Международный кредит в современной системе финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международных кредитных отношений в развитии мировой экономики.

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

- развитие эффективного рынка  государственных ценных бумаг;

- минимизацию стоимости государственных  заимствований;

- создание условий для осуществления  корпоративных заимствований.

При этом долговая политика РФ не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках. Минфин предлагает создавать благоприятные условия для российских заемщиков, формируя репрезентативную шкалу доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований, способствуя, таким образом, созданию условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов. Одновременно предлагается обеспечить решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских компаний и банков с крупной долей государственного участия.

В качестве важнейших вопросов долговой стратегии РФ Минфин выделяет:

- выбор между рыночным и нерыночным привлечением средств;

- выбор между заимствованиями на внутреннем или внешнем рынках;

- определение структуры займов по срокам.

При том, что нерыночные заимствования  позволяют в ряде случаев привлекать денежные средства по более низким ставкам и на более длинные сроки  (например, займы у Международного валютного фонда, Всемирного банка), их привлечение связано с определенными условиями и может быть ограничено по объему, они типичны для развивающихся стран с низким кредитным рейтингом. России, по мнению Минфина, целесообразно ориентироваться на привлечение рыночных заимствований. Сохранение ограниченных заимствований у Всемирного банка - 200-300 млн долл - объясняется целесообразностью использования консалтингового потенциала Мирового банка. Продолжение ограниченного размещения нерыночных государственных сберегательных облигаций обусловлено потребностями Пенсионного фонда РФ, при этом процентная ставка по этим облигациям определяется исходя из ставки на рынке облигаций федеральных займов.

Осуществление внешних займов, по оценке Минфина, имеет следующие преимущества:

- национальная экономика получает  дополнительные финансовые ресурсы,  в том числе долгосрочные, без  необходимости перераспределения  имеющихся ресурсов внутри страны;

- государство получает возможность  привлечения средств в условиях  ограниченных возможностей внутреннего рынка;

- внешние заимствования формируют  ориентиры по доходности для  корпоративных эмитентов, размещающих  свои долговые бумаги, и способствуют  снижению стоимости заимствований  для российских компаний;

- ограниченность источников долгосрочных пассивов в экономике, так сравнительно крупные размещения на внутреннем рынке пока возможны только на более короткие сроки (3-5, максимум, 10 лет), а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.

В качестве аргументов в пользу внутренних займов Минфин выделяет:

- привлечение внутренних заимствований  не сопряжено с валютным риском  для федерального бюджета;

- такие займы стимулируют развитие  внутреннего финансового рынка. 

Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.

В целом решение вопроса о  балансе между внутренними и  внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции.

На ближайшие годы, по мнению Минфина, сохранит актуальность задача поддержания  сбалансированной по срокам структуры  госбумаг, обеспечив инвесторам более  широкий выбор облигаций по срокам: осуществить размещение государственных облигации сроком до одного года и выпустить долгосрочные государственные облигации - на срок 10 лет и более при благоприятной рыночной конъюнктуре.

В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке  Минфин предлагает реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:

- обеспечение регулярного, диверсифицированного  по срокам предложения участникам  рынка государственных облигаций  с учетом соответствующего спроса  и в объемах, обеспечивающих  потребности федерального бюджета;

- привлечение различных инвесторов  по их типам, географии деятельности, предпочтениям по срокам заимствований,  инструментам и площадкам торговли;

- повышение прозрачности государственной  заемной, в том числе ценовой  политики, обеспечение постоянного активного взаимодействия с инвестиционным сообществом, стимулирование роста уровня доверия инвесторов к российскому долговому рынку;

- совершенствование инфраструктуры  рынка.

Учитывая приоритетный характер развития национального рынка государственных ценных бумаг, в предстоящий период политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:

- сохранение присутствия России  как суверенного заемщика на  международных рынках капитала; согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд. долл. США ежегодно;

- поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Для реализации обозначенных задач  Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

Важным элементом системы управления государственным долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство (РФА). Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.

В области государственной гарантийной  поддержки Минфин РФ полагает, что  она должна основываться на том, что  государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в  кризисный период при отсутствии доверия на рынке. И соответственно предлагает постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.

Предлагается также ввести определенные ограничения получателями господдержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов ("инвестиционные" гарантии), обеспечив их приоритетное предоставление в условиях "посткризисного" периода.

Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано  установление платности государственной  гарантийной поддержки.

В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом (покрытие доли риска).

Требует отдельного рассмотрения вопрос внесения изменений в бюджетное законодательство в части резервирования средств в федеральном бюджете на исполнение гарантий. В настоящее время резервирование осуществляется в полном объеме. Возможен переход к резервированию сумм в зависимости от уровня риска.

Реализация основных направлений долговой политики РФ на 2011-2013 гг не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части бюджетов.

 

3.2 Проблемы международных кредитных отношений в России

Выделяемые на сегодняшний день проблемы в сфере международных кредитныхотношений России, и, в частности, внешней задолженности страны, существуют не первый год и появились не за один день. Наиболее четкие тенденции начали формироваться в последние несколько лет и на протяжении этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения.

Сегодня, чтобы устранить угрозы экономической безопасности страны, необходимо установить пороговые значения в области внешнего корпоративного долга. При этом следует ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга. Основой такой системы являются существующие на базе Маастрихтских соглашений пороговые значения экономической безопасности в области государственного внешнего и внутреннего долга. К ним относятся объем государственного внутреннего долга 30% - к ВВП, объем государственного внешнего долга 30% - к ВВП.

Вместе с тем, выдвигая данные индикаторы в качестве основных в системе  пороговых значений в области  внешнего и внутреннего долга, следует  иметь в виду, что за последние  годы в этой области произошли  качественные изменения. В целом внешний корпоративный долг в период кризиса претерпел существенные изменения. В период с 1 января 2007 года по 1 ноября 2009 года объем внешнего долга частного сектора вырос на 75%, что в абсолютных значениях составило 132,3 млрд. долл. Его доля во внешнем долге РФ за этот период в целом увеличилась на 8% (Диаграмма 1).

 

Диаграмма 1

Доля частного сектора во внешней  задолженности РФ (в %)*

 

 

 

Объем внешнего и внутреннего государственного долга в 2002 г. был равен 42,2% ВВП, на конец 2007 г. - около 8,5%. Однако в 2007 году появилась тенденция к резкому увеличению темпов роста внешнего корпоративного долга. За 2007 г. задолженность банков и предприятий перед нерезидентами выросла на 151,4 млрд. долл., т. е. почти в 1,6 раза. В первом квартале 2008 г. темпы роста внешнего корпоративного долга замедлились. Однако подобные временные спады роста долга наблюдались в 2005-2007 гг. (график 1).

График 1

Динамика темпов роста внешнего государственного и частного секторов (в %)*

Если мы посмотрим на график, то наглядно видно, что темпы роста внешнего долга частного сектора, начиная с середины 2007 года, в среднем на 0,5% опережают рост общей внешней задолженности. Такая тенденция означает рост зависимости российских компаний и банков от иностранных кредиторов и негативно отражается на уровне самостоятельности страны.

В то же время внутренний и внешний  корпоративный долг (кредиты и  займы) в настоящее время составляет около 75% ВВП. В связи с этим систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу нерезидентам и по совокупному национальному долгу.

При расчете величины пороговых  значений по корпоративному и совокупному  национальному долгу необходимо учитывать быстрый рост частного долга перед нерезидентами, связанный с резким падением процентных ставок в 2001-2004 гг. Причем падение ставок было столь сильным, что не только позволило многим российским компаниям брать кредиты за рубежом, но и сделало эти кредиты существенно более выгодными, чем кредиты на внутреннем рынке. Однако уже в настоящее время наблюдается быстрый рост процентных ставок, что затрудняет рефинансирование внешнего корпоративного долга.

В последнее время на динамику корпоративных  заимствований у нерезидентов большое  влияние оказывает недостаток ликвидности  у иностранных банков. Как известно, кризисы ликвидности на мировом  финансовом рынке в 2008 г. привели к серьезным сбоям в получении кредитов и займов за рубежом.

Возможность федерального бюджета  по обслуживанию государственного долга  в значительной мере определяется мировыми ценами на нефть, так как именно налоги от продажи топливно-энергетических ресурсов формируют основную часть бюджетных поступлений России. Поэтому проблема сырьевой направленности российского экспорта является одной из самых злободневных и требует скорейшего решения.

Информация о работе Международный кредит в современной системе финансового рынка