Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

kursach_Miftakhov(1).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

Одним из главных рычагов  воздействия на экономику страны является бюджетное регулирование. Для России важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны [17].

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВНП. В  современных  условиях  наиболее  приоритетными  выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы  и транспорт. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на ряде принципов [3].

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной  системы, означающий единство  правовой базы, единство денежной  системы, применение единых форм  бюджетной документации.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ, состоящий  в закреплении (полностью или  частично) соответствующих видов  налоговых доходов за определенным  уровнем бюджета. 

3. Принцип самостоятельности  бюджетов, означающий:

а) право законодательных (представительных) органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

б) наличие собственных  источников доходов оборотов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  России;

в) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов. Этот принцип означает, что  все доходы и расходы бюджетов  и иные поступления, подлежат  отражению в бюджетах в полном  объеме.

5. Принцип сбалансированности  бюджетов. Сбалансированность бюджетов  означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и источников финансирования   его дефицита.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств, который означает, что при составлении бюджетов  и использовании бюджетных средств  уполномоченные органы и получатели  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с определенного объема  бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Он  означает опубликование в открытой  печати утвержденных бюджетов  и отчетов об их исполнении, полноту представления информации  о ходе исполнения бюджетов, открытость  для общества процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов. Секретные статьи могут  утверждаться только в составе  федерального бюджета.

8. Принцип достоверности   бюджета, который обеспечивает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств. Бюджетные средства выделяются  в распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их  на финансирование конкретных целей [17].

Сконцентрированные в  бюджете средства предназначаются  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны [3]. Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет особые, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей  региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и  национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека [12].

«Главным источником дохода государственного бюджета являются налоги, поэтому особого внимания заслуживает налоговая политика государства» [10].

«Налоги – это обязательные, индивидуальные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].

«Перед налоговой политикой  российского государства стоят  следующие задачи:

1) обеспечение государства  финансовыми ресурсами; 

2)сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения; 

3)создание условий для  регулирования экономики; 

4)снижение налогового  бремени» [3].

Не менее важным инструментом регулирования экономических процессов  России является антимонопольная политика [15].

 «Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на  монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и  управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции» [12].

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства. Довольно часто встречаются такие  нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на  товары и услуги.

Так же закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит  или повышать цену, навязывать контрагенту  условия договора, невыгодные для  него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые  ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар [17].

«Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим  субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные  недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет  снижения качества товара» [12].

«Монопольно низкая цена –  это цена приобретаемого товара, установленная  доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно  установленная доминирующим на рынке  данного товара продавцом на уровне,  приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка» [12].

Этот запрет на установление монопольных цен действует довольно стабильно. Антимонопольному ведомству  достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или  монопольно низкие цены.

Российский монополизм проявляет  свое антиконкурентное поведение преимущественно  в отношениях с потребителями  или поставщиками, а не с конкурентами. Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к запрету  заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

1. соглашения, препятствующие  входу других предприятий на  рынок; 

2. отказы от заключения  договоров с определёнными продавцами  или покупателями;

3. соглашения по разделу  рынка по территориальному принципу  или ассортименту реализуемой  продукции; 

4. ценовые  соглашения.

Наряду с запретами  на заключение вредных для конкуренции  соглашений и на злоупотребление  доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется  контроль над экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий  и объединений или когда появляется возможность для  группы организаций проводить на рынке согласованную политику [15].

Особого внимания заслуживает  социальная политика государства, включающая в себя всевозможные программы и  услуги.

Одной из главных проблем  российского общества является безработица. И в связи с этим в стране существует целый ряд мероприятий  по борьбе с ней.

«В 2010 году будет направлено более 4,5 миллиарда рублей на организацию опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Предполагается, что в этих мероприятиях в 2010 году примет участие 341,6 тысячи человек. Стоимость мероприятия по опережающему профессиональному обучению в расчете на одного работника составит 13,5 тысячи рублей. В 2010 году предполагается увеличить продолжительность обучения с трех до шести месяцев» [17].

«Лучше всего в 2009 г. мероприятия  по опережающему обучению работников проводились в Брянской, Костромской, Ростовской, Иркутской, Новосибирской, Омской областях, в Чувашской Республике и Башкортостане. Численность участников мероприятий составила более 95% от запланированной в программе» [17].

Федеральная служба по труду  и занятости («Роструд») не прогнозирует резкого роста безработицы в 2010 году. Ожидается что рост обращений граждан в государственную службу занятости, увеличится число зарегистрированных безработных граждан, но в процентном отношении численность безработных повысится не более чем на 10%. Если говорить о реальном уровне безработицы, то в данном случае данные «Роструда» совпадают с тем, о чем заявляют профсоюзы [15].

В «Роструде» полагают, что уменьшение уровня регистрируемой безработицы, отмечавшееся с мая по ноябрь (когда число людей, зарегистрированных в службах занятости, снизилось с 3 до 2,7% от общего числа трудоспособных), стало следствием реализуемых ведомством программ по снижению напряженности на рынке труда. Речь идет об антикризисных мерах, которые правительство утвердило в самом конце 2008 года. Постановлением от 31 декабря 2008 года 35,5 млрд. руб. планировалось потратить по четырем статьям: переобучение работников, организация общественных работ, развитие предпринимательской инициативы безработных, а также переезд граждан в другие регионы и их трудоустройство на новом месте. Последняя программа оказалась наименее востребованной — начать новую жизнь на «чужбине» согласились 13,5 тыс. человек. Самым популярным антикризисным мероприятием стали общественные работы и временное трудоустройство работников — региональные службы занятости отчитались перед «Рострудом» о том, что к этой программе было привлечено 1,7 млн. человек. Общее число участников программ составило к концу года более 2,5 млн.

В программу дополнительных мероприятий и технологий работы с выпускниками ввелось  такое понятие, как стажировка. Она позволяет обеспечить занятость молодого специалиста по той профессии, которой он обучался, или по смежной профессии, или по какой-то другой, если он захочет, непосредственно на рабочем месте. На эти цели выделяется минимальная заработная плата — 4330 рублей. Работодатель может доплачивать до уровня, какой он сам определит, но он обязан платить эту сумму. Период стажировки — до 6 месяцев. По какой-то профессии достаточно два месяца, а кому-то нужно будет 5–6 месяцев. Главное же в том, что есть 100-процентная уверенность, что выпускники закрепятся и будут работать на этом производстве. Кстати, применяется она на предприятиях любой формы собственности, в том числе в бюджетной сфере. Второе актуальное направление для выпускников — открытие собственного дела. Молодые люди, имеющие склонность к предпринимательской деятельности, могут обращаться в службу занятости. Специалисты помогают им получить навыки организации и ведения собственного бизнеса, основам финансово-бюджетных отчетов, помогают защитить бизнес-план, зарегистрироваться как предприниматель. И вторая составляющая — в соответствии с нормами, которые есть в программе антикризисных мероприятий, служба занятости может оказать ему на открытие собственного дела материальную поддержку, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 800 рублей. Выпускники идут, работают [17].

«В текущем году реализация региональных программ поддержки занятости продолжится. Сумма, которую «Роструд» планирует потратить в 2010-м на предотвращение безработицы и борьбу с ней, — 36,4 млрд.рублей» [12].

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России