Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

kursach_Miftakhov(1).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ И ЭКОНОМИКИ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Опыт государственного регулирования  экономических и социальных процессов  в развитых странах мира и России

Руководитель

д-р экон. наук, доцент _________________         Ходос Д.В.

подпись, дата

Студент

ПЭ-12-10  №431200461  _________________     Мифтахов В.Э

подпись, дата

 

 

Красноярск 2013


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5

1.1 Необходимость государственного  регулирования экономики и социальных  процессов 5

1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7

2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14

2.1 Зарубежный опыт государственного  регулирования экономики и социальных  процессов на примере США 14

2.2 Зарубежный опыт государственного  регулирования экономики и социальных  процессов на примере Швеции 20

2.3 Зарубежный опыт государственного  регулирования экономики и социальных  процессов на примере Японии 24

3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33

Заключение 45

Список  используемой литературы 46

 

 

Введение

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству, которое на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. В современных  условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской  революции», которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада.

Кроме необходимости государственного вмешательства в экономические  процессы в кейнсианской теории рассматривается  и анализируется деятельность государства  в решении социальных проблем [7].

Поскольку рыночная экономика не гарантирует  трудящимся право на труд, стандартное  благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту малоимущих, инвалидов, пенсионеров, то возникает необходимость  проведения государством социальной политики. Осуществляя перераспределение  национального дохода через бюджет, государство реализует систему  социальных программ. В любой экономической  системе государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения государственного законодательства [10].

Актуальность данной темы состоит  в том, что государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. В любой стране государственное регулирование  является важной частью функционирования экономики, поэтому, и заслуживает  самого пристального внимания [7].

Цель данной курсовой работы –  это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.

В задачи курсовой работы входят:

Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;

Определение границ и направлений  государственного регулирования развитых стран мира и России;

Ознакомление с наиболее интересными  методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования  опыта регулирования экономики  для России.

 

    1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов

1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов

 

«Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда  экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной  необходимости государственного регулирования  для развития в стране торговли и промышленности» [6].

С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в  своей деятельности. Появившиеся  идеи экономического либерализма, которые  впервые наиболее полно обосновал  А.Смит в своем «Исследовании  о природе и причинах богатства  народов», нашли большое число  поклонников.

Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная  сила экономического развития. Одной  из идей учения А.Смита была идея о  том, что экономика будет функционировать  эффективнее, если исключить ее регулирование  государством. А.Смит считал, что, поскольку  главным регулятором выступает  рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что  есть сферы, которые находятся вне  пределов досягаемости рыночного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров  и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного использования  ресурсов. Важнейшая причина этого  явления – это свойственная рынку  тенденция к монополизации. В  этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного  выявления регулирующих функций  рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного  регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки  зрения законов рынка, приводит к  неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует  иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство  населения, это чревато серьезными социальными конфликтами [6].

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан с  именем выдающегося английского  экономиста Дж.М.Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления  экономического спада, необходимость  государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда  через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался  совокупный спрос, проводило большинство  развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она  во многом способствовала смягчению  циклических колебаний экономики  этих стран.

Развитие рыночной экономики  во второй половине XX века выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства  и усиления его роли в экономике. При этом общепризнано, что наибольшая экономическая эффективность достигается  в условиях действия конкурентного  рыночного механизма.  Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде необходимо.

«Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия  его свободного функционирования» [5].

    1. Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством

 

«Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) - это система типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Деятельность государства в  рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели - блага  человека, его нравственного и  физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности» [3].

«Государственное регулирование  экономики - процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и  социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Главная задача государственного регулирования  экономики - создание определенных условий  для обеспечения нормального функционирования экономики»[8]. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

- разработка, принятие и контроль  над выполнением хозяйственного  законодательства;

- определение приоритетов макроэкономической  политики;

- обеспечение условий эффективного  функционирования рынка;

- решение тех экономических  проблем, которые рыночный механизм не решает [8].

Важный компонент механизма  государственного регулирования - его  методы и инструменты, с  помощью которых формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные  ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание  цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к  экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила  государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры  и сроки вносимых ими налогов  и т.д.).

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов  деятельности разных экономических  субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью  этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и  кредитование, льготное налогообложение  и др.

По способу применения различают  методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулирование  экономики, при котором государство  в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие  ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления  деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль над  финансовыми операциями, устанавливает  цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских  центрах и т.д.

Методы косвенного воздействия  призваны создать условия, при которых  субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие  целям экономической политики государства. Их достоинством является способность  балансировать общественные и частные интересы [9].

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей  сферой деятельности государственного регулирования.

Важнейшей частью государственной  программы социального обеспечения  является социальное страхование, которое  распространяется на лиц, имевших в  течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи  с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального  страхования компенсирует этой части  населения потерю дохода из фонда  социального страхования. Источником фонда социального страхования  являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками  финансирования социального страхования  в разных странах различно [10].

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России