Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1Конкуренции и «невидимая рука» рынка………………………………...…….4
1.1 Три подхода к определению конкуренции……………………………….……4
1.2 Невидимая рука………………………………………………………………….6
1.3 Функции конкуренции…………………………………………………..………7
1.4 Виды конкуренции…………………………………………………………...….9
1.5 Разделение понятий добросовестной и недобросовестной конкуренции…..10
1.6 Директивное регулирование конкурентной борьбы на товарных рынках России………………………………………………………………………….……12
1.7 Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг……….……14
1.8 Недобросовестная конкуренция……………………………………………….16
2 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции……………………………………………………………………...…19
3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность……………..…22
4 Особенности современного этапа развития российской экономики…….…25
4.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….……25
4.2 Методы Антимонопольной Политики………………………………….…..…27
5 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды……………………………………………………………..…33
6 Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции………………………………………………………………………...…35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…….. ..……………………………………..41

Файлы: 1 файл

невидимая рука.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

   3.  Структурообразующие   виды продукции, наиболее значимые  для конкретного региона, - лесоматериалы и целлюлозно-бумажная продукция,  рыба, зерно, нефть и др.;

   4. Высококонцентрированные   товарные  рынки  -  предмет обязательного наблюдения со стороны антимонопольных органов.

   Для проведения  обследования  товарных  рынков,  начиная  с  1997  г., антимонопольные   органы  совместно  с  Минэкономики  России  и  Госкомстатом России  применяют специально разработанный   инструментарий  с  использованием  таких методических подходов:

1. Структурный подход, предполагающий  получение информации  о  каналах   приобретения и реализации товаров;  числе продавцов,  посредников   и  конечных покупателей; их  доле на рынке;

2. Ценовой  подход,  предусматривающий  изучение  ценовой политики  предприятий,  региональной дифференциации и  динамики цен на рынке;

3. Экономический подход,  означающий  анализ  влияния   государственной политики на  рынке, выявление различных форм  контрактов на  рынке  и   различных форм расчетов.

   В ходе статистического  наблюдения должны быть охвачены  все  участники рынка  -  от  производителей  сырья до  потребителей готовой продукции.

Результаты  мониторинга  позволят  определить обеспеченность предприятий поставками сырья; политику выпуска и сбыта продукции предприятием  и его ценовую политику; распределение продаж между внутренним рынком и экспортом; географию хозяйственных связей и направления ее изменения; барьеры входа на рынок; возможную вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения.

  Сбор и обработка  исходной информации о рынках  базируется на сведениях, представляемых  различными  хозяйствующими  субъектами,  -  производителями, продавцами, покупателями, государственными, общественными,   научными организациями, экспертами, в частности:

1. данных   государственной   статистической отчетности, характеризующих  деятельность субъектов рынка;

2. информации  от  налоговых,  таможенных  органов, банковских  структур, инвестиционных фондов;

3. сведениях  об  объемах производства  и реализации  продукции (работ, услуг), полученных   антимонопольными   органами непосредственно от субъектов рынка;

4. данных выборочных  опросов   покупателей  и  данные  экспертиз,  характеризующих товарные и географические  границы рынков.

   В соответствии  с  Федеральным  Законом   «О  естественных  монополиях»  формируются  и  ведутся   Реестры субъектов   естественных  монополий на транспорте и  в области связи. Так, состоявшееся  в  июне  1999  г.  правление

МАП  РФ  приняло  решение  об  увеличении  Реестра  хозяйствующих  субъектов естественных монополий, в который были включены  7  аэропортов,  15  морских административных портов, а также другие аналогичные  субъекты  в  крупнейших портах России, имеющих  стратегическое  значение  (Санкт-Петербург,  Туапсе, Новороссийск).

   Благодаря имеющемуся  инструментарию  проведения  мониторинга   товарных рынков стало возможным  дополнить  существующую  динамическую  характеристику конкурентной среды механизмом, предназначенным для  обследования  российских предприятий,  позволяющим  составить  и  выявить  мотивы  их  хозяйственного поведения.

 

6 Конкуренция  и конкурентоспособность - теоретические  основы и концепции

 

Развитие общества подчиняется  действию всеобщего философского закона о единстве и борьбе противоположностей. Переломленный через призму экономики, этот закон можно интерпретировать как Закон о действии конкуренции  между субъектами рынка. В этом контексте  взаимная помощь и конкуренция между  субъектами рынка с первого взгляда  выступают как два противоречивых явления, но они дополняют друг друга  и показывают путь развития экономики. Конкуренция - неотъемлемая характеристика рынка. Основоположник классической концепции конкуренции Адам Смит дает одно из первых научных объяснений факторов, которые определяют функционирование рыночного хозяйства в условиях свободной конкуренции. В своем сочинении «Богатство народов» 1776 г. он принимает, что отношения при обмене направляет «невидимая рука», которая проявляет свое действие на рынке. Она, как постоянно действующий механизм, устраняет, что является недостаточно хорошим и неспособным приспособиться. Альфред Маршалл, будучи последователем Адама Смита, полностью воспринимает концепцию о свободной рыночной конкуренции как оптимальной экономической среде о функционировании предприятий. По мнению Ричарда Чейса, «Конкуренция относится к позиции в рыночном хозяйстве, а продуктивность как правило связывается с производительностью единицы вложенной затраты». Такая точка зрения показывает взаимосвязь между конкуренцией и производительностью труда. Конкуренция - более широкое понятие, которое дополняется ее пониманием Б. Райзенбергом. Он считает, что конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышает его эффективность. Это определение расширяет содержание термина «конкуренция», показывая ее созидательный характер. Успех предприятия, по мнению Майкла Портера, обусловлен местоположением и конкурентным преимуществом. Он определяет конкуренцию следующим образом: «Фирмы ведут соревнование между собой, используя национальные, региональные и глобальные стратегии». Такое определение показывает географические границы конкуренции, но не раскрывает всех ее аспектов. М. Рыбов считает, что «конкуренцию следует рассматривать как взаимодействие между хозяйственными субъектами, при котором каждый из них стремится реализовать свои интересы независимо от остальных субъектов». Эта дефиниция конкуренции вскрывает суть и цели рыночных субъектов. Точка зрения М. Рыбова перекликается с определением Н. Сыловой8. Она считает что: «В широком смысле конкуренция выражает взаимодействие рыночных субъектов, при котором каждый стремится реализовать свои интересы, независимо от интересов остальных участников рынка при соблюдении законов»6. Содержание конкуренции дополняется необходимостью учета участниками рынка в своих действиях нормативного регулирования. Конкуренция - это соперничество между людьми и фирмами на пути к достижению цели. Цель конкурентов рынка в том, чтобы покупатель купил их продукт /товар/».7 Приведенные выше определения дают широкое представление о содержании понятия конкуренции и его взаимосвязей с другими понятиями. В классическом смысле конкуренцию можно определить как соперничество между покупателями и продавцами, основанное на противоречии в их интересах и/или действиях, направленных на достижение определенной цели. В экономической литературе более известными концепциями о конкуренции являются: «поведенческая», «структурная» и «функциональная». Корни поведенческой концепции можно обнаружить в теоретических постулатах А.Смита2 о «невидимой руке» рынка и личных интересах, который считает их основным мотивом экономической деятельности. По его мнению, независимое поведение на рынке можно реализовать тогда, когда на нем действует большее количество различных продавцов. Суть его концепции в том, что «Фирмы ведут соревнование между собой, используя национальные, региональные и глобальные стратегии». Такое определение показывает географические границы конкуренции, но не раскрывает всех ее аспектов. М. Рыбов считает, что «конкуренцию следует рассматривать как взаимодействие между хозяйственными субъектами, при котором каждый из них стремится реализовать свои интересы независимо от остальных субъектов». Эта дефиниция конкуренции вскрывает суть и цели рыночных субъектов. Точка зрения М. Рыбова перекликается с определением Н. Сыловой8. Она считает что: «В широком смысле конкуренция выражает взаимодействие рыночных субъектов, при котором каждый стремится реализовать свои интересы, независимо от интересов остальных участников рынка при соблюдении законов».

Содержание конкуренции дополняется необходимостью учета участниками рынка в своих действиях нормативного регулирования. Конкуренция - это соперничество между людьми и фирмами на пути к достижению цели. Цель конкурентов рынка в том, чтобы покупатель купил их продукт /товар/».

  Приведенные выше определения дают широкое представление о содержании понятия конкуренции и его взаимосвязей с другими понятиями. В классическом смысле конкуренцию можно определить как соперничество между покупателями и продавцами, основанное на противоречии в их интересах и/или действиях, направленных на достижение определенной цели. В экономической литературе более известными концепциями о конкуренции являются: «поведенческая», «структурная» и «функциональная». Корни поведенческой концепции можно обнаружить в теоретических постулатах А.Смита, о «невидимой руке» рынка и личных интересах, который считает их основным мотивом экономической деятельности. По его мнению, независимое поведение на рынке можно реализовать тогда, когда на нем действует большее количество различных продавцов. Суть его концепции в том, что эти различные продавцы стремятся установить контроль над рынком независимо от поведения остальных рыночных субъектов. Во времени конкуренция имеет долгосрочный и относительный характер. Смит полностью придерживается концепции, что свободная рыночная конкуренция является оптимальной экономической средой для функционирования предприятий. Согласно структурной концепции, рынок является конкурентным в определенных условиях, таких, как количество продавцов и покупателей, доступ к рынку, возможности оказания влияния на рыночную цену, степень информиранности рыночных субъектов. У основоположников функциональной концепции Шумпетера и Хайека различный взгляд на роль конкуренции. Согласно этой концепции конкуренция в экономике связывается главным образом с развитием нововведений как двигателя экономического роста. В своей теории об экономическом развитии Шумпетер4 рассматривает конкуренцию как соперничество между старым и новым. Когда рынок принимает данное нововведение, механизм конкуренции вытесняет с рынка все предприятия с устаревшими технологиями. В соответствии с теорией Хайека5 конкуренция представляет собой «процедуру открытий». Когда рыночная информация неполна некоторые фирмы могут оценить одинаково привлекательными несколько вариантов поведения. Только конкуренция, по его мнению, «обнаруживает» лучший. Содержание этого понятия меняется под влиянием эволюции теоретических знаний о конкуренции. Теория М. Портера об отраслевой конкуренции вносит новое содержание в понятие посредством так наз. «расширенного сотрудничества». Используя понятие так наз. «родовой конкуренции», Ф. Котлер предлагает различное представление о границе и уровне конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие  выводы:

Конкуренция является тем  механизмом, посредством которого рынок  выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями  позволяет наилучшим образом  удовлетворять потребности людей  и обеспечивать эффективное использование  ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Сама конкуренция и  научно-технический прогресс порождают  тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца. Современный  рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию  и монополию - рынок несовершенной  конкуренции. Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая  конкуренция.

 

Ошибочно  было бы  считать,  что  созданные российские рынки  автоматически образуют конкуренцию. Она  действительно  образуется,  однако  существует  целый  ряд  моментов,  которые  делают  ее неэффективной.

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в каких количествах.

Спрос на продукцию отдельной  фирмы в условиях совершенной  конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия. Фирма, со своей стороны, может продать  по цене равновесия любое количество единиц товара.

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет  ряд  неоспоримых преимуществ  по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную  систему распределения и использования  ограниченных ресурсов.

 

Аллокативная эффективность:  p = MC.

 

 Производственная эффективность: p = ACmin.

 

К числу преимуществ совершенной  конкуренции относят способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

Рыночный механизм конкуренции  ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает  монополистические тенденции, которые  в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость  государственной политики по поддержанию  конкурентной  среды и ограничению  монополистических проявлений.

 

Методы антимонопольной  политики:

1.   Ограничительные  меры.

2.    Контроль за усилением экономической концентрации.

3.    Запрет на  недобросовестную конкуренцию.

4.    Запреты на  действия органов власти и  управления, которые могут неблагоприятно  повлиять на конкуренцию.

5.    Реестр как  инструмент антимонопольного контроля

 

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько  причин:

1.   Приватизация не  привела, как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

2.   Принудительная  реструктуризация предприятий не  была использована должным образом,  хотя могла бы облегчить массовое  образование новых конкурентоспособных  хозяйствующих субъектов;

3.   Малый бизнес  так и не получил должного  развития.

 

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и  злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2004. С. 412.

1. Булатов А.С. «Экономика»  М., 2001г. 

2. Вечканов «Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь» СПб:  изд-во «Лань», 2001г. 

3. В. Захаров «Хотели  как лучше, а получилось…» // газета  «Кузбасс» №076

4. Кувалдин В.П. «Страна ждет сигнала» // Независимая газета, 18 февраля 2000г.

5. Кэмпбелл Р. Макконнелл «Экономикс» М., 2001г. (13-е издание)

6. Логачев М. «Либеральный патернализм как имманентная России экономическая модель» // газета «Вестник Ленинградской АЭС» №9 (562)

7. Липсиц И.В. «Экономика» М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000г.

8. Нуреев Р.М. «Курс  микроэкономики» М.,2000г. 

9. Симкина Л.Г. «Микроэкономика»  СПб, 2002г. 

10. Светуньков С.Г. «Конкуренция и предпринимательские решения» Ульяновск, 2000г.

11. Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» М., 2000г.

 

[1] Программа развития конкуренции в Российской Федерации. М., 2009. С.

[2] Курс экономики: Учебник / под ред. Б.А. Райзберга. М., 2006. С. 227. 3.

[3] Там же. С. 237.

[4] Доклад о состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации в 2009 г. М., 2010. С. 3.

[5] Программа развития конкуренции в Российской Федерации. М., 2009. С. 9, 12,14.

Информация о работе Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность