Особенности анализа деятельности торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Целью предприятия является получение прибыли, тем самым повышение рентабельности деятельности предприятия. Данное повышение возможно как за счёт роста доходов, так и за счёт оптимизации расходов предприятия. Но чтобы выявить пути повышения рентабельности предприятия необходимо провести экономический анализ деятельности торгового предприятия и выявить сильные и слабые стороны в данной деятельности.
Экономический анализ торгового предприятия позволяет выявить полезные и бесполезные расходы торгового предприятия, выявить тенденции к снижению расходов торгового предприятия и разработать на этой основе рекомендации с целью повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа--4
1.1 Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов---------------------------------------------------------------------------------------5
1.2 Анализ издержек обращения---------------------------------------------------------7
1.3 Анализ товарооборота---------------------------------------------------------------10
1.4 Анализ показателей по труду и заработной плате-----------------------------12
1.5 Анализ прибыльности и рентабельности----------------------------------------20
1.6 Анализ финансового состояния торговой организации----------------------26
2. Анализ торговой деятельности на примере ЗАО «Мебель, стройматериалы»--------------------------------------------------------------------------30
2.1 Общая характеристика предприятия----------------------------------------------30
2.2 Расчет показателей экономической деятельности предприятия------------32
Заключение---------------------------------------------------------------------------------53
Список литературы------------------------------------------------------------------------55

Файлы: 1 файл

кр(6).doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 7 - Динамика развития доходов ЗАО « Мебель, стройматериалы» за 9 месяцев 2009-2010 гг., млн. руб.

Показатели

2009

2010

изменения

Изменения в %

Товарооборот

23539

32441

8902

137,8

Доходы от реализации:

       

сумма

3926

5523

1597

140,7

уровень

16,7

17

17,9

-

Сумма операционных доходов

2040

56

-1984

2,7

Сумма внереализационных  доходов

78

16

-62

20,5


Как видно из таблицы, за анализируемый период валовой  доход увеличился на 40,7 %.

Цены устанавливаются  с максимально возможной торговой надбавкой с учетом законодательства и количества посредников. В ЗАО « Мебель, стройматериалы» по большинству товаров цены не отличаются от цен в магазинах-конкурентах. Согласование цен с поставщиками происходит, когда необходимо уценить товар, в случае медленной реализации товаров. Иногда сами поставщики делают скидку на свой товар, однако в настоящее время такие случаи редки.

На валовой  доход оказывают влияние следующие  факторы:

· объем товарооборота;

· уровень торговых надбавок;

· розничные  цены;

· структура  товарооборота.

Таким образом, специалистам предприятия следует  обратить внимание на ассортиментную и ценовую политику с целью  увеличения и товарооборота, и валового дохода. Для увеличения оборачиваемости  товаров и привлечения новых  покупателей необходимо проведение распродаж, акций совместно с поставщиками, снижение цен на отдельные товары. В краткосрочном периоде это может вызвать уменьшение валового дохода, но позволит завоевать лояльных покупателей.

Данные о  финансовых результатах хозяйственной деятельности содержатся в Отчете о прибылях и убытках (Форма № 2 по ОКУД) и Отчете о финансовых результатах. Данные для анализа динамики этих показателей представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ прибыльности ЗАО « Мебель, стройматериалы» млн. руб.

Показатели

2009

2010

Изменения

Изменения в %

Товарооборот

23539 

32441

8902

137,8

Доходы от реализации

3926

5523

1597

140,7

Уровень валового дохода, %

16,7

17

0,3

101,9

Расходы на реализацию

3683

5166

1483

140,3

Уровень расходов в товарообороте, %

15,6

15,9

0,3

100

Начисленные налоги и сборы из выручки

4253 

5949

1696

139,9

Прибыль от реализации

793

1037

244

130,8

Операционные  доходы

2040

56

-1984

2,7

Операционные  расходы

545

25

-520

4,6

Внереализационные доходы

76

16

-60

21,1

Внереализационные расходы

31

32

1

103,2

Прибыль отчетного  периода

2023

1043

-980

51,6

Налоги и  сборы, производимые из прибыли

609

320

-289

52,5

Расходы и платежи  из прибыли

1

1

0

100

Прибыль к распределению

1413

722

-691

51,1

Среднесписочная численность работников

377

380

3

100,8

Среднегодовая стоимость основных фондов

4595,5 

4942,2

346,7

107,5

Фондоотдача основных фондов

5,12

6,56

1,44

128,1

Прибыль в расчете  на одного работника

5,4

2,7

-2,7

50


За анализируемый  период прибыль от реализации увеличилась  на 244 млн. руб. и составила 1037 млн. руб. Уменьшилась сумма сальдо по операционным доходам и расходам.

Для эффективности  работы торгового предприятия ЗАО  «Мебель, стройматериалы» рассчитаем на основе прибыли отчетного периода  группу относительных показателей (табл. 9). Как видно из таблицы, все показатели рентабельности вследствие сокращения прибыли на всех ее этапах формирования ухудшились. Особенно значительно упали показатели рентабельности затрат и использования средств на оплату труда, поскольку затраты увеличивались в анализируемый период. Рентабельность продаж за 9 месяцев 2010 г. составила 3,20 против 3,37 % за тот же период прошлого года. Рентабельность совокупных активов имеет достаточно низкое значение (2,23%).

Таблица 9 - Показатели рентабельности ЗАО «Мебель, стройматериалы»

Показатели

Формулы

2009

2010

изменения

Рентабельность  товарооборота

прибыль/товарооборот *100

3,27

3,20

-0,17

Рентабельность  расходов на реализацию

прибыль/расходы*100

5,04

4,78

-0,26

Рентабельность  использования средств на оплату труда

прибыль/ расх. на оплату труда *100

0,04

0,04

0

Рентабельность  собственного капитала

нераспр.прибыль/ среднегод.ст-ть собств. кап. *100  

22,50

12,12

-10,38

Рентабельность  совокупных активов

прибыль/ (ОсФ+ОбС+ ФОТ)*100

7,31

5,49

-1,82


За счет увеличения расходов на реализацию прибыль в первом полугодии 2009 г. уменьшилась на 100,2 млн. руб. За этот же период расходы на реализацию увеличились на 10,4%. На основе данных таблицы 10 проанализируем динамику изменения, состав и структуру расходов.

Таблица 10 - Структура расходов на реализацию ЗАО «Мебель, стройматериалы»

Статьи расходов на реализацию

2009

2010

Изменения

Изменения в %

Уд. Вес 2005

Уд.вес 2006

Изменения

Транспортные  расходы, связанные с доставкой  товара

58,5

74,1

15,6

126,7

1,6

1,4

-0,2

Расходы по оплате труда

1784,1

2397,6 

613,5

134,4

48,4

46,4

-2

Расходы по аренде осн. ср. и немат. активов

152,2

101,4

-50,8

66,6

4,1

2

-2,1

Расходы по содержанию помещений

209,7

242,8

33,1

115,8

5,7

4,7

-1

Расходы по амортизации

192,1

215,4

23,3

112,1

5,2

4,2

-1

Расходы на ремонт

105,2

432,6

327,4

411,2

2,9

8,4

5,5

Износ МБП

27,3

51,1

23,8

187,2

0,7

1

0,2

Расходы на хранение,подработку и упаковку товаров

2,2

4,3

2,1

195,5

0,1

0,1

0

Расходы на торговую рекламу

10,4

4,4

-6

42,3

0,3

0,1

-0,2

Потери товаров при транспортировке,хранении и реализаций в пределах норм

4,4

6

1,6

136,4

0,1

0,1

0

налоги отчисления и сборы включаемые в издержки обращ. 

900,4

1256,3

355,9

139,5

24,5

24,3

-0,1

Прочие нормированные  затраты 

20,1

25,6

5,5

127,4

0,5

0,5

0

Расходы по обеспечению условий труда 

2,7

5

2,3

185,2

0,1

0,1

0

Расходы по управлению и функционированию торговой организации 

91,5

180,3

88,8

197

2,5

3,5

1

Прочие затраты

121,7

169

47,3

138,9

3,3

3,3

0

Итого

3682,5

5165,9

1483,4

140,3

100

100

0


Как видно из таблицы 10, наибольший удельный вес в расходах занимает оплата труда, налоги отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения, расходы на ремонт. За 9 месяцев 2010 г. снизился удельный вес расходов по оплате труда и расходов по оплате услуг сторонних организаций.

С целью увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия ЗАО «Мебель, стройматериалы»", в первую очередь, необходимо снизить  расходы на реализацию (а именно, фонд оплаты труда), ускорить оборачиваемость  продукции и оборотных средств, улучшить ассортимент предлагаемых товаров с учетом максимально возможной торговой надбавки по ним, увеличить эффективность использования основных средств.

Анализ финансового  состояния торговой организации.

Анализ финансового  состояния начинается с изучения состава и структуры активов и пассивов предприятия. Основным источником информации для анализа финансового состояния ЗАО «Мебель, стройматериалы» явился бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2010 г. Изменение состава и структуры активов предприятия отражено в таблице 11.

Таблица 11 - Анализ состава и структуры активов ЗАО «Мебель, стройматериалы», млн. руб.

Виды активов

на начало периода  сумма

на конец

периода

уд.вес

изменения за период

сумма

Изменения уд.вес

1. Внеоборотные  активы:

       

Основные средства 

5212

50,8

5241

45,5

Нематериальные  активы

   

2

0,001

Вложения во внеоборотные актиаы

2

0,5

2

0,001

Итого по разделу 1 

5214

50,9

5245

45,5

2. Оборотные  активы

       

Запасы и  затраты 

В том числе:

196

1,9

242

2,1

сырье, материалы  и другие ценности

187

1,8

227

2

незавершенное производство (издержки обращения) 

9

0,09

15

0,13

Налоги по приобретенным  ценностям 

262

2,6

767

6,7

Готовая продукция  и товары 

3020

29,5

3552

30,9

Дебиторская задолженность

835

8,1

790

6,9

Итого по разделу 2 

5039

49,2

6264

54,4

Всего активов

10253

100

11509

100


Наибольший  удельный вес во внеоборотных активах  занимают основные средства, на 01.10.2010 г. они составили практически 100 % к общей сумме внеоборотных активов, незначительный удельный вес имеют  нематериальные активы (программное обеспечение). На баланс предприятия за отчетный период поступило основных средств на сумму 29 млн. руб. За 9 месяцев 2010 г. удельный вес внеоборотных активов уменьшилась на 5,4 процентных пункта, и составил 45,5%.

За январь-сентябрь 2010 г. удельный вес оборотных активов в общей сумме активов увеличился с 49,2% до 54,4%. Наибольший удельный вес в оборотных активах занимают статьи «Готовая продукция и товары», «Налоги по приобретенным ценностям», «Денежные средства», «Дебиторская задолженность».

Значительных  изменений в структуре активов  организации за 9 месяцев 2006 г. не произошло. В то же время за отчетный период несколько снизилось значение валюты баланса, абсолютные размеры многих видов активов (за исключением сумм по статьям «Основные средства», «Запасы и затраты», «Готовая продукция и товары»). На рассматриваемом торговом предприятии наблюдается увеличение оборотных средств на 1225 млн. руб.

Расчет эффективности  использования активов в ЗАО  «Мебель, стройматериалы» за 9 месяцев 2009-2010 гг. представлен в таблице 12. Товарооборот в розничных ценах в 2009 г. составил 23539 млн руб., в 2006 г. 32441 млн. руб., товарооборот в ценах себестоимости 20218 и 27901млн.руб. соответственно (значения взяты из «Отчета о прибылях и убытках» стр. 030). Среднегодовая сумма рассчитывалась как среднее арифметическое значений на начало и конец периода.

Таблица 12 - Оценка эффективности использования активов в ЗАО «Мебель, стройматериалы»

Показатель

Расчет

2009

2010

Изменение

Коэффициент оборачиваемости  совокупных активов

товарооборот  в розн.ц./ среднегод. сумма общ. активов 

2,296

2,819

0,523

Коэффициент оборачиваемости  текущих активов

товарооборот  в ц. с/с-ти/ ср. сумма обор. активов

1,972

2,424

0,452

Коэффициент оборачиваемости  товарных запасов

товарооборот в ц. с/с-ти/ ср. сумма товарных запасов

4,502

5,278

0,776

Коэффициент экономической  отдачи внеоборотных активов

товарооборот  в розн.ц./ среднегод. сумма внеобор. актив.

4,671

5,179

0,508

Коэффициент оборачиваемости  дебит. задолженности

товарооборот в ц. с/с-ти / ср. сумма дебит. задолженности

24,213

35,318

11,105

Срок погашения  дебиторской задолженности

кол-во дн. в  п. / К обор-ти дебит. зад-ти

11,307

7,751

-3,557

Информация о работе Особенности анализа деятельности торговых предприятий