внешнеторговых организаций, которые осуществляли в кредит централизованные закупки товаров за рубежом по поручению правительства СССР. Фактически этот долг был государственным, и в 1994 г. Россия подтвердила свои обязательства. Однако лишь в конце 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами". Этот долг оформлен в государственные облигации со сроком погашения в 2010 и 2030 гг. [2].

Таким образом, фактически по всем долгам Советского Союза были достигнуты соглашения. В России завершился этап кризисного управления внешним долгом, когда  использовались такие методы, как  реструктуризация, рефинансирование, секьюритизация, частичное списание долга.

В 2003 году Россия занимала десятое  место в мире (шестое место среди  развивающихся стран) по размерам внешней  задолженности после США, Бразилии, Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной  Кореи, Индонезии и Аргентины (Таблица 1).

 

Таблица 1

Государственный внешний долг стран 2003 год

Страна

Государственный внешний долг

млрд.долл.

% от ВВП

% от экспорта

Индонезия

145,0

91,4

293,1

Бразилия

385,6

75,2

803,0

Россия

156,0

52

160,7

Таиланд

75,6

611

106,8

Аргентина

121,7

43,0

522,0

Венесуэла

38,1

37,5

182,3

Мексика

107,2

22,4

78,5


 

В 2004-2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался (Приложение3).

В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила  досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %6

Согласно данным CIA World Factbooks Россия занимала в 2007 году в их списках 20 место. Интересно, что большинство из 20 крупнейших должников – это развитые страны, такие как США, Германия, Франция, Италия (Приложение 4).

Наиболее всеобъемлющим является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. Он (на ряду с аналогичным показателем по отношению к экспорту) определяет возможность без особых проблем обслуживать внешний долг. Данный показатель является одним из главных при расчете степени «качества» внешней задолженности т.е. платежеспособность (Таблица 2).

Таблица 2

Государственный долг в % к ВВП*.

 

 Страна/Год

2000

2005

2006

2007

2008

Россия

61,4

14,2

9,1

7,3

6,5

Австрия

66,5

63,7

62

59,4

62,5

Болгария

74,3

29,2

22,7

18,2

14,1

Венгрия

54,2

61,7

65,6

65,8

73

Германия

59,7

67,8

67,6

65,1

65,9

Греция

103

98,8

95,9

94,8

97,6

Испания

59,3

43

39,6

36,2

39,5

Италия

109

106

107

104

106

Польша

36,8

47,1

47,7

44,9

47,1

Португалия

50,5

63,6

64,7

63,5

66,4

Соединенное Королевство

41

42,3

43,4

44,2

52

Финляндия

43,8

41,4

39,2

35,1

33,4

Франция

57,3

66,4

63,7

63,8

68,1

Чешская Республика

18,5

29,8

29,6

28,9

29,8


 

По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд. долл. США (приложение 5).  В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.7

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).8

На 1 января 2010 года российский внешний государственный долг в абсолютном выражении составил 37,6 млрд долларов (приложение 6), что является одним из самых низких показателей в Европе9. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд. Для сравнения в странах Закавказья долг составляет в несколько раз меньше. Так например у Грузии долг составляет 3.8 млрд долларов, у Армении - 4,4 млрд долларов, Азербайджана - 2,5 млрд долларов.10

На повестке дня стоит реализация программы управления суверенным долгом путем формирования его оптимальной  структуры по составу валют, срокам, стоимости заемных средств. В мире существуют разные системы: в некоторых странах этим управляют центральные банки, как в  России было до настоящего момента, в других странах созданы специальные органы, - это похоже на то, что предложено сейчас Министерством финансов в создании российского финансового агентства.

Российское финансовое агентство, призванное управлять средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния (ФНБ), госдолгом, временно свободными средствами федерального бюджета и  пенсионными накоплениями, может быть зарегистрировано до конца 2010 года, сообщил РИА Новости заместитель главы департамента госдолга и государственных финансовых активов Петр Казакевич.11

Агентство будет создаваться в  форме открытого акционерного общества со 100-процентным участием государства. "Учредителем акционерного общества "Российское финансовое агентство" выступает Российская Федерация", - говорится в документе.

Предполагается, что Росфинагентство будет наделено функциями по размещению и учету  государственных финансовых активов, размещению, выкупу, обмену, обслуживанию, погашению и учету государственных долговых обязательств России. Перечисленные функции будут выполняться на основе договоров, заключаемых с Министерством финансов Российской Федерации.

Более того, согласно проекту закона о создании Росфинагентства, с технологической точки зрения, ЦБ РФ и Минфин не обладают "достаточным опытом, соответствующей инфраструктурой и кадровыми возможностями", необходимыми для управления средствами суверенных фондов. 
К полномочиям агентства могут быть отнесены размещение и учет временно свободных средств федерального бюджета в рамках мер по совершенствованию управления ликвидностью Единого казначейского счета, а также размещение и учет средств пенсионных накоплений граждан РФ.

"Общество призвано стать  структурой, ориентированной на  эффективную работу на финансовых  рынках, с командой высококвалифицированных специалистов, способной на профессиональное взаимодействие с другими участниками рынка", - отмечается в документах Минфина.

Россия-кредитор. Советский Союз, правопреемницей которого по зарубежным финансовым активам стала Россия, предоставлял кредиты развивающимся странам в основном по идеологическим, политическим и военно-стратегическим мотивам. Перспектив возврата долгов от развивающихся стран практически нет. Следовательно, российская кредитная политика, направленная на использование зарубежных активов для покрытия расходов по обслуживанию внешнего долга, а также крупных взаимозачетов, оказалась несостоятельной. До 80% кредитов было связано с экспортом советского оружия. От подобных кредитов требовалась, прежде всего, политическая отдача, а не экономическая эффективность. Вместе с тем в ряде стран при содействии Советского Союза было построено много объектов, имевших большое народнохозяйственное значение.

После прекращения "холодной войны" и распада Советского Союза в 1992 г. прежние стратегические цели исчезли. Но одновременно в России повысилась заинтересованность в возврате заемных средств ее должниками. Это породило идею взаимозачета путем обмена нашей задолженности Западу на долги нам со стороны развивающихся стран. Но при взаимозачете также требуется согласие должника.

Многие страны-должники просто перестали  признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы [11, с.510]. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.

Информация о работе Международный кредит в современной системе финансового рынка