Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41

Файлы: 1 файл

невидимая рука.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

В-третьих, конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

1.4 Виды конкуренции

 

Различают конкуренцию:

1)  функциональную (это конкуренция определенного товара);

2)  видовую (по цене и качеству);

3)  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4)  внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».

 

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

а)  большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура  связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар  у любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция  означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника  экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция - абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией и порождает  так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в)  единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

 

1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции

Первые законодательные  определения недобросовестной конкуренции  в России содержались в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О  собственности в РСФСР" (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории Российской Федерации Основах гражданского законодательства Союза ССР и  республик (п. 3 ст. 5).

Понятие недобросовестной конкуренции  появилось в законодательстве Российской Федерации после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. В статье 10 этого Закона устанавливался запрет на недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции.

С принятием Конституции  Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление на конституционном  уровне. Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу экономической  деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции  Российской Федерации не допускается  экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В первоначальной редакции Закона РСФСР "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" содержалось  общее условие о недопущении  недобросовестной конкуренции, приводился перечень форм недобросовестной конкуренции, который оставался открытым. Однако понятие "недобросовестная конкуренция" в нем отсутствовало до 1995 г. Оно было введено Федеральным законом от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"". Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" повторяет сформулированное в Законе РСФСР определение. Новый Закон о защите конкуренции также имеет определение недобросовестной конкуренции.

Основная трудность разделения добросовестной и недобросовестной конкуренции заключается в ее отнесении к законодательно послушной или, наоборот, к нарушающей законодательство, но как для широких масс населения, так и для специалистов по регулированию рынка важно уметь различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Без определения добросовестной и недобросовестной конкуренции невозможно регулировать рыночную конкуренцию и определять нарушителей действующего законодательства. Правильное (юридически точное) разделение конкуренции на добросовестную и недобросовестную имеет огромное и теоретическое, и практическое значение.

Следовательно, эффективное  развитие рыночного соперничества  и свободы предпринимательства  предполагает наличие добросовестных ("цивилизованных") отношений между  конкурирующими производителями, соблюдение ими определенных рамок и границ поведения.

Толкование понятия "недобросовестный" может осуществляться через определения  понятия "добросовестный", данные в "Толковом словаре" Вл. Даля и "Словаре  русского языка" С.И. Ожегова. Из приведенных в них определений следует, что недобросовестной конкуренцией являются действия, нарушающие правдивость, недостойные, неблагородные действия, ненадежность, нарушение доверия, с одной стороны, и нечестное выполнение своих обязательств, обязанностей, с другой [2], т.е. предполагающей справедливую борьбу "по правилам".

Следует отметить, что добросовестная конкуренция между участниками  рыночного соперничества выгодна  для общества, но для хозяйствующих  субъектов недобросовестно конкурировать  значительно дешевле, а следовательно, выгоднее.

В определении понятия "недобросовестная конкуренция" упоминаются требования добропорядочности, разумности и справедливости. Использование таких критериев  для оценки добросовестности конкуренции  связано с принципом "доброй совести", который ведет свое происхождение  от римской формулы "bona fides".

Но действия, противоречащие требованиям добропорядочности, невозможно установить без определения понятия "добра", более привычного при  использовании слова "добрый", но давно известно, что для одних  действие может быть добрым, а для  других оно может представлять большое  зло. Понятие "добросовестная конкуренция" непосредственно связано с экономической  справедливостью, с моральными критериями и ценностями.

Понятие "справедливость" не является некоторой абстрактной  универсальной константой. Это понятие  основывается на национальных традициях, имеет глубинные духовные и религиозные  корни. Каждый народ понимает справедливость по-разному, в соответствии со своим  духовным архетипом. Для шведов безоговорочное принятие японских или итальянских  представлений о справедливости есть нечто несправедливое. То же относится  как к русским, так и к другим народам.

Ссылки на обычаи делового оборота, добропорядочность, разумность и справедливость при определении  понятия "недобросовестная конкуренция" связывают действия хозяйствующего субъекта только с этикой предпринимательства. Следовательно, важно выяснить, существует ли возможность сочетать нравственные мотивы и принятие решений в сфере  бизнеса. Что важнее для предпринимателя  при принятии решений предпринимателя - высоконравственные мотивы, которые  не обеспечивают получение прибыли, или получение прибыли при  принятии безнравственных решений.

Важно учитывать, что существующие понятия "добропорядочность" и "справедливость" не что иное, как отражение морально-этических  принципов общества, которые могут  резко отличаться друг от друга не только в различные времена в  разных странах, но и внутри одной  страны, например, среди представителей разных религий.

Ныне действующий Гражданский  кодекс РФ отличается от гражданского законодательства РСФСР и СССР широким  использованием понятий "добросовестность" и "разумность".

 

1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России

 Первым в современной   России законодательным документом, призванным упорядочить проявления  конкурентности на товарных рынках России явился Закон РСФСР от 22 марта 1991г. №948-1-«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». После многочисленных уточнений и поправок, внесенных в этот Закон в 1992, 1995, 2000, 2002, 2005г.г., 26 июля 2006г. был принят Закон «О защите конкуренции», который был призван заменить предыдущие законодательные акты в области конкуренции.  Указанный Закон был разработан с учетом опыта антимонопольного законодательства США и Евросоюза. Для конкретизации Закона были приняты подзаконные акты  Правительством РФ и директивные указания отдельных органов исполнительной власти (в данном случае решение вопросов конкурентности было поручено Государственному Комитету по антимонопольной политике (ГКАП России). В частности, Правительством РФ были изданы Постановления «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) от 9 марта 1994г. №191, «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на   рынке определенного товара долю более 35%» от 19 февраля1996г. № 154, Приказы ГКАП «О порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды» от  20 декабря 1996г. № 169, «О методических рекомендациях по определению границ и объёмов товарных рынков» от 30 октября 1993г. Указанными и другими правовыми актами в области конкурентности раскрыты понятия, раскрывающие содержание, а также ограничения в применении таких понятий при реализации конкурентной борьбы на товарных рынках России. Так, понятие товарный рынок, как указывалось выше, - это рынок по каждому товару, виду работы, услуги или по каждой группе взаимозаменяемых товаров. Границей товарных рынков является перечень взаимозаменяемых товаров, которые предназначены для удовлетворения конкретной потребности. Тормозящим фактором, препятствующим развитию конкурентности, признано наличие на данном рынке хозяйствующих субъектов, ограничивающих своими действиями конкуренцию. Разъяснено понятие координации экономической деятельности, даны признаки сужения конкурентности, под которыми понимается сокращение конкурирующих между собой субъектов рынка, необоснованный рост или снижение цены товара, раскрыты  признаки доминирующего положения субъекта рынка, когда его доля на рынке определенного товара составляет более 50%. Установлено, что необходимо осуществление контроля за субъектами рынка, если стоимость их суммарных активов или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 3 млрд. рублей. Предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий и работ по развитию конкуренции  на рынках и демонополизации экономики являются средства, выделяемые на эти  цели из федерального и местных бюджетов, а также средства, получаемые от приватизации государственного имущества, внебюджетных фондов, и добро- вольные отчисления и взносы предприятий, учреждений и организаций. Введено понятие аффилированных лиц (физические и юридические лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность в условиях конкурентной борьбы на товарных рынках), а также недобросовестной конкуренции (действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов), ограничивающей конкуренцию за счёт доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (доля такого субъекта на рынке определенного товара, как указывалось выше, должна составлять более 50%).

1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг

 Основой предпосылки  для оценки активности конкурентной  борьбы на данном рынке является  наличие действующих имущественно и организационно независимых поставщиков определенных товаров в количестве, достаточном для возникновения конкуренции между ними. Независимыми поставщиками признаются независимые производители данного товара или продавцы  товара, произведенного указанным производителем. На рынке также должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели в количестве, достаточном для конкуренции между ними и создания необходимого объёма платежеспособного спроса. Конкурентность на рынке не  допускает наличия препятствий в отношении возможности для конкурирующих структур в части получения нужного сырья, материалов и комплектующих изделий, а также технологий, информации, трудовых и финансовых ресурсов. Все поставщики продукции на данный товарный рынок с целью создания на этом рынке эффективной конкуренции и недопущения злоупотреблений доминирующим положением должны быть соизмеримыми по объёмам поставок в натуральных показателях поставляемой продукции и характеризоваться наряду с потребителями независимым экономическим поведением при отсутствии сговоров и горизонтальных соглашений. Не допускается также наличие вертикальных соглашений между поставщиками продукции и её производителями, ограничивающих свободу в установлении цен и объёмов поставок. Среди факторов, характеризующих наличие условий для развития конкурентности на товарных рынках, следует отметить рост числа поставщиков и величину поставок продукции, в т.ч. за  счёт импорта из-за рубежа или другого региона, ликвидацию межрегиональных барьеров для осуществления товарообмена, а также снижение барьеров для входа на рынок, развитие предпринимательства и создание малых и средних предприятий для насыщения рынков продукцией и создание конкурентной среды по технологическим переделам, реализации продукции на рынках путем организации торгов, аукционов и тендеров, создание или выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов- потребителей и поставщиков реализуемой на данном товарном рынке продукции. Если говорить о факторах конкурентных преимуществ применительно к отдельным видам продукции, то они сводятся, в основном,  к прогрессивным показателям качества и удобства эксплуатации.

 В числе таких факторов  можно назвать:

- лучшее соотношение цены и качества;

- более современный дизайн;

 - лучшая по оформлению и качеству упаковка (очень часто производитель добивается улучшения имиджа товара за счёт изменения внешнего оформления или формы упаковки);

Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность