Международный кредит в современной системе финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международных кредитных отношений в развитии мировой экономики.

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Столкнувшись с описанной ситуацией, и будучи лишена возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Многие станы были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.

На страны, с которыми появилась  возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов  России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга [11, с.511]. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.

В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. [11, с.512]. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд. долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.

Россия участвует в программах по списанию задолженности беднейшим странам, которое осуществляется в рамках Международного валютного фонда, Всемирного банка и стран "большой семерки". В 2005 году Решение о списании долгов 38 беднейшим странам на общую сумму в 55 миллиардов долларов было одобрено на саммите "большой восьмерки" в Глениглс. На долю России их приходится 11,6 миллиарда долларов. В 2006 году бюджетом было запланировано списание долгов 16 африканским странам на сумму около одного миллиарда долларов, включая проценты. В бюджете 2007 года долговое прощение могут получить еще 13 африканских стран.  За 10 лет Россия должна списать беднейшим странам 12 миллиардов долларов США.

Отметим, что списание долгов не ограничится  странами Африки и Азии. Наши ближайшие  соседи задолжали России свыше трех миллиардов долларов. Часть этих долгов, похоже, также придется простить. В первую очередь речь пойдет о Грузии, которая должна России чуть больше 150 миллионов долларов и которая может быть признана Западом беднейшей страной (это страна со средним душевым доходом менее одного доллара в день). Задолжала России и Молдова - примерно 122 миллиона долларов. Украина, настаивающая ныне на возобновлении переговорного процесса в отношении активов бывшего СССР, успела задолжать новой России больше всех стран СНГ - почти полтора миллиарда долларов. Предпринимаются попытки списать его с помощью США. Правда, неясно по какой статье. Ведь Украину в отличие от Грузии в разряд беднейших отнести нельзя, все-таки это страна с рыночной экономикой. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов.

Всего же долг иностранных государств России на 1 января 2006 года составлял  почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда  долларов).

Среди должников России числятся в  основном азиатские страны. Например, долг Ирака составляет 9,4 миллиарда долларов, а Кореи - 4,4 миллиарда. Другими крупными должниками являются Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.

Задолженность по коммерческим кредитам, выданным до начала 1991 года, представлена долгами компаний и кредитных организаций других государств. Например, иракские, суданские и американские фирмы должны России в общей сложности более 4,7 миллиарда долларов. 12

Россия занимает девятое место  в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В июле 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 130.9 млрд. долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

В настоящее время Россия превратилась из государства – должника в государство  – кредитора. Сегодняшняя Россия – это "другая страна". Она уже не нуждается в официальных кредитах и не добивается дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности. Россия становится активным участником позитивных процессов международного развития, в том числе применяя списание задолженности беднейшим странам, а также, что еще более важно, инвестируя в экономику этих стран.

2.3 Участие России в  международных финансовых институтах.

Интеграция России в мировую  экономику предполагает ее участие  в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики  страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи [22].

В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный  банк реконструкции и развития, Международная  ассоциация развития, Международная  финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития.

Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная организация, предназначенная для  регулирования валютно-кредитных  отношений между государствами-членами  и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте [13, с.394].

Россия является членом МВФ с мая 1992 г. Российская квота  составляет 5,95 млрд. СДР (около 9 млрд. долл.) или 2,39% от общего числа голосов в Фонде (десятое место после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с  Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.

В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай13 – около 1 млрд.долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд.долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. США. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд.долл. США на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд.долл. США.

В июле 1998 г. в связи  с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма  расширенного финансирования, а также  предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл. США), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено.

В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай  в размере 4,5 млрд. долл. США, первый и последний транш которого (640 млн. долл. США) был получен в том же месяце.

В настоящее время  Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.

С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. США. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о  досрочном погашении кредитов членами  Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией. С марта 2005 года решением Совета директоров Фонда Российская Федерация участвует в плане финансовых операций МВФ.

В апреле  2010 года совет управляющих  МВФ одобрил увеличение в 10 раз  кредитной линии в рамках нового соглашения о заимствованиях (New Arrangements to Borrow, NAB), направленной на предотвращение финансовых кризисов, говорится в сообщении на сайте международной финансовой организации. Размер NAB будет увеличен на 335,5 млрд. (СДР) ($500 млрд. долл. США) - до 367,5 млрд. СДР (около $550 млрд. долл. США) благодаря расширению числа участников программы.

NAB фактически является соглашением  о предоставлении кредитных средств  между МВФ и группой стран  и организаций. Средства в рамках  программы используются МВФ для  борьбы с ухудшением состояния мировой финансовой системы, а также, в особых ситуациях, для предотвращения краха этой системы.

В июле 2009 года совет директоров МВФ  одобрил распределение СДР на сумму $250 млрд. долл. США среди 186 стран-акционеров фонда для пополнения их валютных резервов в период кризиса. Предполагалось, что SDR будут распределены между акционерами в соответствии с размером их квот. Каждая страна сможет увеличить имеющееся количество SDR примерно на 74,13%. Россия должна была получить 4,4 млрд. SDR, что соответствует $6,87 млрд. долл. США. Учитывая, что до этого квота России в МВФ составляла около 6 млрд. SDR, после распределения прав заимствований квота нашей страны в фонде должна была достигнуть около 10,4 млрд. SDR.

Членство МВФ дало возможность  России пользоваться в течение переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита государственного бюджета и платежного баланса (Приложение 7).

Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики.

Также Россия сотрудничает с Международным  банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом  группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) [11, с.529] соответствует ее квоте в МВФ.

Российская Федерация  начала привлекать финансовые ресурсы  МБРР с 1992 г. За это время Банк одобрил  предоставление России 61 займа на общую сумму 13,6 млрд. долл. (с учетом сокращений займов объем выделенных средств по состоянию на 1 сентября 2009 г. составил 10,17 млрд. долл.). 56% привлеченных средств приходится на бюджетные займы, 44% – на инвестиционные.

По состоянию на 1 сентября 2009 г. завершено 48 проектов на сумму 9,07 млрд. долл., реализуются 13 проектов объемом 1,1 млрд. долл. В рамках действующих проектов доступными для использования являются 524,5 млн. долл., израсходовано 572,5 млн. долл.

За последние 5 лет  объемы сотрудничества России с МБРР заметно снизились. Это объясняется улучшением финансово-экономического положения страны и политикой Правительства Российской Федерации, направленной на сокращение государственного внешнего долга.

Происходит и постепенное  сокращение числа новых проектов Банка в России. В 2007 г. вступил в силу один проект – «Поддержка судебной реформы» (15 ноября 2007 г.). В 2008 г. вступили в силу два проекта – «Развитие системы государственной статистики-2» (22 апреля 2008 г.) и «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» (23 апреля 2008 г.). В 2009 г. было одобрено лишь одно соглашение о займе по проекту «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на сумму 200 млн. долл. Подписание соглашения по нему состоялось 16 сентября 2009г.

На фоне снижения объемов  заимствований России в МБРР в  виде привлечения кредитов наблюдается  расширение взаимодействия по линии  оказания Банком консультационных услуг, в том числе на платной основе. Все большее место в деятельности Банка в России занимают регионы, руководство которых проявляет высокий интерес к сотрудничеству с Банком в целях более эффективного решения задач социально-экономического развития.

 

3 СТРАТЕГИЯ. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1 Долговая стратегия России на 2011-2013 гг.

Политика в области государственного долга РФ на 2011-2013 гг. должна быть направлена на решение следующих задач:

- обеспечение безусловного исполнения  бюджетных обязательств;

Информация о работе Международный кредит в современной системе финансового рынка