Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.
Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46
«Размер выплачиваемых пособий значительно различается по штатам. Поскольку единый по стране стандарт установлен не был, каждый штат в своем законодательстве определяет методику начисления пособия, его максимальный и минимальный размеры. Средненедельные колеблются от 146 долл. (Миссисипи) до 260 долл. (Нью-Джерси, Массачусетс, Миннесота, Мичиган)» [15].
На сегодняшний день в США
введена система поэтапного продления
выплаты пособий в зависимости
от участия в программах переподготовки;
выплаты пособий более высоких
размеров в первые недели с последующим
их сокращением с целью
Социальную защищенность пенсионеров
обеспечивает Общая федеральная
программа (ОФП), относящаяся к
Государственные гарантии пенсионного
обеспечения и медицинского обслуживания
престарелых, включая долговременный
уход, помощь в поиске и сохранении
рабочего места при желании и
способности трудиться после
выхода на пенсию, разнообразные налоговые
льготы, а также развитие частных
пенсионных планов, распространение
личных пенсионных счетов способствовали
упрочению экономической
«В 2006 г. уровень бедности среди лиц в возрасте 65 лет и старше составил – 11,2%» [13].
Также государство помогает (из бюджетных средств) наиболее нуждающимся категориям населения – пенсионерам, имеющим доход ниже установленного уровня; ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним детям из бедных, по американским стандартам, семей. Предусматриваются следующие основные программы помощи:
Около 25% расходов на программы вспомоществования приходится на денежную помощь; а 75% – на медицинскую, продовольственную, в получении образования, оплате коммунальных услуг.
Предпринятая в масштабах
В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидий на продолжение образования и юридические услуги) [2].
Швеция выделяется среди
других стран высокими экономическими
и социальными достижениями и
принадлежит к числу
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 95% всех шведских компаний принадлежат частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы [2].
Основные методы регулирования
экономики в Швеции – правовые
и экономические. Государство разрабатывает
необходимые законодательные
Государственный сектор, имеет
широкий круг полномочий. В него
входят образование, трудоустройство
и промышленная политика, уход за больными
и престарелыми, социальное обеспечение,
защита окружающей среды и многое
другое. Для реализации этих полномочий
государственные органы используют
часть общенациональных ресурсов, получаемых
ими в виде налогов. Поэтому уровень
налогов в Швеции довольно высок.
Но не следует забывать, что основная
часть собранных средств
Налоговая система Швеции
включает множество прямых и косвенных
налогов и сборов. Наиболее важными
прямыми налогами являются государственный
и местный подоходные налоги, и
государственный налог на собственность.
Прямыми налогами облагаются также
наследование (пошлины, уплачиваемые наследником)
и дарение. Отдельно от налогов существует
система разнообразных сборов, взимаемых
с работодателей (расходы на социальное
страхование), из которых выплачиваются
пенсии, медицинские страховки и
прочие социальные выплаты. Все доходы
от непрямого налогообложения, поступающие
в государственную казну, имеют
два основных источника – налог
на добавленную стоимость и
В Швеции существуют и налоговые
льготы. Основная скидка (индивидуальная
льгота) составляет, по меньшей мере,
24% базовой суммы, которая будет
возрастать только на 60% общей инфляции.
Также введена специальная
Налоговые платежи осуществляются
постепенно в течение года. Для
лиц, работающих по найму, весь процесс
расчета и уплаты налогов берет
на себя работодатель. Те, кто не работает
по найму, осуществляют предварительные
платежи самостоятельно. Банки, Шведский
центр регистрации ценных бумаг
и другие организации, выплачивающие
проценты или дивиденды, удерживают
предварительные налоговые
Особого внимания требует
социальная политика государства. По объему
социальных услуг Швеция занимает одно
из первых мест в мире. По уровню жизни
она опережает почти все
Результатом данной модели
является «государство благосостояния»,
характеризующееся созданием
Крупный сектор, которым
распоряжается государство, – социальное
обеспечение, здравоохранение и
образование. Все это требует
больших бюджетных затрат, потому
и налоги, включая социальные отчисления,
в Швеции достаточно высоки – примерно
60% ВВП. До недавнего времени
Важный элемент шведской модели – политика на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости. В последнее время разрешены и частные агентства по трудоустройству. Но закон требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.
Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата рабочего в промышленности – 18 тыс. крон в месяц, служащего в частном секторе – 23-25 тыс. крон (1 шведская крона = 0,13 долл. США). Самая низкая заработная плата – 10-11 тыс. крон, самая высокая – 45-55 тыс. крон. Пособие по безработице для работавших полный рабочий день – 280 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, – 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо [4].
В мире известна и шведская
система социального
Таким образом, «социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции» [10].
Современная Япония - крупнейший
в мире экспортёр капитала, вторая
промышленная держава. Экономика Японии
базируется на производстве. Также
быстрыми темпами развивается
«Японская модель государственного
регулирования экономики