Олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Основные характеристики рынка олигополии. Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю). Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.
Наиболее значимые характеристики олигопольного рынка:
Небольшое количество фирм в отрасли. Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Файлы: 1 файл

Олигополия.docx

— 126.37 Кб (Скачать файл)

     ОЛИГОПОЛИЯ 

     Основные  характеристики рынка олигополии. Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю). Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

     Наиболее  значимые характеристики олигопольного рынка:

  1. Небольшое количество фирм в отрасли. Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.
  2. Следствием небольшого количества фирм на рынке являются их взаимозависимость и острое соперничество между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

     Коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, служащем для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке, показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.

     

     Если  объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю (как  это имеет место при совершенной  конкуренции и при чистой монополии), то отдельный производитель может  игнорировать реакцию конкурентов  на свои действия. И напротив, чем  выше коэффициент эластичности, тем  более тесная взаимозависимость  между фирмами на рынке. При олигополии Eq>0 , однако его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.

  1. Однородность или дифференцированность продукта. Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным. Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, газетная бумага, вискоза.

     Если  товары имеют торговую марку и  не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может  быть как реальной (по техническим  характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и  мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается  дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

  1. Степень влияния на рыночные цены. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии. Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС), или
 

     L=(P-MC)/P. 

     Количественное  значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0.

  1. Барьеры. Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен. При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

     Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

     Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

     Специфика поведения олигополистов на рынке. Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В силу этого олигополист:

     - не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

     - не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

     - не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

     - не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

     Основные  модели олигополистического  поведения.

     Модели  кооперированной и некооперированной олигополии. Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия. При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом. При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

     В качестве примера моделей некооперированной  олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр раскрывает механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.

     Все эти модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

     Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют: тайные соглашения; молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства); передачу информации о ценах через средства массовой информации. Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

     Факторы, препятствующие ценовой координации:

     - вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;

     - нестабильность отраслевого спроса;

     - технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;

     - изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;

     - крайняя дифференциация продукции;

     - частое изменение продукции;

     - появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

     Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую  конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей. Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов. Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект. К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

     - усиление дифференциации продукции;

     - рост качества обслуживания покупателей;

     - качество и технические характеристики самого изделия;

     - условия кредита;

     - стиль и дизайн;

     - долговременность использования и срок гарантии;

     - реклама и стимулирование сбыта;

     - расширение номенклатуры продукции.

     Модель  Курно. Модель Курно — модель равновесия в условиях некооперированной олигополии. Данная модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно.

     Исходные  условия модели. На рынке действуют две схожие фирмы (ситуация дуополии), производящие однородную продукцию с одинаковыми издержками. Для простоты они приняты равными нулю. Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю (т.е. она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю. Таким образом, оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2.

     Основная  задача модели — определить при  каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия. Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой, уравнение кривых реакций дуополистов: 

     Q1=(a-c)/2b — 0.5Q2,

     Q2=(a-c)/2b — 0.5Q1. 

     Поскольку изначально рассматривались две схожие по издержкам и выпускаемой продукции фирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями. Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска. Точка пересечения кривых реакции обоих дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно. Графическое изображение данных кривых реагирования представлено на рисунке 1.

       

     Рисунок 1 – Модель Курно 

     На  рисунке 1 R1(Q2) — кривая реакции дуополиста 1 на величину выпуска, предложенного дуополистом 2, и соответственно R2(Q1) — кривая реакции дуополиста 2 на величину выпуска, предложенного дуополистом 1.

     Для того чтобы определить равновесные  объемы выпусков обоих фирм, используем уравнения реакции. Подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b — 0,5Q2 и наоборот, и получим: 

     Q1*=(a-c)/3b,

     Q2*=(a-c)/3b. 

     В точке равновесия фирма 1 выбирает оптимальный  для себя объем производства Q1*, предполагая, что ее конкурент поддерживает объем  выпуска Q2*. В свою очередь, фирма 2 независимо от фирмы 1 выбирает оптимальный уже  для нее объем Q2*, полагая выпуск своего конкурента равным Q1*. Таким  образом никто из олигополистов не желает изменять своего выбора в одностороннем порядке.

     Как видно из полученного уравнения  и рисунка 1, равновесный совокупный объем выпуска обоих фирм, действующих независимо друг от друга, покрывает лишь 2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b. Очевидно, что если бы фирмы могли договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынок был бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 рыночного спроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая соответственно более высокую прибыль.

     Модель  Штакельберга. Модель Курно при всех своих достоинствах, с момента своего появления вызвала немало критики. Данную модель обвиняли в чрезмерной упрощенности и нереалистичности ее исходных допущений, поскольку в модели Курно:

Информация о работе Олигополия