Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа
Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41
3. Структурообразующие
виды продукции, наиболее
4. Высококонцентрированные товарные рынки - предмет обязательного наблюдения со стороны антимонопольных органов.
Для проведения
обследования товарных рынков,
начиная с 1997 г., антимонопольные
органы совместно с Минэкономики
России и Госкомстатом России
применяют специально
1. Структурный подход, предполагающий
получение информации о каналах
приобретения и реализации
2. Ценовой подход, предусматривающий изучение ценовой политики предприятий, региональной дифференциации и динамики цен на рынке;
3. Экономический подход,
означающий анализ влияния
государственной политики на
рынке, выявление различных
В ходе статистического
наблюдения должны быть
Результаты мониторинга позволят определить обеспеченность предприятий поставками сырья; политику выпуска и сбыта продукции предприятием и его ценовую политику; распределение продаж между внутренним рынком и экспортом; географию хозяйственных связей и направления ее изменения; барьеры входа на рынок; возможную вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения.
Сбор и обработка
исходной информации о рынках
базируется на сведениях,
1. данных государственной статистической отчетности, характеризующих деятельность субъектов рынка;
2. информации от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов;
3. сведениях об объемах производства и реализации продукции (работ, услуг), полученных антимонопольными органами непосредственно от субъектов рынка;
4. данных выборочных опросов
покупателей и данные экспертиз,
характеризующих товарные и
В соответствии
с Федеральным Законом
«О естественных монополиях»
формируются и ведутся
Реестры субъектов естественных
монополий на транспорте и
в области связи. Так,
МАП РФ приняло решение об увеличении Реестра хозяйствующих субъектов естественных монополий, в который были включены 7 аэропортов, 15 морских административных портов, а также другие аналогичные субъекты в крупнейших портах России, имеющих стратегическое значение (Санкт-Петербург, Туапсе, Новороссийск).
Благодаря имеющемуся
инструментарию проведения мониторинга
товарных рынков стало
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции
Развитие общества подчиняется
действию всеобщего философского закона
о единстве и борьбе противоположностей.
Переломленный через призму экономики,
этот закон можно интерпретировать
как Закон о действии конкуренции
между субъектами рынка. В этом контексте
взаимная помощь и конкуренция между
субъектами рынка с первого взгляда
выступают как два
Содержание конкуренции дополняется необходимостью учета участниками рынка в своих действиях нормативного регулирования. Конкуренция - это соперничество между людьми и фирмами на пути к достижению цели. Цель конкурентов рынка в том, чтобы покупатель купил их продукт /товар/».
Приведенные выше определения дают широкое представление о содержании понятия конкуренции и его взаимосвязей с другими понятиями. В классическом смысле конкуренцию можно определить как соперничество между покупателями и продавцами, основанное на противоречии в их интересах и/или действиях, направленных на достижение определенной цели. В экономической литературе более известными концепциями о конкуренции являются: «поведенческая», «структурная» и «функциональная». Корни поведенческой концепции можно обнаружить в теоретических постулатах А.Смита, о «невидимой руке» рынка и личных интересах, который считает их основным мотивом экономической деятельности. По его мнению, независимое поведение на рынке можно реализовать тогда, когда на нем действует большее количество различных продавцов. Суть его концепции в том, что эти различные продавцы стремятся установить контроль над рынком независимо от поведения остальных рыночных субъектов. Во времени конкуренция имеет долгосрочный и относительный характер. Смит полностью придерживается концепции, что свободная рыночная конкуренция является оптимальной экономической средой для функционирования предприятий. Согласно структурной концепции, рынок является конкурентным в определенных условиях, таких, как количество продавцов и покупателей, доступ к рынку, возможности оказания влияния на рыночную цену, степень информиранности рыночных субъектов. У основоположников функциональной концепции Шумпетера и Хайека различный взгляд на роль конкуренции. Согласно этой концепции конкуренция в экономике связывается главным образом с развитием нововведений как двигателя экономического роста. В своей теории об экономическом развитии Шумпетер4 рассматривает конкуренцию как соперничество между старым и новым. Когда рынок принимает данное нововведение, механизм конкуренции вытесняет с рынка все предприятия с устаревшими технологиями. В соответствии с теорией Хайека5 конкуренция представляет собой «процедуру открытий». Когда рыночная информация неполна некоторые фирмы могут оценить одинаково привлекательными несколько вариантов поведения. Только конкуренция, по его мнению, «обнаруживает» лучший. Содержание этого понятия меняется под влиянием эволюции теоретических знаний о конкуренции. Теория М. Портера об отраслевой конкуренции вносит новое содержание в понятие посредством так наз. «расширенного сотрудничества». Используя понятие так наз. «родовой конкуренции», Ф. Котлер предлагает различное представление о границе и уровне конкуренции.
Заключение
Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем
механизмом, посредством которого рынок
выполняет свои функции. Конкуренция,
состязательность между производителями
позволяет наилучшим образом
удовлетворять потребности
Сама конкуренция и
научно-технический прогресс порождают
тенденцию к монополизации
Ошибочно было бы считать, что созданные российские рынки автоматически образуют конкуренцию. Она действительно образуется, однако существует целый ряд моментов, которые делают ее неэффективной.
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
Спрос на продукцию отдельной
фирмы в условиях совершенной
конкуренции абсолютно
Рыночная структура, организованная
на основах чистой конкуренции, имеет
ряд неоспоримых преимуществ
по сравнению с другими моделями
рынка. Это позволяет экономистам
рассматривать совершенную
Аллокативная эффективность: p = MC.
Производственная
К числу преимуществ совершенной
конкуренции относят
Рыночный механизм конкуренции ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает монополистические тенденции, которые в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость государственной политики по поддержанию конкурентной среды и ограничению монополистических проявлений.
Методы антимонопольной политики:
1. Ограничительные меры.
2. Контроль за усилением экономической концентрации.
3. Запрет на недобросовестную конкуренцию.
4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
5. Реестр как
инструмент антимонопольного
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
1. Приватизация не
привела, как ожидалось, к
2. Принудительная
реструктуризация предприятий
3. Малый бизнес так и не получил должного развития.
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Список использованных источников
1.Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2004. С. 412.
1. Булатов А.С. «Экономика» М., 2001г.
2. Вечканов «Микро- и макроэкономика:
энциклопедический словарь»
3. В. Захаров «Хотели как лучше, а получилось…» // газета «Кузбасс» №076
4. Кувалдин В.П. «Страна ждет сигнала» // Независимая газета, 18 февраля 2000г.
5. Кэмпбелл Р. Макконнелл «Экономикс» М., 2001г. (13-е издание)
6. Логачев М. «Либеральный патернализм как имманентная России экономическая модель» // газета «Вестник Ленинградской АЭС» №9 (562)
7. Липсиц И.В. «Экономика» М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000г.
8. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М.,2000г.
9. Симкина Л.Г. «Микроэкономика» СПб, 2002г.
10. Светуньков С.Г. «Конкуренция и предпринимательские решения» Ульяновск, 2000г.
11. Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» М., 2000г.
[1] Программа развития конкуренции в Российской Федерации. М., 2009. С.
[2] Курс экономики: Учебник / под ред. Б.А. Райзберга. М., 2006. С. 227. 3.
[3] Там же. С. 237.
[4] Доклад о состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации в 2009 г. М., 2010. С. 3.
[5] Программа развития конкуренции в Российской Федерации. М., 2009. С. 9, 12,14.
Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность