Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41

Файлы: 1 файл

невидимая рука.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

 - лучшие условия технического обслуживания и ремонта (включая до- и послепродажное обслуживание);

 -условия гарантии (сроки, возможность замены и др.);

- условия эксплуатации и хранения; сроки и условия поставки;

- предусмотренное соблюдение экологических требований при эксплуатации, хранении и утилизации продукции.

В последнее время соблюдение требований охраны окружающей природой среды и экологической безопасности стало рассматриваться как важнейший  фактор конкурентоспособности. Эти  требования особенно актуальны в  связи с высоким уровнем изношенности основных фондов в производственных и транспортных  отраслях, растущим количеством грязных, энергоёмких  и ресурсоемких производств, накоплением  гигантских масс не переработанных промышленных и бытовых, а также вредных отходов, и ростом запасов ядовитых и радиоактивных веществ.

 В целом, как следует  из определений отдельных элементов  и факторов конкурентности на товарных рынках, модель такой конкурентности можно охарактеризовать пятью основными признаками:

- наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей данного вида продукции;

- однородность реализуемой продукции;

- отсутствие возможности у отдельных продавцов или покупателей влиять на рыночную цену;

- отсутствие препятствий на вход и выход с рынка;

- максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

При проведении маркетинговых  исследований товарных рынков по оценке наличия и  уровня конкурентности в целом по данному рынку и по отдельным видам реализуемой на данном рынке продук- ции необходимо помимо конкретных показателей, характеризующих конкурентно способность каких- либо товаров, учитывать более общие показатели состояния экономики. В число таких показателей могут включаться уровень демонополизации и раз- вития конкуренции по отдельным регионам и Российской Федерации в целом, учёт факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, взаимосвязанности проблем демонополизации и развития конкуренции на  федеральном, отраслевом и региональных уровнях

 

1.8 Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция сегодня стала нормой жизни российских промышленных предприятий. Отсутствие эффективного государственного контроля, формальное отношение к недобросовестной конкуренции со стороны уполномоченных государственных органов, трудности в классификации и квалификации не позволяют сегодня говорить об эффективном снижении масштабов и интенсивности этого явления. Вместе с тем, отсутствие внимания к этому, без преувеличения, стратегическому детерминанту конкурентной среды в российской промышленности делает бессмысленными все остальные усилия, направленные на развитие традиционных детерминантов, поскольку методы и средства недобросовестной конкуренции гораздо более просты в применении и результативны в сравнении с методами и средствами добросовестной конкуренции, представленной в виде поисковой и инновационной деятельности промышленных  предприятий. Магистральным направлением развития российской промышленности сегодня принято считать развитие конкуренции, как базового механизма устойчивого развития. В соответствии с Программой развития конкуренции, принятой Правительством РФ (распоряжение № 691-р от 10.05.2009 г.) определены приоритеты и основные направления конкурентной политики в отраслевом и региональном разрезе. "Цель Программы - создание благоприятной конкурентной среды, привлекательной для новых участников рынка. Для ее достижения в документе предусмотрены как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью"[1]. Программа развития конкуренции в своем содержательном аспекте отталкивается от методического набора принципов, лежащих в основе рыночной модели хозяйствования. К их числу относятся: - свободный выбор видов и форм деятельности; - всеобщность рынка; - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; - свободное ценообразование; - саморегулирование хозяйственной деятельности; - принцип договорных отношений; - экономическая ответственность; - самофинансирование; - децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность; - государственное регулирование; - механизм социальной защиты; - конкуренция[2]. Конкуренция служит одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существованиe[3]. Отметим при этом, что методологические подходы к исследованию конкурентной среды как управляемого носителя конкурентных процессов, конкурентного администрирования находятся в стадии научного поиска, что находит свое отражение в остром теоретическом и практическом дефиците знаний в данной проблемной области: "В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют комплексная система показателей состояния конкурентной среды на товарных рынках, основывающаяся как на качественных, так и на количественных показателях, рассчитываемых на базе опросов мнения, статистических наблюдений и экономических исследований, а также статистическая отчетность, достаточная для расчета указанных индикаторов. Между тем создание указанной системы индикаторов, наблюдение которых осуществляется на постоянной основе, обусловлено необходимостью не только оценки текущего состояния конкурентной среды, но и динамики изменения отдельных показателей,  и следовательно, эффективности государственной конкурентной политики, в том числе социально-экономических последствий ее реализации, а также прогноза индикаторов на будущие периоды"[4]. В Программе развития конкуренции в качестве основных угроз конкуренции в российской экономике названы: административные барьеры (снижают стимулы входа на рынок новых участников, повышают непроизводительные издержки, создают условия для коррупции и возникновения "административного ресурса"); - инфраструктурные ограничения конкуренции (неудовлетворительное состояние физической инфраструктуры предпринимательства (автомобильных и железных дорог, грузовой авиации, транзитных узлов электрических сетей) и финансовой инфраструктуры (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка); - ограничивающие конкуренцию действия органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (практика неформальных преференций, создание искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, проведение необоснованных проверок, организация давления посредством использования административного ресурса); - ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей)[5]. При этом авторы Программы полностью обошли своим вниманием недобросовестную конкуренцию, которая является неотъемлемым элементом современный конкурентной среды в российской экономике и оказывает существенное влияние на динамику и результативность конкурентных процессов в отдельных отраслях и секторах народного хозяйства, в том числе в промышленности. В соответствии с определениями Большого экономического словаря, "конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства"[6].

Конкуренция недобросовестная - методы конкурентной борьбы, связанные  с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. В частности, не допускается: неправомерное получение, самовольное использование или  разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации; распространение ложных сведений в  рекламной и иной информации относительно способа и места изготовления или качества товаров (продукции), указания или утверждения, использование  которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера  технических характеристик, свойств, способа изготовления, пригодности к применению или стоимости и количества товара  или продукции; действия, способные вызвать "смешение понятий" в отношении деятельности предприятия, продукта деятельности конкурента; ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, его промышленную или торговую деятельность; замалчивание важной для потребителя информации; иные действия, направленные на вытеснение с рынка других лиц. Закон запрещает заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между конкурирующими субъектами, в которых предусматриваются: установление цен (тарифов), скидок (надбавок), размеров выплат или других условий, направленных на ограничение конкуренции; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по рангу продавцов или покупателей, либо по другим признакам с целью их монополизации; устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей; другие условия, которые существенно ограничивают или могут ограничить конкуренцию[7]. Критический анализ данного определения позволяет отметить следующее: 1) определение, касающееся нарушения принятых норм и правил конкуренции, является весьма приблизительным, поскольку инновации как метод добросовестной конкуренции как раз и предполагают изменение принятых норм и правил конкуренции. Понятно, что инновации означают возникновение ущерба или даже уход с рынка пассивных в конкурентном отношении предприятий, что является проявлением селективного эффекта конкуренции и может оцениваться только положительно; 2) в определении нет анализа действия механизма конкуренции и ее проявлений в виде добросовестной и недобросовестной конкуренции, в нем произведено смешение понятий недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением, монопольной деятельности; 3) данное определение позволяет воздействовать только на последствия недобросовестной конкуренции, не затрагивая причин ее возникновения, что сводит методы конкурентного администрирования к "догоняющим" мерам, низко эффективным в силу фактического отсутствия системы мониторинга конкурентной среды (прежде всего в Попытка охарактеризовать место и значение недобросовестной конкуренции в развитии конкурентной среды была предпринята Н.А. Овчаренко при создании и апробации авторской методологии оценки конкурентной среды на основе количественных и качественных методов.

 

2. Мировой опыт  и существование в России условий  для совершенной конкуренции. 

 

Мировой опыт свидетельствует  о том, что рынок, существенно  отошедший от условий совершенной  конкуренции, самостоятельно, без вмешательства  государства не может вернуться  в исходное состояние. Здесь глубокая аналогия, например, с самолетом, ведомым  автопилотом. Если датчик координат  неисправен, то нужно переходить на ручное управление. Если рынок отошел от условий совершенной конкуренции, то цены на нем не могут служить  достоверной информацией для  принятия верных решений, что, как и  сколько производить. Поэтому одной  из основных функций государственного аппарата должно быть постоянное отслеживание состояния экономики и принятие своевременных и действенных  мер для устранения причин, вызвавших  нарушение условий совершенной  конкуренции.

 

Экономическая ситуация в  России много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был  равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%. Согласно отчету о конкурентоспособности экономики стран мира за 1999 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает последнее место из 59 включенных в обзор государств.

Западные эксперты упирают  обычно на то, что в России отсутствуют  условия для совершенной конкуренции. Логика западных консультантов вполне понятна и даже приемлема. Действительно, возникновение в России экономики, базирующейся на условиях свободной  конкуренции, привело бы к немедленному росту ее эффективности. Почему же тогда  она не возникает? Авторы обходят  один очевидный вопрос, поставленный многие десятилетия назад еще  Максом Вебером (впрочем, неизвестно, слышали  ли они такое имя - на Западе узкие  специалисты в любой области, не исключая экономику, отличаются крайним  невежеством в общегуманитарной сфере и культурологии) - как возможна свободная конкуренция в стране, где отсутствует протестантская этика? Как ее учинить между людьми, образ мыслей которых ее не приемлет?

Конкурентная среда в  стране, где 80% мужчин воспитанием программируются  как хронические неудачники, означает физическое вымирание этих 80% и их семей. Недаром введение "реформаторами" первых, минимальных элементов конкурентной среды снизило среднюю продолжительность  жизни мужчин в России с 73 до 56 лет. Они смогут выжить и эффективно работать только в патерналистской системе  азиатского типа, изолирующей их от конкуренции. Без этого необходимого условия в России не будет конкурентной экономики. Этого не понять западным экспертам, которые выросли в  сложившейся талассократической (греч.: власть посредством моря) цивилизации, этику которой Т. Гоббс охарактеризовал латинским изречением "Ноmо homus Lupus est" (Человек человеку волк).

В стране героев Сталлоне, Шварценеггера  и Уиллиса совершенная конкуренция  теоретически может работать (хотя реальность от нее довольно далека), но уже во Франции она невозможна и потому не существует, несмотря на тридцать лет зверской атаки неоконсерваторов на французскую систему экономического патернализма. Отсутствие, кстати, свободной  конкуренции во Франции не мешает ей достичь наиболее высоких показателей  производительности труда в мире (если исключить валютные игры, где  американцы французов опережают). Отсутствие свободной конкуренции, монополизм, патернализм и протекционизм  в Японии не мешают ей обеспечивать самые быстрые темпы научно-технического прогресса. Плановая государственно-монополистическая  система Кореи и Тайваня не мешает им показывать максимальные темпы  роста и высокую эффективность.

Все это объясняется просто - экономическая система этих стран  соответствует особенностям их культуры. Если ликвидировать всех русских  и населить Россию американцами, свободная  конкуренция действительно окажется наиболее эффективной формой организации  экономики. Если оставить в живых  хотя бы часть русских, то придется формировать систему, учитывающую  особенности их этики и культуры. И опыт той же Японии показывает, что такая система может оказаться  нисколько не менее эффективной, чем ориентированная на протестантскую этику система свободной конкуренции.

Развал экономики России и вопиющая неэффективность пореформенной  экономики связаны как раз  с тем, что проводники этой политики изо всех сил пытались проводить  в жизнь именно те рецепты, которые  советуют западные эксперты. Факт остается фактом - эти рецепты и формы  отторгаются Россией как кровь  чужой группы, порождают нежизнеспособный химерический симбиоз.

Реальный выход из ситуации заключается вовсе не в том, чтобы  превратить русских в американцев  и ввести для них совершенную  конкуренцию. При выполнении первого  условия второе окажется возможным  и даже несложным, но как выполнить  само первое условие? Реальный выход  заключается в построении экономической  системы, адекватной условиям страны.

Построение системы патерналистского государственно-монополисти-ческого характера, близкой к дальневосточному образцу, но учитывающей западнический характер внутренних талассократий, как раз и обеспечит столь же эффективный менеджмент, как тот, что мы видим в Японии, Корее, Тайване или Франции, промышленная система которой также имеет много черт, которые мы увидим у адекватной русской системы. Такая система обеспечит не только столь быстрый рост, как тот, что показывала Япония в первые два десятилетия после синтеза адекватной экономической системы, но и обеспечит крайне высокую эффективность инвестиций. Синтез эффективной финансовой системы, по примеру той же Японии, позволит найти грандиозные по нынешним понятиям внутренние источники финансирования этих инвестиций.

 

3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность.

 

 Рыночная структура,  организованная на основах чистой  конкуренции, имеет

 ряд неоспоримых преимуществ  по сравнению с другими моделями  рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать совершенную рыночную  конкуренцию как наиболее эффективную  систему распределения и использования  ограниченных ресурсов.

 Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

 С другой стороны,  производитель сопоставляет цену (предельный доход от производства) с предельными издержками производства  данного товара, то есть утраченными  возможностями производства других  товаров посредством тех же  самых ресурсов. Руководствующийся  принципом максимизации предприниматель  будет производить каждый продукт  до той точки, в которой цена  и предельные издержки уравниваются.

 Если потребление и  производство регулируются уровнем  цены, происходит совпадение интересов  потребителя и производителя.  Это значит, что ограниченные  ресурсы общества распределены  таким образом, что это отвечает  интересам максимизации прибыли  производителей и интересам максимизации  полезности потребителей.

 Более того, свободный  рынок способен восстанавливать  эффективность в использовании  ресурсов, когда она нарушается  динамическими изменениями в  экономике. Рыночный механизм, или  «невидимая рука рынка», автоматически  осуществляет регулировку посредством  переливов труда и капиталов  из одного вида производства  в другое. Так, повышение в силу  фактора моды спроса на узкие  брюки приведет к росту их  цены. Это обусловит появление  экономической прибыли в отрасли.  Экономическая прибыль послужит  тимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.

Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность