Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа
Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41
Наиболее стабильно
действует запрет на
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
2. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией.
Она возникает:
1. В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
2. Когда появляется возможность
для группы организаций
Предварительно контролируются,
во-первых, создание, слияние и присоединение
коммерческих организаций, объединений,
союзов и ассоциаций, если их активы
превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация
и разделение (выделение) государственных
и муниципальных унитарных
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
1. Лицо (группа лиц) приобретает
акции (доли) с правом голоса
в уставном капитале
2. Одно предприятие (группа
лиц) получает в собственность
или пользование основные
3. Лицо (группа лиц) приобретает
права, позволяющие определять
условия ведения
В этих трёх случаях
предварительное согласие
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.
Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
3. Запрет на недобросовестную
конкуренцию. Под
4. Запреты на действия
органов власти и управления,
которые могут неблагоприятно
повлиять на конкуренцию.
Однако власти субъектов
Федерации и органы местного
самоуправления допускают
Неправовые действия
органов власти имеют
Кроме того, не разрешается
создавать министерства, госкомитеты
и т.п. для монополизации
5. Реестр как инструмент
антимонопольного контроля.[8] По
результатам анализа состояния
торгового рынка и доли
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатная сталь) и др.
Количество включённых
в реестр предприятий зависит
от границ товарного рынка,
на котором определяется их
доля. Чем детальнее рассматривается
номенклатура продукции, тем
Но внесение предприятия
в реестр ещё не говорит
о том, что оно является
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
1. С развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
2. Олигополистические - рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные рынки,
в том числе естественных
Структура товарных
рынков, характер и уровень
В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.
Хотя структурная реформа
в этой сфере направлена на
повышение экономической
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды
В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях.
Изучению конкурентной среды и контролю за экономической концентрацией во многом способствуют систематически проводимые антимонопольными органами специальные обследования товарных рынков, призванные выявлять хозяйствующие субъекты, имеющие на них значительную долю. При этом основными критериями выбора предмета для мониторинга выступают:
1. Социально-экономическая
значимость продукции для
удовлетворения потребностей
2. Прецедентная практика, при которой анализ рынка осуществляется по факту нарушения антимонопольного законодательства в случае конкретного обращения хозяйствующего субъекта;
Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность