Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа
Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41
- лучшие условия технического обслуживания и ремонта (включая до- и послепродажное обслуживание);
-условия гарантии (сроки, возможность замены и др.);
- условия эксплуатации и хранения; сроки и условия поставки;
- предусмотренное соблюдение экологических требований при эксплуатации, хранении и утилизации продукции.
В последнее время соблюдение
требований охраны окружающей природой
среды и экологической
В целом, как следует
из определений отдельных
- наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей данного вида продукции;
- однородность реализуемой продукции;
- отсутствие возможности у отдельных продавцов или покупателей влиять на рыночную цену;
- отсутствие препятствий на вход и выход с рынка;
- максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
При проведении маркетинговых исследований товарных рынков по оценке наличия и уровня конкурентности в целом по данному рынку и по отдельным видам реализуемой на данном рынке продук- ции необходимо помимо конкретных показателей, характеризующих конкурентно способность каких- либо товаров, учитывать более общие показатели состояния экономики. В число таких показателей могут включаться уровень демонополизации и раз- вития конкуренции по отдельным регионам и Российской Федерации в целом, учёт факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, взаимосвязанности проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях
1.8 Недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция сегодня стала нормой жизни российских промышленных предприятий. Отсутствие эффективного государственного контроля, формальное отношение к недобросовестной конкуренции со стороны уполномоченных государственных органов, трудности в классификации и квалификации не позволяют сегодня говорить об эффективном снижении масштабов и интенсивности этого явления. Вместе с тем, отсутствие внимания к этому, без преувеличения, стратегическому детерминанту конкурентной среды в российской промышленности делает бессмысленными все остальные усилия, направленные на развитие традиционных детерминантов, поскольку методы и средства недобросовестной конкуренции гораздо более просты в применении и результативны в сравнении с методами и средствами добросовестной конкуренции, представленной в виде поисковой и инновационной деятельности промышленных предприятий. Магистральным направлением развития российской промышленности сегодня принято считать развитие конкуренции, как базового механизма устойчивого развития. В соответствии с Программой развития конкуренции, принятой Правительством РФ (распоряжение № 691-р от 10.05.2009 г.) определены приоритеты и основные направления конкурентной политики в отраслевом и региональном разрезе. "Цель Программы - создание благоприятной конкурентной среды, привлекательной для новых участников рынка. Для ее достижения в документе предусмотрены как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью"[1]. Программа развития конкуренции в своем содержательном аспекте отталкивается от методического набора принципов, лежащих в основе рыночной модели хозяйствования. К их числу относятся: - свободный выбор видов и форм деятельности; - всеобщность рынка; - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; - свободное ценообразование; - саморегулирование хозяйственной деятельности; - принцип договорных отношений; - экономическая ответственность; - самофинансирование; - децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность; - государственное регулирование; - механизм социальной защиты; - конкуренция[2]. Конкуренция служит одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существованиe[3]. Отметим при этом, что методологические подходы к исследованию конкурентной среды как управляемого носителя конкурентных процессов, конкурентного администрирования находятся в стадии научного поиска, что находит свое отражение в остром теоретическом и практическом дефиците знаний в данной проблемной области: "В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют комплексная система показателей состояния конкурентной среды на товарных рынках, основывающаяся как на качественных, так и на количественных показателях, рассчитываемых на базе опросов мнения, статистических наблюдений и экономических исследований, а также статистическая отчетность, достаточная для расчета указанных индикаторов. Между тем создание указанной системы индикаторов, наблюдение которых осуществляется на постоянной основе, обусловлено необходимостью не только оценки текущего состояния конкурентной среды, но и динамики изменения отдельных показателей, и следовательно, эффективности государственной конкурентной политики, в том числе социально-экономических последствий ее реализации, а также прогноза индикаторов на будущие периоды"[4]. В Программе развития конкуренции в качестве основных угроз конкуренции в российской экономике названы: административные барьеры (снижают стимулы входа на рынок новых участников, повышают непроизводительные издержки, создают условия для коррупции и возникновения "административного ресурса"); - инфраструктурные ограничения конкуренции (неудовлетворительное состояние физической инфраструктуры предпринимательства (автомобильных и железных дорог, грузовой авиации, транзитных узлов электрических сетей) и финансовой инфраструктуры (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка); - ограничивающие конкуренцию действия органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (практика неформальных преференций, создание искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, проведение необоснованных проверок, организация давления посредством использования административного ресурса); - ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей)[5]. При этом авторы Программы полностью обошли своим вниманием недобросовестную конкуренцию, которая является неотъемлемым элементом современный конкурентной среды в российской экономике и оказывает существенное влияние на динамику и результативность конкурентных процессов в отдельных отраслях и секторах народного хозяйства, в том числе в промышленности. В соответствии с определениями Большого экономического словаря, "конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства"[6].
Конкуренция недобросовестная
- методы конкурентной борьбы, связанные
с нарушением принятых на рынке норм
и правил конкуренции. В частности,
не допускается: неправомерное получение,
самовольное использование или
разглашение конфиденциальной научно-технической,
производственной или торговой информации;
распространение ложных сведений в
рекламной и иной информации относительно
способа и места изготовления
или качества товаров (продукции), указания
или утверждения, использование
которых при осуществлении
2. Мировой опыт
и существование в России
Мировой опыт свидетельствует
о том, что рынок, существенно
отошедший от условий совершенной
конкуренции, самостоятельно, без вмешательства
государства не может вернуться
в исходное состояние. Здесь глубокая
аналогия, например, с самолетом, ведомым
автопилотом. Если датчик координат
неисправен, то нужно переходить на
ручное управление. Если рынок отошел
от условий совершенной
Экономическая ситуация в России много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%. Согласно отчету о конкурентоспособности экономики стран мира за 1999 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает последнее место из 59 включенных в обзор государств.
Западные эксперты упирают
обычно на то, что в России отсутствуют
условия для совершенной
Конкурентная среда в
стране, где 80% мужчин воспитанием программируются
как хронические неудачники, означает
физическое вымирание этих 80% и их
семей. Недаром введение "реформаторами"
первых, минимальных элементов
В стране героев Сталлоне, Шварценеггера
и Уиллиса совершенная
Все это объясняется просто
- экономическая система этих стран
соответствует особенностям их культуры.
Если ликвидировать всех русских
и населить Россию американцами, свободная
конкуренция действительно
Развал экономики России и вопиющая неэффективность пореформенной экономики связаны как раз с тем, что проводники этой политики изо всех сил пытались проводить в жизнь именно те рецепты, которые советуют западные эксперты. Факт остается фактом - эти рецепты и формы отторгаются Россией как кровь чужой группы, порождают нежизнеспособный химерический симбиоз.
Реальный выход из ситуации заключается вовсе не в том, чтобы превратить русских в американцев и ввести для них совершенную конкуренцию. При выполнении первого условия второе окажется возможным и даже несложным, но как выполнить само первое условие? Реальный выход заключается в построении экономической системы, адекватной условиям страны.
Построение системы
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность.
Рыночная структура,
организованная на основах
ряд неоспоримых преимуществ
по сравнению с другими
Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.
С другой стороны,
производитель сопоставляет
Если потребление и
производство регулируются
Более того, свободный
рынок способен
Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность