Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41

Файлы: 1 файл

невидимая рука.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  индустриальный университет»

Экономический факультет

Кафедра основ экономической  теории

 

Курсовая работа

 

 «Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность»

                                               

Выполнила студентка

2 курса, группы энэз-12,

заочного отделения

экономического факультета

Шаповалова М. А.

Шифр:12308

 

Научный руководитель

Прохно Юрий Петрович

Кандидат докторских наук. Доцент

 

 

Новокузнецк 2013

План

Введение ………………………………………………………………………….….3

   1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4

    1. Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
    2. Невидимая рука………………………………………………………………….6
    3. Функции конкуренции…………………………………………………..………7
    4. Виды конкуренции…………………………………………………………...….9

1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10

1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12

1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14

    1. Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16

   2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19

   3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22

   4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25

4.1 Антимонопольная политика  и ее особенности в России……………….……25

4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27

   5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33

   6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35

Заключение………………………………………………………………………….39

Список использованных источников…….. ..……………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики  перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному  движению цивилизации. Каждый действительно  грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет сословиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает астоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.

На современном этапе  развития общественных и межнациональных  отношений все большая роль отводится «конкуренции». С периода А. Смита и о сегодняшних дней значение и характер конкуренции в общественных и межнациональных отношениях существенно изменился. 

1 конкуренции  и «невидимая рука» рынка

1.1 три подхода  к определению конкуренции.

 

  • Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке.
  • Такой подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.
  • Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.
  • Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка и позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках.

 

 Первый подход основывался  на понимании конкуренции как  соперничества за достижение  лучших результатов на каком либо поприще и был характерен для начальной стадии научных исследований. Именно подобная формулировка конкуренции была выдвинута основоположником экономической науки А. Смитом. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривалась как неотъемлемый элемент рыночного механизма.    

Конкуренция - это та самая  «невидимая рука» рынка, которая  координирует

 деятельность его участников. «Каждый индивидуум по необходимости

 работает для того, чтобы отдать обществу такой  ежегодный доход, на

 который он способен. В целом он, однако, не пытается  реализовать свой

 общественный интерес  и не знает, насколько он  его реализует… Он

 стремится только к  своей собственной выгоде, и в  этом, как и во многих

 других случаях, им  движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце

 концов, результат, о  котором он и не думал». «Дергая»  за ниточки

 марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать  в

 соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно

 вытесняет фирмы, занятые  производством ненужной рынку  продукции.

 

Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной  речи, и на первых порах оно употреблялось  весьма вольно, с не устоявшимся  смыслом. Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более определенным. Конкуренция вошла в круг основных понятий экономической теории.

 

И все же, конкуренция  долгое время трактовалась нестрого, как нечто очевидное в своей  непосредственной данности. До 1870-х  гг. ее сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке.

 О конкуренции написано  и опубликовано достаточно много  научных работ,  каждой из которых  даются те или иные определения  этого понятия. Для литературы  советского периода характерно  отрицательное отношение к конкуренции  в целом. Конкуренция определяется  как «антагонистическая форма  экономического соревнования частных  товаропроизводителей». В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное - вместо отрицательных определений появились определения в превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие предпринимательства. При ней в более полной мере используются рассеянные в обществе знания и осуществляется их рыночный отбор для развития производства – в конкуренции выживают и реализуются те из них, которые дают наибольшую эффективность». В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.

 Соперничество проявляется  в предложении новых продуктов,  улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует.      

Таким образом, различие конкуренции  и соперничества возникло лишь с  развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной  конкуренции, они, прежде всего, имели  ввиду соперничество.

Рынок - продажи однородного  товара и его ближайших субститутов.

 

1.2 Невидимая рука

 

 «Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков  ресурсов получить наибольшую  выгоду на конкурентных рынках  с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это выражение принадлежит Адаму Смиту. Оно отражает тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, преследующие собственные выгоды и действующие в условиях острой конкурентной борьбы, одновременно способствуют достижению общественных интересов. Концепция «невидимой руки» состоит в том, что когда фирмы и предприниматели максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.

 К реальной хозяйственной  жизни страны принцип Адама  Смита, как и всякий принцип вообще, применим с оговорками, которые зависят от ее конкретных условий. В истории каждой развитой страны бывали периоды, когда эти условия настолько деформировали экономику, что возникали сомнения в правильности самого принципа "невидимой руки". Например, во второй половине прошлого века в хозяйстве западноевропейских стран произошли изменения, которые Адам Смит не предвидел, да и не мог предвидеть. Во-первых, появилось много крупных предприятий, которые часто превращались в монополии. Во-вторых, что еще более важно, в результате изменения технологии производства предприятия стали более взаимозависимыми и испытывали мощные одновременные подъемы и спады. Оба эти явления усиливались, и Карл Маркс, уловив их зарождение и быстрое развитие, сделал свои знаменитые предсказания об увеличении размаха подъемов и кризисов, обнищании трудящихся и грядущем крахе рыночной системы. В двадцатых годах нынешнего века процесс монополизации в западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во многих отраслях крупные предприятия оказывались неконкурентоспособными, а также из-за принятых против них законов. В результате в наши дни влияние монополий в хозяйстве этих стран в целом не нарушает принцип "невидимой руки". Что же касается взаимозависимости предприятий, то после великого кризиса 1929-1933 гг. был найден способ управлять всей экономикой через государственные финансы, позволяющий уменьшить колебания и избегать кризисов. Честь этого открытия принадлежит другому великому экономисту Джону Кейнсу, экономическая теория которого, увидевшая свет в 1936 г., стала теоретическим фундаментом процветания западных стран после кризиса начала 30-х годов. Таким образом, к середине нашего века принцип "невидимой руки" занял еще более прочное положение и в экономической науке, и в управлении хозяйством.

 

 Изучая деятельность  фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».

 

 Основоположником основ  теории совершенной конкуренции  считается А.

 Маршалл: «Строгое  значение понятия «конкуренция»,  очевидно, заключается в том, что  один человек состязается с  другим, особенно при продаже  или покупке чего-либо». А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как синоним свободной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы выпускают такой набор продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся минимальными.

 

 

 1.3 Функции конкуренции

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов ( “Экономикс” ).

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная  цена на данный вид товара, больше прибыли  будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность