Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов 5
1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов 5
1.2 Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством 7
2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов 14
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США 14
2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции 20
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии 24
3 Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России 33
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

kursach_Miftakhov(1).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

Политика поддержки науки  и техники, в которых используются интеллектуальные ресурсы народа, занимает в Японии очень важное место. В  Японии более 700 тысяч научных работников, получено примерно 300 тысяч патентов. По этим показателям она является одной из ведущих в мире. Особенность  современной исследовательской  деятельности в Японии в том, что  расходы на нее составляют 3% ВНП, что является самым высоким показателем  среди развитых стран. Однако доля государственных  расходов на науку составляет всего 20%, что ниже, чем в западных странах (30% в США, 40% во Франции). Большую роль в развитии научных разработок играют частные предприятия [3].

Япония – страна с сильной  государственной экономической  политикой, осуществляемой без прямого  участия государства в хозяйственной  деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные  и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов. Япония отказывается от излишних административных норм и ограничений  и проводит разнообразные реформы.

Наиболее распространено проведение структурных реформ, которые  охватывают государственное регулирование, финансовую и налоговую системы, а также расходные статьи бюджета. С их помощью достигается устойчивый экономический рост, определяемый спросом  со стороны частного сектора экономики. Благодаря продвижению структурной  реформы, держащейся на 4-х столбах - реформе финансов, налоговой системы, расходных статей бюджета и государственного регулирования, в средне- и долгосрочной перспективе формируются новые  рабочие места и спрос со стороны  частного сектора экономики, увеличивается  промышленная конкурентоспособность, и, в конечном счёте, стимулируется устойчивый экономический рост [14].

Также проводятся реформы  государственного сектора экономики, такие как: приватизация (сфера почтового  сообщения, общественные дорожно-строительные организации) и «триединая» налоговая  реформа на государственном и  региональном уровнях (включает три  одновременных направления деятельности, направленных на децентрализацию властных полномочий – сокращение расходов казначейства, передачу источников налоговых  поступлений регионам и пересмотр уравнительного налога) [3].

Для Японии характерно централизованное планирование социально-экономического развития страны. Японская индустрия  не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи  через Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП). В функции  этого министерства входит определение  особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [16]. В экономических достижениях Японии заслуга государственного регулирования такая же весомая, как и заслуга предпринимателей. Сейчас в правительственном аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы [3].

В Японии государственный  аппарат вбирает в себя много  образованных и одаренных молодых  людей. Если еще учесть, что наибольшим престижем в правительстве пользуются министерства экономического профиля, можно получить некоторое представление  о том, какие таланты привлекает к себе МВТП. Хотя оно и допускает  некоторые ошибки, в целом его  воздействие на японскую индустрию оказалось просто поразительным [14].

Когда Япония приступила после  войны к восстановлению своего хозяйства, ее правительство определило автомобильную, сталелитейную, химическую, судостроительную промышленность и машиностроение в  качестве приоритетных отраслей. Экономика  Японии имеет систему ориентиров и приоритетов, позволяющую правительству  и промышленности сотрудничать в  достижении своих национальных целей. В результате японская автоиндустрия  была взлелеяна целым рядом стимулов: государственными займами, сокращением  сроков амортизации, помощью в области  НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных  инвестиций. Под комплексным воздействием всех этих мер, японская автомобильная  промышленность прошла путь от годового выпуска в 100.000 машин в середине 50-х до 11 миллионов теперь [5].

«Государство является главным  распорядителем ключевых отраслей промышленности. В процессе модернизации в Японии были национализированы такие ведущие  секторы экономики, как почтовая служба, телефонная и телеграфная  связь и железные дороги. Государство  также строит корабельные, металлургические и станкостроительные цеха и заводы и управляет ними. В других отраслях правительство обеспечивает техническую  и финансовую поддержку частной инициативе» [3].

В Японии и сейчас, через 60-65 лет после завершения формирования корпоративного звена промышленности, в составе правительства действуют 20 управляющих органов по решению  проблем промышленной политики. Среди  них: отделы промышленной структуры, промышленных финансов, руководства размещением  промышленности, промышленной инфраструктуры, промышленных льгот и условий, промышленной статистики и т.п. [14].

Экономическим планированием  в Японии занимается орган, который  так и называется "Управление экономического планирования". В  нем активно участвуют представители  финансовых групп и корпораций. Планирование строго централизованное: совет корпораций и групп планирует свое будущее. Планы принимаются группами и  корпорациями к неуклонному исполнению: санкции за нарушение пойдут не от государства, а от "своих", что  значительно больнее. Разрабатываются  планы двух видов – общегосударственные  и отраслевые. Цель общегосударственных  планов – обеспечить определенные темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли  объем капиталовложений, которые  должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов – ликвидировать слабые места  японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной  помощи. Если общегосударственные планы  обеспечиваются частными  инвестициями, то отраслевые  – государственными. [3]

Государственная поддержка  национальных и частных фирм, исследовательских  институтов, университетов, лабораторий  и ученых заключается не столько  в представлении им субсидий и  льготных кредитов, сколько в создании условий и механизмов реализации интеграции совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку новейших технологий и стимулирование производства компьютеров новейших поколений. Непрерывный  технологический прогресс не только поддерживает экономический рост, но и становится важным ключом к решению  всей совокупности проблем, с которыми сталкивается человечество. Япония, определяя  научные технологии как один из национальных приоритетов, провозгласила реализацию идеи создания «государства, основанного  на научных технологиях и креативности» [3].

Наряду с высококачественными  базовыми исследованиями, осуществляются научные разработки в области  науки о жизни, информационных технологий, окружающей среды, нанотехнологий, материалов и других областях. Для достижения выдающихся результатов и применения их на практике, проводится реформирование научно-технической системы, начиная  с создания конкурентных условий  для научных исследований, взаимодействия промышленных, научных и административных кругов, содействия развитию региональной научно-технической деятельности [16].

«Если говорить об антимонопольной  политике, то в Японии эта политика, во-первых, в силу жесткого административного  обеспечения правительственными органами (Комиссией по справедливым сделкам, МВТП) более последовательна и  широкомасштабна. Во-вторых, она интенсивно формирует конкурентную среду малого предпринимательства. В-третьих, она  глубоко проникает в сферу  непосредственного производства. В  японской антимонопольной политике, таким образом, утвердился принцип  общего контроля и регулирования  национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей», как это имеет место, например, в США» [18]. В общем, речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ее участников (в том числе для крупных) – правила, которые, блокируя монополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене). При этом конкуренция, становится  более жесткой и экономически гораздо более эффективной, нежели при применении обычных антимонополистических ограничений [16].

 «В сложившихся условиях  формируется и аутентичный стиль  управления, характерный только для Японии» [3].

Японская модель управления характеризуется рядом отличительных  особенностей:

1) Система пожизненного  найма, которая означает, что служащий  фактически всю свою жизнь  работает на одном предприятии,  постоянно продвигаясь вверх  по служебной лестнице. При этом  независимо от образования (средняя  ли это школа или престижный  университет) работник начинает  свою карьеру с низшей должности  и на одном месте более 2-3 лет не задерживается. И более  того, за 2-3 года тот же выпускник  юридического факультета университета  не сможет растерять знания, полученные  в вузе, если будет заниматься  неквалифицированным, рутинным трудом.

2) Оплата труда. Японские  фирмы не имеют жесткой классификации  должностей с фиксированными  ставками заработной платы по  каждой из них. Большое значение  имеет оценка работы непосредственно  руководителем.

Систему оплаты труда в  Японии отличают следующие факторы:

  1. Зависимость оплаты труда от стажа.
  2. Зависимость оплаты труда от жизненных пиков.
  3. Зависимость оплаты труда менеджеров от результатов работы предприятия.
  4. Жесткая зависимость оплаты труда от фактических результатов работника.
  5. Одна из самых низких в мире дифференциация в оплате труда

3) Стимулирование трудовых  усилий. К главным экономическим  стимулам относятся повышение  заработной платы; выплаты различных  единовременных пособий на поддержание  благосостояния; заранее оговоренная  выплата крупных выходных пособий.  Главной причиной социально-экономического  подъема является успешное развитие  хозяйства страны. Также, определенную  роль сыграла и многолетняя  упорная борьба японских профсоюзов  за улучшение условий труда.  Эффективным экономическим стимулом  являются также бонусы, которые выплачиваются дважды в год (летом и зимой) и размер которых зависит от деятельности предприятия. Это довольно значительные суммы денег. Система бонусов практикуется не только крупными, но и многими средними и даже мелкими предприятиями. Разница лишь в том, что размеры бонусов на крупных предприятиях значительно выше. Среди психологических стимулов есть метод «поздравления работника с днем рождения», метод «откровенных бесед в цехах», метод «внесения предложений», цель которого - усилить в сознании рядовых работников чувство своей принадлежности к предприятию и на этой основе добиться от них максимального повышения производительности труда.

4) Кружки качества. Японцы  смогли создать в фирмах систему  добровольных «кружков качества»,  которые вовлекают рабочих в  деятельность за повышение качества  продукции, за ее бездефектность, за снижение уровня производственного  травматизма и т. д. Кружки  качества действуют во всех  крупных фирмах и более чем  в 50% мелких фирм. Такие кружки  объединяют 6-10 работников одного  уровня иерархии, выполняющих сходную  работу. Они собираются 1-2 раза в  неделю. Каждая группа имеет лидера  и докладывает руководству о  полученных решениях. Рационализаторским  предложениям, исходящим от рабочих  предается важное значение. Полезные  предложения часто вознаграждаются  в виде ручек, медальонов, памятных  значков. Денежные вознаграждения  получает кружок качества и  поровну распределяет их между  своими членами. В концепции  кружков качества как практического  инструмента решения проблем  качества важен набор методик,  которые используются для решения  проблемы производительности труда,  снижения затрат, совершенствования  технологических процессов.

Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует  чрезвычайно высокую степень  адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических  инноваций, но в непрерывном и  весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и  социально-политических факторов [16].

 

Выводы по главе: Анализ опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах приводит к выводу, что ключевое значение для развития экономики играет инвестиционная политика. Также зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан (уровень и качество жизни населения) основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышением ее эффективности за счет целенаправленной деятельности и повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий и техники.

 

    1. Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России

 

С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку  роль государственного регулирования  была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии. Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших  глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической  и социальной ситуации, что и произошло  в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода  в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные  и капиталоемкие добывающие и  перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и  промышленности находились в собственности  государства. Для того чтобы реформы  в России оказались результативными  и ее экономика вышла из затяжного  кризиса, необходимо в стратегии  рыночных преобразований большее внимание уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной  экономической политики. Ее осуществление  подразумевает "упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое  и целенаправленное регулирование  государством экономических и социальных процессов в интересах большинства  населения. Государство уже не может  оставаться сторонним наблюдателем" [7].

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России