Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

kursach_Miftakhov(1).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

Что касается программ по социальному  страхованию, то «с 1 января 2010 года в России состоялся переход от единого социального налога к страховым взносам» [12]. Таким образом, выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком будут выплачиваться в зависимости от размера страховых взносов каждого человека.

В 2010 года в зависимости от размера уплачиваемых страховых взносов получат возможность увеличить размер выплат по беременности, родам и уходу за ребенком. При переходе на новые принципы максимальные суммы выплат (по уходу за ребенком) в зависимости от того, сколько человек уплатил, будут составлять 13 тыс. 833 рубля. Что касается пособий по беременности родам, то в 2009 году максимальный размер ограничивался суммой 25 тыс. 390 рублей, а с2010 года максимальный размер составляет 34 тыс. 583 рубля [17].

Если говорить о пенсионных фондах, то благополучно все выглядит только с обязательным пенсионным страхованием (ОПС), где фондам удалось привлечь рекордное число «молчунов». На рынке добровольного страхования, напротив, наблюдается стагнация: число участников выросло незначительно, основной прирост пенсионных резервов был обеспечен за счет инвестиционных доходов НПФ. Похожая ситуация наблюдается и в другом добровольном сегменте — системе софинансирования пенсий.

Правда, пенсионным фондам все же удалось прирастить в прошлом году резервы на 10 млрд. руб. (до 571,1 млрд.руб.), но как признают сами участники рынка, во многом это связано с той динамикой, которую в прошлом году показывал фондовый рынок. Проблема в том, что действующее законодательство не стимулирует граждан отчислять деньги на добровольное пенсионное страхование».

Похожим образом выглядит ситуация и с программой государственного софинансирования пенсий, которая, как надеялись НПФ, поможет подстегнуть сегмент добровольного страхования. Согласно данным, 22,5% участников программы являются клиентами НПФ, при этом величина среднего взноса здесь варьируется от 2,2 тыс. до 7,6 тыс. руб. Сама концепция софинансирования была неправильно воспринята обществом. Все стали сравнивать ее с депозитами банков, но это другой продукт.

Совершенно иная картина  на рынке обязательного пенсионного страхования, где произошел просто взрывной рост. Доходность, полученная фондами от инвестиций на фондовом рынке (15—30%), вкупе с новыми деньгами перешедших из государственной управляющей компании, позволила удвоить сумму пенсионных накоплений на счетах НПФ. На конец 2009 года их объем достиг 74 млрд. руб., а по итогам первого квартала 2010 года (когда ПФР перечисляет деньги за предыдущий год) ожидается, что под управлением НПФ окажется 190 млрд. руб. Эксперты не исключают, что если такая динамика сохранится и в этом году, то в 2011 году объем суммарных активов на рынке НПФ достигнет триллиона рублей [17].

«В январе 2010 года средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным Пенсионного фонда РФ (ПФР), составил 7 тысяч 119 рублей и увеличился по сравнению с январем 2009 года в 1,6 раза». [12]

Такой рост вызван тем, что в 2009 году дважды индексировалась страховая часть трудовой пенсии на 17,5% и 7,5%, базовая часть трудовой пенсии была увеличена в 1,4 раза, а также в связи с проведением с 1 января 2010 года валоризации страховой части пенсии [17].

Программа валоризации пенсий предусматривает увеличение размера  трудовой пенсии у людей, имеющих трудовой стаж до 2002 года, которое заключается в увеличении пенсионного капитала на 10% и дополнительно по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года. По данным ПФР, в результате валоризации пенсии увеличились у 36 миллионов пенсионеров.

На увеличение пенсий в рамках валоризации за два месяца 2010 года из бюджета ПФР было направлено более 80 миллиардов рублей. В целом на валоризацию в 2010 году в бюджете фонда заложено 502 миллиарда рублей.

Прибавка от валоризации у каждого пенсионера индивидуальна, поскольку зависит от стажа и прежнего заработка, на основе которых формируется расчетный пенсионный капитал. Средняя сумма прибавки у получателей трудовой пенсии по старости за счет валоризации составила 1,09 тысячи рублей. При этом прибавки от 1 до 1,5 тысячи рублей получили свыше 30% от общего числа получателей трудовой пенсии по старости, свыше 1,5 тысячи рублей — 23% от общего числа таких пенсионеров. При этом средняя прибавка к пенсии россиянам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, составила 1,7 тысячи рублей, участникам Великой Отечественной войны — 1,85 тысячи рублей, родителям погибших военнослужащих — 1,04 тысячи рублей [15].

 

Выводы по главе: Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.

Главной же проблемой современной  российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и высокий  показатель коррупции. Вследствие этого  граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская  активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать  высокую заработную плату людям, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в  таких важных социальных сферах, как  здравоохранение и образование. Нужно с помощью идеологии  поднять престижность этих профессий  и улучшить их материальную базу. Ещё  одной проблемой стал процесс  сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому  единственным способом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных  размеров, ведение системы высоких  штрафов и лишение депутатов  и чиновников политической неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде  смогут улучшить состояние экономики  и обеспечить её конкурентоспособность  на мировом рынке.

 

 

Заключение

 

В любой стране, при любой  общественно-политической и социально-экономической  системе экономика в той или  иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику  различными способами. В каждой стране существуют свои уникальные методы регулирования. И Россия может многому научиться  на опыте развитых стран.

Известно, что США - государство  с большим опытом в области  антимонопольного регулирования экономики. Американцы предлагают свою систему  свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для  подражания. Экономический успех  этой страны, кажется, подтверждает точку  зрения, согласно которой экономика  функционирует наилучшим образом, когда государство дает возможность  компаниям и частным лицам  самостоятельно добиваться успеха - или  терпеть неудачи - в зависимости  от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции. И в целях  создания этих условий Правительство  США реализует различные программы, использует различные инструменты. Наиболее интересным методом регулирования  монополий является указанные выше лицензии, выдающиеся на некоторые  виды коммерческой деятельности на основе конкурса. Таким образом, конкуренция  между компаниями на рынке замещается состязанием между ними на право  доступа в регулируемую отрасль. Это позволяет сохранить начала соревновательности даже в тех отраслях, материально-техническая база и  другие особенности развития которых  предполагают поддержание в них  естественной монополии.

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. «Государство и управление  в США» Под ред. Л.И. Евенко. – М,2002;

2. Андрианов А.С. Государственное  регулирование и механизмы саморегуляции  в рыночной экономике. Мировой  опыт и Россия. – 5-изд., Москва,2006;

3. Волков А. М. Швеция: социально-экономическая модель. -М.,2005;

4. Графский В.Г.Всеобщая  история права и государства.  Издательство "Норма", Москва 2000 г.

5. Крашенниникова Н.А.  История Государства и Права  Зарубежных Стран. Москва, 2000 г.

6. Куликов Л. М. Основы  экономической теории. Учебное пособие.- М. 2001 г

7. Курс экономики: Учебник  / Под ред.Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001;

8. Общая экономическая  теория / Под ред. Корогодина. - Воронеж,  Изд. ВГУ, 2000;

9. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Экономическая теория: учебник  для вузов; издательство «Норма», 2-е изд., Москва, 2009;

10. Современная экономика.  Лекционный курс. Многоуровневое  учебное пособие. – Ростов  н/Д: изд-во «Феникс»;

11. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/  Под ред. В.Д.Камаева. – 5-е  изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

12. Российская газета -  www.rg.ru

13. Коммерсант - www.kommersant.ru/

14. Япония сегодня - www.japantoday.ru.

15. РосБизнесКонсалдинг - www.rbk.ru

16. Официальный сайт Посольства  Японии - www.embjapan.ru

17. Правительство РФ - www.goverment.ru




Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России