Международный кредит в современной системе финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международных кредитных отношений в развитии мировой экономики.

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что в этих условиях при  определении пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нельзя пользоваться опытом стран с развитой рыночной экономикой. Учитывая сказанное, индикаторы экономической безопасности по внешнему долгу могут быть определены следующими пороговыми значениями.

Возможность внешних корпоративных заимствований зависит от конъюнктуры мирового рынка (величины процентных ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации). Учитывая это, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50-60% порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, то есть находиться в пределах 40-50% ВВП.

По совокупному внешнему государственному и корпоративному долгу − сумма  величин пороговых значений экономической  безопасности по внешним государственным и корпоративным долгам - 70% ВВП в настоящее время и 80% ВВП - в перспективе.

Контроль за индикаторами пороговых  значений экономической безопасности в сфере совокупного национального  долга должны осуществлять Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении пороговых значений по внешнему и внутреннему государственному долгу, заимствования на внешнем и внутреннем рынках должны быть прекращены.

При достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо:

- прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках;

- повысить норму обязательных резервов коммерческих банков;

- повысить ставку рефинансирования;

- ввести ограничения по короткой позиции коммерческих банков по валюте.

Важное значение для снятия напряженности  на долговом рынке может иметь  использование части средств  резервного (стабилизационного) фонда. Из его накоплений необходимо выдавать кредиты крупнейшим государственным корпорациям, участвующим в реализации инвестиционных программ государства, через посредство Внешторгбанка и Внешэкономбанка на тех условиях, на которых данные корпорации получают кредиты у иностранных заемщиков.

Необходимо продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств резервного (стабилизационного). Помимо этого нужно досрочно (до погашения) скупать на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только увеличить объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок.

Для предотвращения угроз экономической  безопасности, связанных с огромными  масштабами внешнего корпоративного долга, необходимо также наладить полноценное  рефинансирование Центробанком коммерческих банков. В период кризиса ликвидности в 2008 г. Банк России выдавал кредиты в гигантских размерах (в том числе на срок до шести месяцев). Однако рефинансирование должно осуществляться не только в кризисных ситуациях. В настоящее время ссуды кредитным организациям должны выдаваться постоянно - для рефинансирования внешних долгов банков.

Предложенный комплекс мер позволит создать барьеры для внешних  корпоративных заимствований и  расширить финансирование предприятий  и банков за счет внутренних источников. Это даст возможность снизить зависимость от часто непредсказуемого поведения иностранных инвесторов и конъюнктуры мирового рынка, а также повысить эффективность использования финансовых резервов страны.

Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Рассмотрев тему «Международные кредитные отношения», можно сказать, что практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем.

В последнее двадцатилетие положение  России на мировом рынке кардинально  изменилось: в 90-е годы ХХ века Россия, потрясенная переходом к рыночной экономике, вступала на мировую экономическую арену как крупнейший должник. Сейчас же она выступает в качестве одного из крупнейших кредиторов мира, инвестируя в экономику не только развивающихся государств, но и участвует в международных программах по поддержке развитых стран во время кризиса. Она активно участвует в международных кредитных отношениях, сотрудничает с международными финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе участия Россия сталкивается с рядом проблем, для решения которых разработана долговая стратегия в области государственного долга.

Безусловно, мировой финансово-экономический  кризис существенно повлиял на размер и структуру внешнего долга России, но основные отрицательные тенденции  в этой сфере начали формироваться ещё в начале XXI века. Из них можно выделить трансформацию внешнего государственного долга в корпоративный долг перед нерезидентами, рост внешнего корпоративного долга, трансформацию внешнего государственного долга во внутренний государственный долг, ухудшение структуры внешних облигационных займов. И основой решения этих проблем в первую очередь должно стать изменение законодательства и усиление контроля, как за рациональностью расхода полученных займов, так и за их объемом и в государственном, и в частном секторе.

Рассмотрев место России в мировой  системе долга и сравнив её параметры с аналогичными параметрами  других стран, можно сказать, что  и Россия занимает в мире далеко не первые места по объему внешней  задолженности и значения этих параметров далеки от критических.

Несомненно, Россия сегодня ставит своей целью стать мировой державой и занять достойнное место на мировой арене, поэтому следует строго контролировать объём внешнего долга страны и придавать приоритетное значение его скорейшему сокращению.

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".
  2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" // ПСИС "Консультант Плюс".
  3. Федеральный закон от 26.12.1994 № 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" // ПСИС "Консультант Плюс".
  4. Грязнов М.Б. Деньги, кредит, банки: конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. -127 с.
  5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 600 с.
  6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
  7. Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.
  8. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
  9. Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика, 2002. – 324 с.
  10. Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.
  11. Международно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.: ил.
  12. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с. – серия (Homo faber).
  13. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 432 с.
  14. Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 480 с.
  15. Сергин А. М. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 365 с.
  16. Финансы и кредит. Серия "Высшее образование" / Под ред. А. П. Ковалева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
  17. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с. – (Серия "Учебники и учебные пособия").
  18. Власов А. В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // "Деньги и кредит", 2001, № 10, с. 35-37.
  19. Захаров Д.Ю. Анализ полученных и выданных кредитов Российской Федерации за 2003 – 2005 гг. // "Финансы и кредит", 2007, № 4 (244). – с. 12-17.
  20. Иванова М.А. Нормативно-правовая база и проблемы внешних заимствований Российской Федерации // "Финансы и кредит", 2006, № 17 (221). – с. 33-42.
  21. Косов Н. Н. Международные валютно-кредитные отношения // "Деньги и кредит", 2005, № 7, с. 60-62.
  22. www.minfin.ru
  23. www. money.rin.ru
  24. www.finam.info
  25. www.rosinvest.com
  26. www.rg.ru
  27. ru.wikipedia.org

 

 

1 «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк

2 NEWSru [Май 2008: Взрывоопасный рост внешнего корпоративного долга принял неуправляемый характер]

3 «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк

4 "Российская газета" - Неделя №4796 от 20 ноября 2008 г.

5 Россия вышла в плюс - "Ведомости", 07.09.2009

6 IMF, World Economic Outlook Database, April 2010

7 ЦБРФ, Основные производные показатели динамики обменного курса рубля в январе-декабре 2009 года

8 График погашения внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2008 года: основной долг, проценты, ЦБ РФ, 30.01.09

9 KM.RU Внешний долг России — самый низкий в Европе

10 Книга фактов ЦРУ. Список стран по внешнему долгу

11 МОСКВА, 22 мар - РИА Новости.

12 "Российская газета" - Федеральный выпуск №4157 от 30 августа 2006 г.

13 Кредит стэнд-бай (англ. Stand-by credit) — кредит, который с 1952 г. предоставляется странам-членам МВФ для определенных, согласованных с МВФ целей на основе соглашений «стэнд-бай». Банк резервирует к установленному сроку оговоренную сумму, а клиент использует ее частично или полностью в зависимости от потребностей в кредите. / ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Международный кредит в современной системе финансового рынка