Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:38, курсовая работа
Целью предприятия является получение прибыли, тем самым повышение рентабельности деятельности предприятия. Данное повышение возможно как за счёт роста доходов, так и за счёт оптимизации расходов предприятия. Но чтобы выявить пути повышения рентабельности предприятия необходимо провести экономический анализ деятельности торгового предприятия и выявить сильные и слабые стороны в данной деятельности.
Экономический анализ торгового предприятия позволяет выявить полезные и бесполезные расходы торгового предприятия, выявить тенденции к снижению расходов торгового предприятия и разработать на этой основе рекомендации с целью повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа--4
1.1 Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов---------------------------------------------------------------------------------------5
1.2 Анализ издержек обращения---------------------------------------------------------7
1.3 Анализ товарооборота---------------------------------------------------------------10
1.4 Анализ показателей по труду и заработной плате-----------------------------12
1.5 Анализ прибыльности и рентабельности----------------------------------------20
1.6 Анализ финансового состояния торговой организации----------------------26
2. Анализ торговой деятельности на примере ЗАО «Мебель, стройматериалы»--------------------------------------------------------------------------30
2.1 Общая характеристика предприятия----------------------------------------------30
2.2 Расчет показателей экономической деятельности предприятия------------32
Заключение---------------------------------------------------------------------------------53
Список литературы------------------------------------------------------------------------55
ТР=Q*П*ТС
где П - средний пробег транспорта;
ТС - тарифная ставка.
На следующем этапе анализа для выявления причин допущенного перерасхода или экономии, выявления возможностей и резервов снижения издержек проводится более детальный анализ в разрезе отдельных статей и видов расходов.
1.3 Анализ товарооборота
Финансовый результат торговой организации зависит, прежде всего, от товарооборота, поэтому товарооборот является одним из главных показателей работы предприятия. Товарооборот торговой организации напрямую связан со спросом на его товары: чем выше культура обслуживания покупателей, качество товаров, тем больше спрос на товары. В свою очередь высокий спрос на товары используется предпринимателями для повышения цен с целью увеличения выручки от реализации и повышения эффективности работы предприятия.
Товарооборот в торговой организации подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий).
Анализ товарооборота в торговом предприятии производят по его общему объему и составу (розничный, оптовый).
В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.
Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасов товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятия общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.
В "Отчете о продаже и запасах товаров" содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
"Отчет по
розничной торговле" составляется
нарастающим итогом с начала
года. В первом разделе отчета
приводится информация о
В "Отчете о продаже и запасах товаров" и в "Отчете по розничной торговле" розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать.
В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой "Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции", где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой "Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров", в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.
Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету "Реализация продукции (работ и услуг)", данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.
Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящий организации, утвержденные нормы, нормативы, тариф, ставки, цены и т.д.
1.4 Анализ
показателей по труду и
Показатели
по труду используются непосредственно
при анализе хозяйственной
Целью анализа трудовых показателей является определение основных направлений экономической работы по выявлению резервов экономии труда, заработной платы и возможностей дополнительного выпуска продукции, нового ассортимента изделий за счет роста производительности труда. При этом обычно анализируют такие показатели, как обеспеченность персоналом, квалификационный состав работающих, движение персонала, должностное движение персонала, использование рабочего времени, использование фонда заработной платы, производительность труда, трудоемкость продукции.
Анализ этих показателей сводится в основном к анализу отклонений значений фактических данных от плановых показателей. Он дает возможность руководителю определить направление дальнейшей деятельности в тех подразделениях предприятия, где произошло отклонение соответствующих показателей.
В условиях рынка меняются роль и место трудовых показателей, получают распространение новые показатели, для конкретных предприятий разрабатываются свои показатели, учитывающие особенности производственных циклов. В условиях рыночной экономики, когда нет существенного влияния государства на формирование заработной платы работников предприятий различных форм собственности, а особенно частных, для предпринимателей более важно знать, сколько было затрачено труда на производство одной единицы продукции. Кроме того, значение этого показатели в каждые периоды времени необходимо сравнивать со значением этого показателя у конкурентов. Таким образом, в современных условиях на первый план выходят не показатели, характеризующие численность персонала предприятия, фонд заработной платы, среднюю заработную плату и др., а показатель величины расходов на персонал, отнесенный к единице продукции.
Показатель, характеризующий расходы на персонал, является интегральным показателем, который включает в себя все расходы, связанные с функционированием человеческого капитала. К этим расходам относятся затраты на заработную плату, выплаты работодателя по различным видам социального страхования, расходы предприятия на социальные выплаты и льготы, на содержание социальной инфраструктуры, на обучение, переобучение и повышение квалификации персонала предприятия, на выплату дивидендов и покупку льготных акций. В странах с развитой рыночной экономикой базовые расходы (расходы на заработную плату) обычно составляют менее половины общих расходов на персонал.
Установление допустимой величины расходов на персонал становится отправной точкой для планирования и анализа всех других показателей по труду. Если на конкретном предприятии величина расходов на персонал превышает такие расходы, установившиеся у конкурентов, то дальнейшая деятельность такого предприятия представляется проблематичной и должна ориентироваться на устранение причин этого перерасхода, если этот перерасход не являлся политикой фирмы по привлечению наиболее квалифицированных кадров с соответствующего рынка труда.
Показатели по труду редко рассматриваются во взаимосвязи между собой, и как факторы, которые характеризуют и влияют на значения других экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Так, если выбрать рассмотренный выше показатель, характеризующий расходы на персонал, за результирующий показатель, и рассмотреть его зависимость от некоторых других трудовых показателей, которые в данном случае будут являться факториальными, то можно решать оптимизационную задачу по снижению издержек предприятия на труд. При этом надо учитывать ряд ограничений, которые связаны со структурой самого предприятия, уровнем заработной платы, установившейся на рынке труда по отдельным категориям работников и др. Решение этой задачи поможет выработать экономисту предприятия оптимальные значения трудовых показателей, а руководителям всех уровней и возможность разработать стратегию дальнейшей деятельности. Недостатком определения значений показателей таким методом является то, что в различные периоды изменяются ограничения, накладываемые на целевую функцию. Поэтому необходимо пересчитывать данные показатели. А эффект от выполнения этих показателей может быть не существенен в краткосрочные периоды.
Как было отмечено выше, можно рассматривать влияние показателей по труду на показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия. Анализ показателей по труду занимает в управлении как бы серединное место между функциями сбора и обработки информации, с одной стороны, и функциями принятия решений по планированию, организации управления и функционирования, контролю и стимулирования, с другой. Для более быстрой реакции руководящих органов предприятия со времени поступления информации об изменении того или иного показателя, до принятия конкретного решения, необходимо создание комплексной системы управления персоналом предприятия. Эта система должна учитывать все взаимосвязи основных трудовых показателей, их зависимость от других экономических показателей, а также возможное влияние трудовых показателей на них. Комплексная система управления персоналом должна включать в себя менеджерские информационные системы коммуникации и контроля, которые обеспечивали бы достаточно быстрое поступление информации об изменении участвующих в системе показателей по труду.
На современном этапе развития информационных систем возможно создание такого рода систем на конкретных предприятиях. Кроме того, можно предположить, что на уровне отдельного предприятия руководство получает достаточно достоверную информацию обо всех изменениях, касающихся данного предприятия. Руководству предприятия необходимо выбрать целевые параметры и различные экономические показатели деятельности предприятия (в том числе и трудовые), значения которых руководство намеревается изменить в планируемом периоде. Предполагается, что для каждой целевой переменной руководство фирмы, предприятия может задать планируемую величину (желаемый уровень). Плановая величина этих переменных может вырабатываться на основе решения оптимизационных задач, на основе значений аналогичных показателей у конкурентов, оценок экспертов, политики дальнейшего развития фирмы и др.
После этого необходимо произвести отбор параметров управления. Таковыми должны быть показатели, которые могут влиять на изменение целевых параметров. В данном случае в качестве параметров управления предполагается выбирать трудовые показатели. Система упрощается, если число параметров управления совпадает с числом плановых параметров.
На основе статистической
информации, полученной по отчетам
фирмы за прошедшие периоды, можно
построить вектор-функцию
Таким образом, анализу трудовых показателей принадлежит важная роль в совершенствовании организации заработной платы, обеспечении ее прямой зависимости от количества и качества труда, конечных производственных результатов. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных форм оплаты труда работников, обеспечивается систематический контроль за мерой труда и потребления.
Задачи анализа использования фонда оплаты труда:
1) оценка использования средств на оплату труда;
2)определение факторов, влияющих на использование фонда оплаты труда по категориям персонала и видам заработной платы;
3)оценка эффективности применяемых форм оплаты труда и видов заработной платы, систем премирования работников,
4)выявление резервов рационального использования средств на оплату труда, обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с повышением его оплаты.
Источники информации для анализа: план экономического и социального развития предприятия, статистическая отчетность по труду ф.N 1-т «Отчет по труду», приложение к ф.N 1-т «Отчет о движении рабочей силы, рабочих мест», ф.N 2-т «Отчет о количестве работников в аппарате управления и оплате их труда», данные табельного учета и отдела кадров.
Анализ оплаты труда. Анализ начинают с определения суммы превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, включаемых в себестоимость реализованных услуг по сравнению с их нормируемой величиной. При этом нормируемая величина расходов на оплату труда рассчитывается в соответствии с Законом о налогах с предприятий, объединений и организаций, предусматривающим увеличение или уменьшение облагаемой прибыли на сумму превышения или снижения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. Нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из расходов на эти цели в предыдущем году с учетом роста объема реализации услуг и установленного правительством коэффициента роста расходов на оплату труда.
Информация о работе Особенности анализа деятельности торговых предприятий