Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

kursach_Miftakhov(1).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные  предприятия. Государство участвует  в финансировании, производстве и  распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение  индивидуальных доходов населения  через государственный бюджет. Изымаемая  часть доходов населения в  виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам.

Социальная политика государства  призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население  приемлемым уровнем социальных услуг. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может этого сделать самостоятельно [9].

 

    1. Социальное регулирование

 

Доминирующий и почти  неуклонный рост доли ассигнований идет на социальное обеспечение и социальное страхование. Речь идет о пенсиях по старости и инвалидности, пенсиях ветеранам войн, пособиях по безработице, на приобретение жилья, продовольственной и иной помощи нуждающимся. Доля таких трансфертов повышается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составила в среднем около 35% всех государственных расходов.

Увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено рядом  причин. Во-первых, повышением в индустриальную и постиндустриальную эпоху роли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. К концу ХХ века забота о человеке от его рождения до глубокой старости становится не только условием процветания всего общества, но и важнейшей нормой морали. Во-вторых, повышение доли социального обеспечения обусловлено демографическими факторами. С одной стороны увеличение общей численности населения, а следовательно, и количества тех граждан, которые нуждаются в поддержке со стороны общества. С дугой стороны, изменениями в возрастной структуре населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых и престарелых людей. Сочетание первой и второй демографической закономерностей ведет к тому, что все большая часть национального дохода должна перераспределяться между работающей частью населения и теми, кто уже внес свой вклад в создание национального богатства и уже не может работать в пользу последних. В-третьих, рыночная экономика создает почву для углубления неравенства в доходах между различными социальными слоями населения. Особенно велик этот разрыв в развивающихся странах, вступивших в стадию активного становления рыночных отношений. Так, в Мексике в начале 90-х гг. такой разрыв составлял 13,5 раз, в Зимбабве – 15,6, Кении – 18,3, Бразилии – 25,7, а в Панаме – даже 30 раз. Это создает напряженность в обществе и нередко является причиной политической нестабильности и конфликтов. В индустриальных странах с развитой системой перераспределения доходов через бюджет такой разрыв значительно меньше. В США он составляет 9,4 раза, Англии – 5,6, Канаде – 5,2, Бельгии – 3,6 раза [10]. Увеличение роли «человеческого капитала» обусловлено и увеличение расходов государства на здравоохранение. В США заметный сдвиг в этой области произошел во второй половине 60-х гг., когда доля государственных ассигнований на здравоохранение повысилась с 1,5 до 6-7%, а к настоящему времени достигла почти 20%. В других индустриальных странах доля здравоохранения в государственных расходах заметно ниже, чем в США. Но это не значит, что там государство игнорирует проблемы здоровья населения. Дело в том, что в разных странах общие расходы на эти цели распределяются между бюджетом и внебюджетными фондами неодинаково. Если в Англии и Франции 86-88% этих расходов берет на себя государство, то в США и Японии эта доля составляет 73-74%, а в Австрии – 64% в принципе, объем таких расходов на одного жителя определяется общим уровнем благосостояния страны [10, с.29].

Расходы на образование тесно  связаны с повышение качества «человеческого капитала» и потому имеют тенденцию к росту. Если раньше средний уровень грамотности и образованности населения обеспечивался преимущественно заботами семьи, благотворительных и религиозных организаций, то в ХХ веке по мере усложнения технологий производства он постепенно стал одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности национальной экономики и соответственно стратегической задачей национальных правительств. Особенно заметно возросла роль квалифицированных кадров во второй половине нашего столетия в результате автоматизации производства и информатизации всех сфер экономики.

 

Выводы по главе: Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах , в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы . Этих сфер с развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы . На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО) , кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение , стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные . Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов , находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того , на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства , а значит и всей страны.

 

2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов

  • 2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США

  • Последние десятилетия лидером  в мировой экономике остаются США. Уже в начале 20 века США выделилась как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. И, несмотря на то, что экономическая  составляющая их лидерства уже не столь внушительна, как прежде,  американская экономика все же является главным стабилизатором и локомотивом  мировой экономики.

    В США была создана эффективная  модель взаимодействия государства  и бизнеса, в которой государство  не вмешивается непосредственно  в экономику, а ограничивается чисто  регулирующими функциями. Американское государство успешно достигает  своих целей, в большей части, на основе мер регулирования рынка [6].

    Основные меры регулирования  государства можно разделить  на четыре группы:

    1. Налоговое регулирование. 

    2. Регулирование через  государственные рынки.

    3.Регулирование внутренних  рынков и формирование на каждом  рынке конкурентной среды.

    4.Внешнеэкономическое регулирование [2].

    Налоги собираются на трех уровнях - федеральном, штатном и  местном. Федеральные налоги в США  являются главным источником формирования бюджетных средств для финансирования расходных статей, а также мощным и гибким средством государственного экономического регулирования. Они  используются для стимулирования экономического роста и служат эффективным инструментом перераспределения национального  дохода в целях уменьшения неравенства  в объемах получаемых доходов  и имеющихся богатств различных  слоев американского населения.

    В структуре налоговых  поступлений доминируют индивидуальные подоходные налоги [3].

    Государственный рынок США, где закупаются товары и услуги для государственных нужд, огромен. Он оценивается сейчас в 2,5 трлн. долл. В США великолепно научились использовать этот мощнейший инструмент для достижения целей экономической политики. В основе взаимоотношений американского государства со своими корпорациями лежит совершенная Федеральная контрактная система (ФКС), представляющая собой организацию управления государственными заказами и закупками во всех сферах экономики.

    При регулировании внутренних рынков в США основной упор делается на создание конкурентной среды и борьбу с  монополизацией. Антимонопольное законодательство имеет давние традиции и применяется весьма жестко, вплоть до дробления компаний-монополистов [2].

    Антимонопольная политика в США  осуществляется в отношении отдельной  категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. Наличие в такой отрасли  двух и более фирм будет означать пропорциональное сокращение производства в каждой из них, а, следовательно, и  рост издержек на единицу продукции, и рост цен [9].

    Существует целый ряд отраслей, где особенности производства, материально-техническая  база и другие факторы создают  затруднительность или невозможность  спонтанного возникновения конкурентной структуры хозяйства. В таких  случаях государство административно  добивается в таких отраслях тех  же результатов, которые в других сферах экономики обусловлены конкуренцией. В США к таким отраслям относятся: железнодорожный, авиационный и  другие виды транспорта; газоснабжение, производство электроэнергии; оказание многих видов коммунальных услуг. Государственное  регулирование затрагивает преимущественно  те параметры деятельности данных отраслей, которые влияют на интересы потребителя: уровень цен, объем производства, границы рынков сбыта, требования к  качеству производимых товаров и  услуг [2].

    В США существуют законы, которые  дают федеральным или местным  органам власти право выдавать компаниям  лицензии на некоторые виды коммерческой деятельности. Таким образом, государственные  органы получают возможность определять условия доступа частного капитала в охваченные регулированием сферы  экономики. Предоставление лицензий, дающих компаниям право на деятельность в регулируемых отраслях, осуществляется на конкурсной основе. Лицензия выдается той компании, которая предлагает наиболее выгодные (с точки зрения удовлетворения общественных интересов) условия. Конкуренция разворачивается за рынок, а не на рынке [3].

    Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей. Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит  в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися в частной собственности, устанавливаются  государственными органами. Использование  методов государственного ценообразования  в регулируемых отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов  за право доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая  уже осуществляет регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в отрасли [2].

    Социальное обеспечение  в США предусматривает обязательное страхование по безработице; программы  медицинской помощи нуждающимся  детям, престарелым инвалидам; помощь из средств федерального бюджета  детям, живущим в малообеспеченных семьях или с одним из родителей  или родственников; денежную помощь из средств федерального бюджета  слепым, полным и пожизненным инвалидам; финансовую помощь штатам на охрану материнства  и детства;  пенсионное страхование  по старости и инвалидности [2].

    Социальное страхование  и государственная помощь являются двумя основными формами государственной  системы социального обеспечения. Различие между ними состоит в  источниках финансирования. Страховые  фонды формируются за счет налогов  с трудящихся (в процентах к  заработной плате), предпринимателей (в  процентах к фонду выплаченной  заработной платы) и лиц свободных  профессий, врачей, священников и  др. (свыше 14% доходов), а государственная  помощь — за счет ассигнований из средств  государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти [3].

    В США политика в социально-трудовой сфере охватывает широкий комплекс мер, способствующих всестороннему  развитию человеческих ресурсов путем  расширения доступности образовательных, информационных, финансовых, медицинских и иных услуг [2].

    На уровне штатов существуют программы  страхования на случай производственного  травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т.д.) достигает двух третей заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями [3].

    Центральная задача государства в  регулировании трудовых отношений - создание эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством. Для этого внедряются налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются инвесторами  производства.  Рабочие сами решают производственные задачи, которые ранее  были исключительно в компетенции  управленцев.

    Важной миссией государства  является ведение постоянного контроля над трудовыми ресурсами, особенно безработными и частично занятыми [2].

    «Министерство труда США контролирует соблюдение законов о минимальной  заработной плате и оплате сверхурочных, соответствие трудового законодательства и практики регулирования трудовых отношений нормам международных  конвенций, ратифицированных в США; организует сотрудничество и взаимодействие федеральных ведомств в сфере  трудовых отношений; анализирует количественный и качественный состав рабочей силы, состояние профессиональной подготовки и перспектив спроса на специалистов» [3].

    Страхование по безработице  осуществляется по федерально-штатному принципу. В федеральном законе сформулированы наиболее общие положения, а круг получателей, размеры пособий и  сроки их выплат определяются законами штатов. Выплачиваемая сумма исчисляется  в виде процента от суммы заработной платы, с которой платится налог. В настоящее время налог выплачивается  с первых 7 тыс. долл. годовой заработной платы [3].

    Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России