Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа
Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве
субъектов рынка усиливается
их социально-экономическое
1.4 Виды конкуренции
Различают конкуренцию:
1) функциональную (это конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».
В зависимости от соотношения
между количеством
а) большое количество
самостоятельных производителей некоторого
однородного товара и масса обособленных
потребителей данного товара. Структура
связей такова, что каждый потребитель,
в принципе, может купить товар
у любого производителя, сообразуясь
с собственной оценкой
Совершенная конкуренция
означает такое состояние рынка,
когда влияние каждого
б) огромное число обособленных
потребителей и малое количество
производителей, каждый из которых
может удовлетворить
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей,
где единому потребителю
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции
Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории Российской Федерации Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).
Понятие недобросовестной конкуренции
появилось в законодательстве Российской
Федерации после принятия Закона
РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции
и ограничении
С принятием Конституции
Российской Федерации в 1993 г. запрещение
недобросовестной конкуренции получило
закрепление на конституционном
уровне. Статья 8 Конституции Российской
Федерации закрепляет свободу экономической
деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции
Российской Федерации не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и
В первоначальной редакции Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" содержалось общее условие о недопущении недобросовестной конкуренции, приводился перечень форм недобросовестной конкуренции, который оставался открытым. Однако понятие "недобросовестная конкуренция" в нем отсутствовало до 1995 г. Оно было введено Федеральным законом от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"". Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" повторяет сформулированное в Законе РСФСР определение. Новый Закон о защите конкуренции также имеет определение недобросовестной конкуренции.
Основная трудность разделения добросовестной и недобросовестной конкуренции заключается в ее отнесении к законодательно послушной или, наоборот, к нарушающей законодательство, но как для широких масс населения, так и для специалистов по регулированию рынка важно уметь различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Без определения добросовестной и недобросовестной конкуренции невозможно регулировать рыночную конкуренцию и определять нарушителей действующего законодательства. Правильное (юридически точное) разделение конкуренции на добросовестную и недобросовестную имеет огромное и теоретическое, и практическое значение.
Следовательно, эффективное развитие рыночного соперничества и свободы предпринимательства предполагает наличие добросовестных ("цивилизованных") отношений между конкурирующими производителями, соблюдение ими определенных рамок и границ поведения.
Толкование понятия "недобросовестный" может осуществляться через определения понятия "добросовестный", данные в "Толковом словаре" Вл. Даля и "Словаре русского языка" С.И. Ожегова. Из приведенных в них определений следует, что недобросовестной конкуренцией являются действия, нарушающие правдивость, недостойные, неблагородные действия, ненадежность, нарушение доверия, с одной стороны, и нечестное выполнение своих обязательств, обязанностей, с другой [2], т.е. предполагающей справедливую борьбу "по правилам".
Следует отметить, что добросовестная
конкуренция между участниками
рыночного соперничества
В определении понятия "недобросовестная конкуренция" упоминаются требования добропорядочности, разумности и справедливости. Использование таких критериев для оценки добросовестности конкуренции связано с принципом "доброй совести", который ведет свое происхождение от римской формулы "bona fides".
Но действия, противоречащие
требованиям добропорядочности, невозможно
установить без определения понятия
"добра", более привычного при
использовании слова "добрый",
но давно известно, что для одних
действие может быть добрым, а для
других оно может представлять большое
зло. Понятие "добросовестная конкуренция"
непосредственно связано с
Понятие "справедливость" не является некоторой абстрактной универсальной константой. Это понятие основывается на национальных традициях, имеет глубинные духовные и религиозные корни. Каждый народ понимает справедливость по-разному, в соответствии со своим духовным архетипом. Для шведов безоговорочное принятие японских или итальянских представлений о справедливости есть нечто несправедливое. То же относится как к русским, так и к другим народам.
Ссылки на обычаи делового оборота, добропорядочность, разумность и справедливость при определении понятия "недобросовестная конкуренция" связывают действия хозяйствующего субъекта только с этикой предпринимательства. Следовательно, важно выяснить, существует ли возможность сочетать нравственные мотивы и принятие решений в сфере бизнеса. Что важнее для предпринимателя при принятии решений предпринимателя - высоконравственные мотивы, которые не обеспечивают получение прибыли, или получение прибыли при принятии безнравственных решений.
Важно учитывать, что существующие
понятия "добропорядочность" и "справедливость"
не что иное, как отражение морально-
Ныне действующий Гражданский кодекс РФ отличается от гражданского законодательства РСФСР и СССР широким использованием понятий "добросовестность" и "разумность".
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России
Первым в современной
России законодательным
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг
Основой предпосылки
для оценки активности
В числе таких факторов можно назвать:
- лучшее соотношение цены и качества;
- более современный дизайн;
- лучшая по оформлению и качеству упаковка (очень часто производитель добивается улучшения имиджа товара за счёт изменения внешнего оформления или формы упаковки);
Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность