Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41

Файлы: 1 файл

невидимая рука.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

 Производственная эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают кономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается

 равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов  в долгосрочном периоде будут  получать только нормальную прибыль.  Именно равенство цены с долгосрочными  средними издержками обеспечит  равновесие на рынке.

 К числу преимуществ  совершенной конкуренции относят  способность к саморегулированию,  в силу чего не требуется  государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, экономятся  общественные издержки управления. Рынок совершенной конкуренции  является достаточно гибким, обладает  высокой адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую  активность.

 Вместе с тем даже  самый совершенный конкурентный  рынок не является идеальным  общественным устройством и имеет  целый ряд недостатков, характеризуемых  как «провалы» рынка. Что же  рынок не может делать по  самой своей природе?

 Прежде всего, рыночная  система распределения доходов  неизбежно ведет к появлению  имущественного неравенства. Экономическая  дифференциация населения, которой  не противодействует государственная  политика, имеет тенденцию усиливаться  и превращаться в дифференциацию  социальную и политическую. Это  не только прерывает социальную  стабильность, но и становится  мощным фактором усиления неэффективности  экономики.

 Рыночный механизм  конкуренции ведет к концентрации  производства и капитала и  тем самым порождает монополистические  тенденции, которые в любом  обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает  необходимость государственной  политики по поддержанию конкурентной  среды и ограничению монополистических  проявлений.

 Неизбежным следствием  рынка является безработица, или  неполная занятость важнейшего ресурса - труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной политики по поддержанию занятости безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации.

 Распределяя ресурсы,  конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод производства общественных благ.

 Чисто конкурентная  система рынка предполагает, что  отсутствуют так называемые побочные  эффекты производства или потребления  для третьих лиц. Между тем  такие эффекты бывают весьма  ощутимы, например, загрязнение окружающей  среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены  общества. В подобных случаях  рынок не может справиться  с отрицательными побочными эффектами  или поощрить положительные эффекты.

 Эту задачу призвано  решить государство.

 Рынок не всегда  поощряет технические и технологические  новшества. Поскольку достигаемый  в результате нововведений экономический  и конкурентный выигрыш является  временным, появляется стремление  «заморозить» нововведение, не дать  ему распространиться среди конкурентов,  монополизировать его использование.

 Модель совершенной  конкуренции предполагает стандартизированную  продукцию. Тем самым снижаются  возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности  удовлетворения самых широких  и разнообразных потребностей  индивидуумов.

 Рынок развивает у  людей не только положительные  личностные качества, но и отрицательные,  например, эгоизм, жестокость, отсутствие  интереса к положению других  лиц.

 Ввиду указанных выше  моментов, реально существующие  рыночные системы

 достаточно далеки  от абстрактной модели совершенной  конкуренции и представляют собой разные варианты смешанной экономики, предполагающей активное включение государства в хозяйственную жизнь.

 

4. Особенности современного этапа развития российской экономики

 

4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

 Монополии существуют  во всём мире. Своеобразной монополией  в бывшем СССР была командная  экономика, построенная на всеобъемлющем  директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

 Советской экономике  была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших  предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по  сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно  промышленное предприятие приходилось  в среднем 813 рабочих мест, в  Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

 Но социалистические  монополии существенно отличались  от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали  «снизу» в результате конкурентной  борьбы, а социалистические насаждались  «сверху» и действовали в тепличных  условиях. В монополисты при капитализме  прорывается предприятие-лидер,  который использует передовые  технологии, имеет значительный  производственный и научно-технический  потенциал. При социализме же  монополии зачастую появлялись  при отсталой технологической  базе. Капиталистические монополии,  участвуя в международном разделении  труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности улучшать  качество продукции, равняясь  на мировые образцы, что положительно  сказывается и на внутреннем  рынке, социалистические ограничивались  в лучшем случае региональными рамками.

 Специфика российских  монополий сказалась и на особенностях  законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились  тогда, когда уже существовали  рыночные отношения, и государство,  чтоб воспрепятствовать удушению  конкуренции, стало вводить ограничивающие  нормы. Российское законодательство  о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь  формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм  и злоупотребления доминирующим  положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 Сегодня, спустя восемь  лет после начала рыночных  реформ, антимонопольное законодательство  необходимо совершенствовать, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Предстоит так обновить  правовую базу, чтоб она позволяла  надёжнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к физическим  и юридическим лицам, включая  должностных лиц федеральных  и региональных органов исполнительной  власти и местного самоуправления. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».

 Для реализации антимонопольной  политики, поддержки рыночных структур  и предпринимательства, государственного  регулирования тарифов в сфере  естественных монополий, пресечения  монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой  конкуренции был создан Государственный  комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в  Государственный антимонопольный  комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться  ощутимых успехов в создании  полноценной конкурентной среды.

 В 1999 г. на его  базе было создано Министерство  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП). В него вошли также Федеральная  служба России по регулированию  естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России  по регулированию естественных  монополий в области связи  (ФСЕМС), Государственный комитет  по поддержке и развитию малого  предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая  комиссия (ФЭК).

 Пока уровень развития  конкуренции в нашей стране  явно недостаточен. Называются несколько  причин:

1. Приватизация не привела,  как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

2. Принудительная реструктуризация  предприятий не была использована  должным образом, хотя могла  бы облегчить массовое образование  новых конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

3. Малый бизнес так  и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий  замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты и  льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же всё это  остаётся благим пожеланием из-за скудности  госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции необходимо:

1. Наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов,  торгов, аукционов, в том числе  при размещении заказов на  поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд (только  в 1998 г. финансовые обороты  на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей)

2. Ввести жёсткие меры  против действий региональных  властей, препятствующих свободе  перемещения товаров и капитала по всей России;

3. Совершенствовать правовое  регулирование использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4. Согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать  их конкурентную политику к  международным принципам и правилам.

 

4.2 Методы Антимонопольной Политики

 

1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О  конкуренции» и применяются антимонопольным  органом к хозяйствующим субъектам,  которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это запреты на  монополистическую деятельность  и недобросовестную конкуренцию,  на действия органов власти  и управления, которые могут неблагоприятно  сказаться на развитии конкуренции.

  Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на  запреты, направленные против  соглашений, ограничивающих конкуренцию,  и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим  положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к  предмету договора, включать в договор  дискриминирующие условия, которые  ставят контрагента в неравное положение  по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или  уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность