Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

kursach_Miftakhov(1).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

«Размер выплачиваемых пособий  значительно различается по штатам. Поскольку единый по стране стандарт установлен не был, каждый штат в своем  законодательстве определяет методику начисления пособия, его максимальный и минимальный размеры. Средненедельные  колеблются от 146 долл. (Миссисипи) до 260 долл. (Нью-Джерси, Массачусетс, Миннесота, Мичиган)» [15].

На сегодняшний день в США  введена система поэтапного продления  выплаты пособий в зависимости  от участия в программах переподготовки; выплаты пособий более высоких  размеров в первые недели с последующим  их сокращением с целью активизации  переобучения и трудоустройства. Еще  один подход состоит в предоставлении возможности застрахованным безработным  получить единовременное пособие, которое  могло бы стать стартовым источником для открытия собственного дела. Такая  программа обеспечивает соответствующую  подготовку и консультационную помощь каждому участнику.

Социальную защищенность пенсионеров  обеспечивает Общая федеральная  программа (ОФП), относящаяся к распределительному типу пенсионных систем. Выплата пособий  производится по мере поступления взносов. Лица, делающие взносы в фонды социального  страхования, отдают часть своей  заработной платы в пользу тех, кто  в данный момент получает пенсию по принципу “обмена между поколениями” [3].   За 1960-2007 гг. численность получателей пособий увеличилась с 3,5 млн. человек до 45,3 млн.  Для 2/3 американцев, достигших 65 лет, выплаты по линии ОФП составляют, по крайней мере, половину их доходов. На государственные пенсии приходится около 40% совокупных доходов пенсионеров [17].

Государственные гарантии пенсионного  обеспечения и медицинского обслуживания престарелых, включая долговременный уход, помощь в поиске и сохранении рабочего места при желании и  способности трудиться после  выхода на пенсию, разнообразные налоговые  льготы, а также развитие частных  пенсионных планов, распространение  личных пенсионных счетов способствовали упрочению экономической независимости  пенсионеров, превращению их в наиболее социально защищенную возрастную группу населения США и снижению их зависимости  от социальной поддержки [2].

«В 2006 г. уровень бедности среди  лиц в возрасте 65 лет и старше составил – 11,2%» [13].

Также государство помогает (из бюджетных  средств) наиболее нуждающимся категориям населения – пенсионерам, имеющим  доход ниже установленного уровня; ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним детям из бедных, по американским стандартам, семей. Предусматриваются следующие  основные программы помощи:

  1. денежная, в том числе временно нуждающимся семьям с детьми, как дополнительный гарантированный доход; нуждающимся ветеранам и их иждивенцам;
  2. медицинская, в том числе ветеранам, матери и ребенку;
  3. продовольственная, в том числе дополнительно матерям, имеющим маленьких детей, в виде талонов, школьных завтраков; временной чрезвычайной продовольственной помощи; программа продовольственной помощи индейским резервациям;
  4. в оплате жилья;
  5. в получении образования и переквалификации, в том числе дошкольной подготовки; во время каникул, работающим студентам колледжей; студентам из малоимущих семей; молодежи в поиске работы в период летних каникул.

Около 25% расходов на программы вспомоществования  приходится на денежную помощь; а 75% –  на медицинскую, продовольственную, в  получении образования, оплате коммунальных услуг.

Предпринятая в масштабах страны реформа социального обеспечения, по существу, узаконила принцип, согласно которому тот, кто способен трудиться, обязан найти себе работу. Выплаты  социальных пособий ограничиваются сроком до пяти лет [2].

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидий на продолжение образования и юридические услуги) [2].

2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции

 

Швеция выделяется среди  других стран высокими экономическими и социальными достижениями и  принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных стран. Вплоть до середины ХХ века, отрасли, связанные с переработкой леса и железной руды, составляли основу промышленного производства и экспорта. В современной экономике ведущее  место принадлежит таким отраслям, как машиностроение, электротехника и электроника [6].

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется  как “смешанная экономика, соединяющая  основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 95% всех шведских компаний принадлежат  частному капиталу. Остальная часть  приходится на государство и кооперативы [2].

Основные методы регулирования  экономики в Швеции – правовые и экономические. Государство разрабатывает  необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или  иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям. Главный  инструмент проведения такой политики - государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики  различные. Поэтому с помощью  трансфертов правительство создает  менее развитым северным муниципалитетам  равные условия для предпринимательства.

Государственный сектор, имеет  широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство  и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственные органы используют часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень  налогов в Швеции довольно высок. Но не следует забывать, что основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных  выплат и услуг.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных  налогов и сборов. Наиболее важными  прямыми налогами являются государственный  и местный подоходные налоги, и  государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также  наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых  с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются  пенсии, медицинские страховки и  прочие социальные выплаты. Все доходы от непрямого налогообложения, поступающие  в государственную казну, имеют  два основных источника – налог  на добавленную стоимость и акцизные сборы. Шведский парламент определяет уровень государственных и местных  налогов. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога [4].

В Швеции существуют и налоговые  льготы. Основная скидка (индивидуальная льгота) составляет, по меньшей мере, 24% базовой суммы, которая будет  возрастать только на 60% общей инфляции. Также введена специальная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для  одиночек и 1,325 базовой суммы для  семейных пенсионеров. Но размер этой скидки не превышает величину минимальной  пенсии вместе с пенсионной надбавкой или дополнительной пенсией [3].

Налоговые платежи осуществляются постепенно в течение года. Для  лиц, работающих по найму, весь процесс  расчета и уплаты налогов берет  на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные  платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг  и другие организации, выплачивающие  проценты или дивиденды, удерживают предварительные налоговые платежи  с этих доходов. После того как  с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных  платежей. Если их окажется недостаточно, налогоплательщик обязан доплатить  разницу. Если уплачено больше, то остаток  возвращается и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент [4].

Особого внимания требует  социальная политика государства. По объему социальных услуг Швеция занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни  она опережает почти все государства  мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в  социально-экономическом отношении  государств, возник термин «шведская  модель», представляющий собой систему  взаимозависимых принципов, и предусматривающий  одновременность их реализации.

Результатом данной модели является «государство благосостояния», характеризующееся созданием высокоэффективной  экономики, обеспечением занятости  всего трудоспособного населения, ликвидацией бедности, развитой системой социального обеспечения, высоким  уровнем грамотности, образованности и культуры населения [10].

Крупный сектор, которым  распоряжается государство, – социальное обеспечение, здравоохранение и  образование. Все это требует  больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки – примерно 60% ВВП. До недавнего времени здравоохранение  и образование были абсолютно  бесплатными. Образование таковым  и осталось, включая высшее, а  медицина частично стала платной. В стране практически полная грамотность населения. По многим показателям развития здравоохранения Швеция занимает ведущие позиции в мире. Детская смертность очень низка. Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 — у женщин и имеет тенденцию к росту). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной “визитной карточной” шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии [3].

Важный элемент шведской модели – политика на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная  администрация рынка труда. В  этой системе существует около 400 государственных  служб занятости. В последнее  время разрешены и частные  агентства по трудоустройству. Но закон  требует, чтобы все возникающие  вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.

Вот лишь некоторые факты  из шведской жизни: средняя зарплата рабочего в промышленности – 18 тыс. крон в месяц, служащего в частном  секторе – 23-25 тыс. крон (1 шведская крона = 0,13 долл. США). Самая низкая заработная плата – 10-11 тыс. крон, самая высокая  – 45-55 тыс. крон. Пособие по безработице  для работавших полный рабочий день – 280 крон в день; для тех, кто заранее  застраховался, – 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. 7 из 10 шведов уверены  в будущем, и только 2% пожилых  людей считают, что экономически живут плохо [4].

В мире известна и шведская система социального страхования  населения. За время своего существования  она претерпела значительные изменения. Ее основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования  оказывается каждый житель страны независимо от рода занятий, а во многих случаях  и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое  положение дел именуется в  Швеции универсальной социальной политикой. Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов [3].

Таким образом, «социальная  политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с  другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии  всеобщего благосостояния в Швеции» [10].

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии

 

Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Экономика Японии базируется на производстве. Также  быстрыми темпами развивается непроизводственный сектор: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность [5].

«Японская модель государственного регулирования экономики характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения от роста производительности труда. Благодаря этому достигается  снижение себестоимости продукции  и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке» [3]. Существование такой модели возможно при высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Некоторые считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Однако  более глубокий анализ японского опыта свидетельствует об обратном – государственное влияние присутствует везде и во всем. Другое дело - формы, методы и механизмы влияния государства на экономику, которые незаметны, ненавязчивы, эластичны и оригинальны [3].

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России