Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.
Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам.
Социальная политика государства
призвана гарантировать населению
минимальный доход; социально защищать
население от болезней, инвалидности,
безработицы, старости; обеспечивать население
приемлемым уровнем социальных услуг.
При этом обеспечение государством
минимальных условий жизни
Доминирующий и почти неуклонный рост доли ассигнований идет на социальное обеспечение и социальное страхование. Речь идет о пенсиях по старости и инвалидности, пенсиях ветеранам войн, пособиях по безработице, на приобретение жилья, продовольственной и иной помощи нуждающимся. Доля таких трансфертов повышается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составила в среднем около 35% всех государственных расходов.
Увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено рядом причин. Во-первых, повышением в индустриальную и постиндустриальную эпоху роли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. К концу ХХ века забота о человеке от его рождения до глубокой старости становится не только условием процветания всего общества, но и важнейшей нормой морали. Во-вторых, повышение доли социального обеспечения обусловлено демографическими факторами. С одной стороны увеличение общей численности населения, а следовательно, и количества тех граждан, которые нуждаются в поддержке со стороны общества. С дугой стороны, изменениями в возрастной структуре населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых и престарелых людей. Сочетание первой и второй демографической закономерностей ведет к тому, что все большая часть национального дохода должна перераспределяться между работающей частью населения и теми, кто уже внес свой вклад в создание национального богатства и уже не может работать в пользу последних. В-третьих, рыночная экономика создает почву для углубления неравенства в доходах между различными социальными слоями населения. Особенно велик этот разрыв в развивающихся странах, вступивших в стадию активного становления рыночных отношений. Так, в Мексике в начале 90-х гг. такой разрыв составлял 13,5 раз, в Зимбабве – 15,6, Кении – 18,3, Бразилии – 25,7, а в Панаме – даже 30 раз. Это создает напряженность в обществе и нередко является причиной политической нестабильности и конфликтов. В индустриальных странах с развитой системой перераспределения доходов через бюджет такой разрыв значительно меньше. В США он составляет 9,4 раза, Англии – 5,6, Канаде – 5,2, Бельгии – 3,6 раза [10]. Увеличение роли «человеческого капитала» обусловлено и увеличение расходов государства на здравоохранение. В США заметный сдвиг в этой области произошел во второй половине 60-х гг., когда доля государственных ассигнований на здравоохранение повысилась с 1,5 до 6-7%, а к настоящему времени достигла почти 20%. В других индустриальных странах доля здравоохранения в государственных расходах заметно ниже, чем в США. Но это не значит, что там государство игнорирует проблемы здоровья населения. Дело в том, что в разных странах общие расходы на эти цели распределяются между бюджетом и внебюджетными фондами неодинаково. Если в Англии и Франции 86-88% этих расходов берет на себя государство, то в США и Японии эта доля составляет 73-74%, а в Австрии – 64% в принципе, объем таких расходов на одного жителя определяется общим уровнем благосостояния страны [10, с.29].
Расходы на образование тесно связаны с повышение качества «человеческого капитала» и потому имеют тенденцию к росту. Если раньше средний уровень грамотности и образованности населения обеспечивался преимущественно заботами семьи, благотворительных и религиозных организаций, то в ХХ веке по мере усложнения технологий производства он постепенно стал одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности национальной экономики и соответственно стратегической задачей национальных правительств. Особенно заметно возросла роль квалифицированных кадров во второй половине нашего столетия в результате автоматизации производства и информатизации всех сфер экономики.
Выводы по главе: Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах , в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы . Этих сфер с развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы . На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО) , кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение , стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные . Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов , находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того , на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства , а значит и всей страны.
Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются США. Уже в начале 20 века США выделилась как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. И, несмотря на то, что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна, как прежде, американская экономика все же является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики.
В США была создана эффективная модель взаимодействия государства и бизнеса, в которой государство не вмешивается непосредственно в экономику, а ограничивается чисто регулирующими функциями. Американское государство успешно достигает своих целей, в большей части, на основе мер регулирования рынка [6].
Основные меры регулирования государства можно разделить на четыре группы:
1. Налоговое регулирование.
2. Регулирование через государственные рынки.
3.Регулирование внутренних
рынков и формирование на
4.Внешнеэкономическое регулирование [2].
Налоги собираются на трех
уровнях - федеральном, штатном и
местном. Федеральные налоги в США
являются главным источником формирования
бюджетных средств для
В структуре налоговых поступлений доминируют индивидуальные подоходные налоги [3].
Государственный рынок США, где закупаются товары и услуги для государственных нужд, огромен. Он оценивается сейчас в 2,5 трлн. долл. В США великолепно научились использовать этот мощнейший инструмент для достижения целей экономической политики. В основе взаимоотношений американского государства со своими корпорациями лежит совершенная Федеральная контрактная система (ФКС), представляющая собой организацию управления государственными заказами и закупками во всех сферах экономики.
При регулировании внутренних рынков в США основной упор делается на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией. Антимонопольное законодательство имеет давние традиции и применяется весьма жестко, вплоть до дробления компаний-монополистов [2].
Антимонопольная политика в США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. Наличие в такой отрасли двух и более фирм будет означать пропорциональное сокращение производства в каждой из них, а, следовательно, и рост издержек на единицу продукции, и рост цен [9].
Существует целый ряд отраслей,
где особенности производства, материально-техническая
база и другие факторы создают
затруднительность или
В США существуют законы, которые дают федеральным или местным органам власти право выдавать компаниям лицензии на некоторые виды коммерческой деятельности. Таким образом, государственные органы получают возможность определять условия доступа частного капитала в охваченные регулированием сферы экономики. Предоставление лицензий, дающих компаниям право на деятельность в регулируемых отраслях, осуществляется на конкурсной основе. Лицензия выдается той компании, которая предлагает наиболее выгодные (с точки зрения удовлетворения общественных интересов) условия. Конкуренция разворачивается за рынок, а не на рынке [3].
Основные инструменты
Социальное обеспечение
в США предусматривает
Социальное страхование
и государственная помощь являются
двумя основными формами
В США политика в социально-трудовой сфере охватывает широкий комплекс мер, способствующих всестороннему развитию человеческих ресурсов путем расширения доступности образовательных, информационных, финансовых, медицинских и иных услуг [2].
На уровне штатов существуют программы
страхования на случай производственного
травматизма или
Центральная задача государства в регулировании трудовых отношений - создание эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством. Для этого внедряются налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются инвесторами производства. Рабочие сами решают производственные задачи, которые ранее были исключительно в компетенции управленцев.
Важной миссией государства является ведение постоянного контроля над трудовыми ресурсами, особенно безработными и частично занятыми [2].
«Министерство труда США контролирует соблюдение законов о минимальной заработной плате и оплате сверхурочных, соответствие трудового законодательства и практики регулирования трудовых отношений нормам международных конвенций, ратифицированных в США; организует сотрудничество и взаимодействие федеральных ведомств в сфере трудовых отношений; анализирует количественный и качественный состав рабочей силы, состояние профессиональной подготовки и перспектив спроса на специалистов» [3].
Страхование по безработице
осуществляется по федерально-штатному
принципу. В федеральном законе сформулированы
наиболее общие положения, а круг
получателей, размеры пособий и
сроки их выплат определяются законами
штатов. Выплачиваемая сумма