Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.
Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Что касается программ по социальному страхованию, то «с 1 января 2010 года в России состоялся переход от единого социального налога к страховым взносам» [12]. Таким образом, выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком будут выплачиваться в зависимости от размера страховых взносов каждого человека.
В 2010 года в зависимости от размера уплачиваемых страховых взносов получат возможность увеличить размер выплат по беременности, родам и уходу за ребенком. При переходе на новые принципы максимальные суммы выплат (по уходу за ребенком) в зависимости от того, сколько человек уплатил, будут составлять 13 тыс. 833 рубля. Что касается пособий по беременности родам, то в 2009 году максимальный размер ограничивался суммой 25 тыс. 390 рублей, а с2010 года максимальный размер составляет 34 тыс. 583 рубля [17].
Если говорить о пенсионных фондах, то благополучно все выглядит только с обязательным пенсионным страхованием (ОПС), где фондам удалось привлечь рекордное число «молчунов». На рынке добровольного страхования, напротив, наблюдается стагнация: число участников выросло незначительно, основной прирост пенсионных резервов был обеспечен за счет инвестиционных доходов НПФ. Похожая ситуация наблюдается и в другом добровольном сегменте — системе софинансирования пенсий.
Правда, пенсионным фондам все же удалось прирастить в прошлом году резервы на 10 млрд. руб. (до 571,1 млрд.руб.), но как признают сами участники рынка, во многом это связано с той динамикой, которую в прошлом году показывал фондовый рынок. Проблема в том, что действующее законодательство не стимулирует граждан отчислять деньги на добровольное пенсионное страхование».
Похожим образом выглядит ситуация и с программой государственного софинансирования пенсий, которая, как надеялись НПФ, поможет подстегнуть сегмент добровольного страхования. Согласно данным, 22,5% участников программы являются клиентами НПФ, при этом величина среднего взноса здесь варьируется от 2,2 тыс. до 7,6 тыс. руб. Сама концепция софинансирования была неправильно воспринята обществом. Все стали сравнивать ее с депозитами банков, но это другой продукт.
Совершенно иная картина на рынке обязательного пенсионного страхования, где произошел просто взрывной рост. Доходность, полученная фондами от инвестиций на фондовом рынке (15—30%), вкупе с новыми деньгами перешедших из государственной управляющей компании, позволила удвоить сумму пенсионных накоплений на счетах НПФ. На конец 2009 года их объем достиг 74 млрд. руб., а по итогам первого квартала 2010 года (когда ПФР перечисляет деньги за предыдущий год) ожидается, что под управлением НПФ окажется 190 млрд. руб. Эксперты не исключают, что если такая динамика сохранится и в этом году, то в 2011 году объем суммарных активов на рынке НПФ достигнет триллиона рублей [17].
«В январе 2010 года средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным Пенсионного фонда РФ (ПФР), составил 7 тысяч 119 рублей и увеличился по сравнению с январем 2009 года в 1,6 раза». [12]
Такой рост вызван тем, что в 2009 году дважды индексировалась страховая часть трудовой пенсии на 17,5% и 7,5%, базовая часть трудовой пенсии была увеличена в 1,4 раза, а также в связи с проведением с 1 января 2010 года валоризации страховой части пенсии [17].
Программа валоризации пенсий предусматривает увеличение размера трудовой пенсии у людей, имеющих трудовой стаж до 2002 года, которое заключается в увеличении пенсионного капитала на 10% и дополнительно по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года. По данным ПФР, в результате валоризации пенсии увеличились у 36 миллионов пенсионеров.
На увеличение пенсий в рамках валоризации за два месяца 2010 года из бюджета ПФР было направлено более 80 миллиардов рублей. В целом на валоризацию в 2010 году в бюджете фонда заложено 502 миллиарда рублей.
Прибавка от валоризации у каждого пенсионера индивидуальна, поскольку зависит от стажа и прежнего заработка, на основе которых формируется расчетный пенсионный капитал. Средняя сумма прибавки у получателей трудовой пенсии по старости за счет валоризации составила 1,09 тысячи рублей. При этом прибавки от 1 до 1,5 тысячи рублей получили свыше 30% от общего числа получателей трудовой пенсии по старости, свыше 1,5 тысячи рублей — 23% от общего числа таких пенсионеров. При этом средняя прибавка к пенсии россиянам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, составила 1,7 тысячи рублей, участникам Великой Отечественной войны — 1,85 тысячи рублей, родителям погибших военнослужащих — 1,04 тысячи рублей [15].
Выводы по главе: Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.
Главной же проблемой современной
российской экономики является недобросовестность
чиновников всех уровней и высокий
показатель коррупции. Вследствие этого
граждане страны перестают доверять
своему государству, снижается предпринимательская
активность, ухудшается социальная обстановка,
из-за тяжёлой экономической
Заключение
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику различными способами. В каждой стране существуют свои уникальные методы регулирования. И Россия может многому научиться на опыте развитых стран.
Известно, что США - государство
с большим опытом в области
антимонопольного регулирования экономики.
Американцы предлагают свою систему
свободного предпринимательства другим
странам в качестве образца для
подражания. Экономический успех
этой страны, кажется, подтверждает точку
зрения, согласно которой экономика
функционирует наилучшим
Список используемой литературы
1. «Государство и управление в США» Под ред. Л.И. Евенко. – М,2002;
2. Андрианов А.С.
3. Волков А. М. Швеция:
социально-экономическая
4. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства. Издательство "Норма", Москва 2000 г.
5. Крашенниникова Н.А. История Государства и Права Зарубежных Стран. Москва, 2000 г.
6. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие.- М. 2001 г
7. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001;
8. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. - Воронеж, Изд. ВГУ, 2000;
9. Сажина М.А., Чибриков
Г.Г. Экономическая теория: учебник
для вузов; издательство «
10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»;
11. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д.Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
12. Российская газета - www.rg.ru
13. Коммерсант - www.kommersant.ru/
14. Япония сегодня - www.japantoday.ru.
15. РосБизнесКонсалдинг - www.rbk.ru
16. Официальный сайт Посольства Японии - www.embjapan.ru
17. Правительство РФ - www.goverment.ru