Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.
Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Одним из главных рычагов воздействия на экономику страны является бюджетное регулирование. Для России важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны [17].
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВНП. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на ряде принципов [3].
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1. Принцип единства бюджетной
системы, означающий единство
правовой базы, единство денежной
системы, применение единых
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между
3. Принцип самостоятельности бюджетов, означающий:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
4. Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
5. Принцип сбалансированности
бюджетов. Сбалансированность бюджетов
означает, что объем предусмотренных
расходов должен
6. Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств, который
7. Принцип гласности. Он
означает опубликование в
8. Принцип достоверности бюджета, который обеспечивает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
9. Принцип адресности
и целевого характера
Сконцентрированные в
бюджете средства предназначаются
для осуществления
Роль бюджета в федеративном
государстве имеет особые, стороны:
он способствует реализации региональной
и национальной политики в Российской
Федерации. Среди основных целей
региональной политики определены следующие:
создание единого экономического пространства,
выравнивание условий социально-
«Главным источником дохода государственного бюджета являются налоги, поэтому особого внимания заслуживает налоговая политика государства» [10].
«Налоги – это обязательные,
индивидуальные, безвозмездные платежи,
взимаемые с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения
«Перед налоговой политикой российского государства стоят следующие задачи:
1) обеспечение государства финансовыми ресурсами;
2)сглаживание неравенства в уровнях доходов населения;
3)создание условий для регулирования экономики;
4)снижение налогового бремени» [3].
Не менее важным инструментом
регулирования экономических
«Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции» [12].
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар [17].
«Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара» [12].
«Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка» [12].
Этот запрет на установление
монопольных цен действует
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:
1. соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
2. отказы от заключения
договоров с определёнными
3. соглашения по разделу
рынка по территориальному
4. ценовые соглашения.
Наряду с запретами
на заключение вредных для конкуренции
соглашений и на злоупотребление
доминирующим положением для борьбы
с ограничением конкуренции применяется
контроль над экономической
Особого внимания заслуживает социальная политика государства, включающая в себя всевозможные программы и услуги.
Одной из главных проблем российского общества является безработица. И в связи с этим в стране существует целый ряд мероприятий по борьбе с ней.
«В 2010 году будет направлено более 4,5 миллиарда рублей на организацию опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Предполагается, что в этих мероприятиях в 2010 году примет участие 341,6 тысячи человек. Стоимость мероприятия по опережающему профессиональному обучению в расчете на одного работника составит 13,5 тысячи рублей. В 2010 году предполагается увеличить продолжительность обучения с трех до шести месяцев» [17].
«Лучше всего в 2009 г. мероприятия по опережающему обучению работников проводились в Брянской, Костромской, Ростовской, Иркутской, Новосибирской, Омской областях, в Чувашской Республике и Башкортостане. Численность участников мероприятий составила более 95% от запланированной в программе» [17].
Федеральная служба по труду
и занятости («Роструд») не прогнозирует
резкого роста безработицы в
В «Роструде» полагают, что уменьшение уровня регистрируемой безработицы, отмечавшееся с мая по ноябрь (когда число людей, зарегистрированных в службах занятости, снизилось с 3 до 2,7% от общего числа трудоспособных), стало следствием реализуемых ведомством программ по снижению напряженности на рынке труда. Речь идет об антикризисных мерах, которые правительство утвердило в самом конце 2008 года. Постановлением от 31 декабря 2008 года 35,5 млрд. руб. планировалось потратить по четырем статьям: переобучение работников, организация общественных работ, развитие предпринимательской инициативы безработных, а также переезд граждан в другие регионы и их трудоустройство на новом месте. Последняя программа оказалась наименее востребованной — начать новую жизнь на «чужбине» согласились 13,5 тыс. человек. Самым популярным антикризисным мероприятием стали общественные работы и временное трудоустройство работников — региональные службы занятости отчитались перед «Рострудом» о том, что к этой программе было привлечено 1,7 млн. человек. Общее число участников программ составило к концу года более 2,5 млн.
В программу дополнительных мероприятий и технологий работы с выпускниками ввелось такое понятие, как стажировка. Она позволяет обеспечить занятость молодого специалиста по той профессии, которой он обучался, или по смежной профессии, или по какой-то другой, если он захочет, непосредственно на рабочем месте. На эти цели выделяется минимальная заработная плата — 4330 рублей. Работодатель может доплачивать до уровня, какой он сам определит, но он обязан платить эту сумму. Период стажировки — до 6 месяцев. По какой-то профессии достаточно два месяца, а кому-то нужно будет 5–6 месяцев. Главное же в том, что есть 100-процентная уверенность, что выпускники закрепятся и будут работать на этом производстве. Кстати, применяется она на предприятиях любой формы собственности, в том числе в бюджетной сфере. Второе актуальное направление для выпускников — открытие собственного дела. Молодые люди, имеющие склонность к предпринимательской деятельности, могут обращаться в службу занятости. Специалисты помогают им получить навыки организации и ведения собственного бизнеса, основам финансово-бюджетных отчетов, помогают защитить бизнес-план, зарегистрироваться как предприниматель. И вторая составляющая — в соответствии с нормами, которые есть в программе антикризисных мероприятий, служба занятости может оказать ему на открытие собственного дела материальную поддержку, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 800 рублей. Выпускники идут, работают [17].
«В текущем году реализация региональных программ поддержки занятости продолжится. Сумма, которую «Роструд» планирует потратить в 2010-м на предотвращение безработицы и борьбу с ней, — 36,4 млрд.рублей» [12].