Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:38, курсовая работа
Целью предприятия является получение прибыли, тем самым повышение рентабельности деятельности предприятия. Данное повышение возможно как за счёт роста доходов, так и за счёт оптимизации расходов предприятия. Но чтобы выявить пути повышения рентабельности предприятия необходимо провести экономический анализ деятельности торгового предприятия и выявить сильные и слабые стороны в данной деятельности.
Экономический анализ торгового предприятия позволяет выявить полезные и бесполезные расходы торгового предприятия, выявить тенденции к снижению расходов торгового предприятия и разработать на этой основе рекомендации с целью повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа--4
1.1 Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов---------------------------------------------------------------------------------------5
1.2 Анализ издержек обращения---------------------------------------------------------7
1.3 Анализ товарооборота---------------------------------------------------------------10
1.4 Анализ показателей по труду и заработной плате-----------------------------12
1.5 Анализ прибыльности и рентабельности----------------------------------------20
1.6 Анализ финансового состояния торговой организации----------------------26
2. Анализ торговой деятельности на примере ЗАО «Мебель, стройматериалы»--------------------------------------------------------------------------30
2.1 Общая характеристика предприятия----------------------------------------------30
2.2 Расчет показателей экономической деятельности предприятия------------32
Заключение---------------------------------------------------------------------------------53
Список литературы------------------------------------------------------------------------55
Таблица 7 - Динамика развития доходов ЗАО « Мебель, стройматериалы» за 9 месяцев 2009-2010 гг., млн. руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
изменения |
Изменения в % |
Товарооборот |
23539 |
32441 |
8902 |
137,8 |
Доходы от реализации: |
||||
сумма |
3926 |
5523 |
1597 |
140,7 |
уровень |
16,7 |
17 |
17,9 |
- |
Сумма операционных доходов |
2040 |
56 |
-1984 |
2,7 |
Сумма внереализационных доходов |
78 |
16 |
-62 |
20,5 |
Как видно из таблицы, за анализируемый период валовой доход увеличился на 40,7 %.
Цены устанавливаются с максимально возможной торговой надбавкой с учетом законодательства и количества посредников. В ЗАО « Мебель, стройматериалы» по большинству товаров цены не отличаются от цен в магазинах-конкурентах. Согласование цен с поставщиками происходит, когда необходимо уценить товар, в случае медленной реализации товаров. Иногда сами поставщики делают скидку на свой товар, однако в настоящее время такие случаи редки.
На валовой
доход оказывают влияние
· объем товарооборота;
· уровень торговых надбавок;
· розничные цены;
· структура товарооборота.
Таким образом, специалистам предприятия следует обратить внимание на ассортиментную и ценовую политику с целью увеличения и товарооборота, и валового дохода. Для увеличения оборачиваемости товаров и привлечения новых покупателей необходимо проведение распродаж, акций совместно с поставщиками, снижение цен на отдельные товары. В краткосрочном периоде это может вызвать уменьшение валового дохода, но позволит завоевать лояльных покупателей.
Данные о финансовых результатах хозяйственной деятельности содержатся в Отчете о прибылях и убытках (Форма № 2 по ОКУД) и Отчете о финансовых результатах. Данные для анализа динамики этих показателей представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ прибыльности ЗАО « Мебель, стройматериалы» млн. руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
Изменения |
Изменения в % |
Товарооборот |
23539 |
32441 |
8902 |
137,8 |
Доходы от реализации |
3926 |
5523 |
1597 |
140,7 |
Уровень валового дохода, % |
16,7 |
17 |
0,3 |
101,9 |
Расходы на реализацию |
3683 |
5166 |
1483 |
140,3 |
Уровень расходов в товарообороте, % |
15,6 |
15,9 |
0,3 |
100 |
Начисленные налоги и сборы из выручки |
4253 |
5949 |
1696 |
139,9 |
Прибыль от реализации |
793 |
1037 |
244 |
130,8 |
Операционные доходы |
2040 |
56 |
-1984 |
2,7 |
Операционные расходы |
545 |
25 |
-520 |
4,6 |
Внереализационные доходы |
76 |
16 |
-60 |
21,1 |
Внереализационные расходы |
31 |
32 |
1 |
103,2 |
Прибыль отчетного периода |
2023 |
1043 |
-980 |
51,6 |
Налоги и сборы, производимые из прибыли |
609 |
320 |
-289 |
52,5 |
Расходы и платежи из прибыли |
1 |
1 |
0 |
100 |
Прибыль к распределению |
1413 |
722 |
-691 |
51,1 |
Среднесписочная численность работников |
377 |
380 |
3 |
100,8 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
4595,5 |
4942,2 |
346,7 |
107,5 |
Фондоотдача основных фондов |
5,12 |
6,56 |
1,44 |
128,1 |
Прибыль в расчете на одного работника |
5,4 |
2,7 |
-2,7 |
50 |
За анализируемый период прибыль от реализации увеличилась на 244 млн. руб. и составила 1037 млн. руб. Уменьшилась сумма сальдо по операционным доходам и расходам.
Для эффективности работы торгового предприятия ЗАО «Мебель, стройматериалы» рассчитаем на основе прибыли отчетного периода группу относительных показателей (табл. 9). Как видно из таблицы, все показатели рентабельности вследствие сокращения прибыли на всех ее этапах формирования ухудшились. Особенно значительно упали показатели рентабельности затрат и использования средств на оплату труда, поскольку затраты увеличивались в анализируемый период. Рентабельность продаж за 9 месяцев 2010 г. составила 3,20 против 3,37 % за тот же период прошлого года. Рентабельность совокупных активов имеет достаточно низкое значение (2,23%).
Таблица 9 - Показатели рентабельности ЗАО «Мебель, стройматериалы»
Показатели |
Формулы |
2009 |
2010 |
изменения |
Рентабельность товарооборота |
прибыль/товарооборот *100 |
3,27 |
3,20 |
-0,17 |
Рентабельность расходов на реализацию |
прибыль/расходы*100 |
5,04 |
4,78 |
-0,26 |
Рентабельность использования средств на оплату труда |
прибыль/ расх. на оплату труда *100 |
0,04 |
0,04 |
0 |
Рентабельность собственного капитала |
нераспр.прибыль/ среднегод.ст-ть собств. кап. *100 |
22,50 |
12,12 |
-10,38 |
Рентабельность совокупных активов |
прибыль/ (ОсФ+ОбС+ ФОТ)*100 |
7,31 |
5,49 |
-1,82 |
За счет увеличения расходов на реализацию прибыль в первом полугодии 2009 г. уменьшилась на 100,2 млн. руб. За этот же период расходы на реализацию увеличились на 10,4%. На основе данных таблицы 10 проанализируем динамику изменения, состав и структуру расходов.
Таблица 10 - Структура расходов на реализацию ЗАО «Мебель, стройматериалы»
Статьи расходов на реализацию |
2009 |
2010 |
Изменения |
Изменения в % |
Уд. Вес 2005 |
Уд.вес 2006 |
Изменения |
Транспортные расходы, связанные с доставкой товара |
58,5 |
74,1 |
15,6 |
126,7 |
1,6 |
1,4 |
-0,2 |
Расходы по оплате труда |
1784,1 |
2397,6 |
613,5 |
134,4 |
48,4 |
46,4 |
-2 |
Расходы по аренде осн. ср. и немат. активов |
152,2 |
101,4 |
-50,8 |
66,6 |
4,1 |
2 |
-2,1 |
Расходы по содержанию помещений |
209,7 |
242,8 |
33,1 |
115,8 |
5,7 |
4,7 |
-1 |
Расходы по амортизации |
192,1 |
215,4 |
23,3 |
112,1 |
5,2 |
4,2 |
-1 |
Расходы на ремонт |
105,2 |
432,6 |
327,4 |
411,2 |
2,9 |
8,4 |
5,5 |
Износ МБП |
27,3 |
51,1 |
23,8 |
187,2 |
0,7 |
1 |
0,2 |
Расходы на хранение,подработку и упаковку товаров |
2,2 |
4,3 |
2,1 |
195,5 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Расходы на торговую рекламу |
10,4 |
4,4 |
-6 |
42,3 |
0,3 |
0,1 |
-0,2 |
Потери товаров при транспортировке,хранении и реализаций в пределах норм |
4,4 |
6 |
1,6 |
136,4 |
0,1 |
0,1 |
0 |
налоги отчисления и сборы включаемые в издержки обращ. |
900,4 |
1256,3 |
355,9 |
139,5 |
24,5 |
24,3 |
-0,1 |
Прочие нормированные затраты |
20,1 |
25,6 |
5,5 |
127,4 |
0,5 |
0,5 |
0 |
Расходы по обеспечению условий труда |
2,7 |
5 |
2,3 |
185,2 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Расходы по управлению и функционированию торговой организации |
91,5 |
180,3 |
88,8 |
197 |
2,5 |
3,5 |
1 |
Прочие затраты |
121,7 |
169 |
47,3 |
138,9 |
3,3 |
3,3 |
0 |
Итого |
3682,5 |
5165,9 |
1483,4 |
140,3 |
100 |
100 |
0 |
Как видно из таблицы 10, наибольший удельный вес в расходах занимает оплата труда, налоги отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения, расходы на ремонт. За 9 месяцев 2010 г. снизился удельный вес расходов по оплате труда и расходов по оплате услуг сторонних организаций.
С целью увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия ЗАО «Мебель, стройматериалы»", в первую очередь, необходимо снизить расходы на реализацию (а именно, фонд оплаты труда), ускорить оборачиваемость продукции и оборотных средств, улучшить ассортимент предлагаемых товаров с учетом максимально возможной торговой надбавки по ним, увеличить эффективность использования основных средств.
Анализ финансового состояния торговой организации.
Анализ финансового состояния начинается с изучения состава и структуры активов и пассивов предприятия. Основным источником информации для анализа финансового состояния ЗАО «Мебель, стройматериалы» явился бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2010 г. Изменение состава и структуры активов предприятия отражено в таблице 11.
Таблица 11 - Анализ состава и структуры активов ЗАО «Мебель, стройматериалы», млн. руб.
Виды активов |
на начало периода сумма |
на конец периода уд.вес |
изменения за период сумма |
Изменения уд.вес |
1. Внеоборотные активы: |
||||
Основные средства |
5212 |
50,8 |
5241 |
45,5 |
Нематериальные активы |
2 |
0,001 | ||
Вложения во внеоборотные актиаы |
2 |
0,5 |
2 |
0,001 |
Итого по разделу 1 |
5214 |
50,9 |
5245 |
45,5 |
2. Оборотные активы |
||||
Запасы и затраты В том числе: |
196 |
1,9 |
242 |
2,1 |
сырье, материалы и другие ценности |
187 |
1,8 |
227 |
2 |
незавершенное производство (издержки обращения) |
9 |
0,09 |
15 |
0,13 |
Налоги по приобретенным ценностям |
262 |
2,6 |
767 |
6,7 |
Готовая продукция и товары |
3020 |
29,5 |
3552 |
30,9 |
Дебиторская задолженность |
835 |
8,1 |
790 |
6,9 |
Итого по разделу 2 |
5039 |
49,2 |
6264 |
54,4 |
Всего активов |
10253 |
100 |
11509 |
100 |
Наибольший удельный вес во внеоборотных активах занимают основные средства, на 01.10.2010 г. они составили практически 100 % к общей сумме внеоборотных активов, незначительный удельный вес имеют нематериальные активы (программное обеспечение). На баланс предприятия за отчетный период поступило основных средств на сумму 29 млн. руб. За 9 месяцев 2010 г. удельный вес внеоборотных активов уменьшилась на 5,4 процентных пункта, и составил 45,5%.
За январь-сентябрь 2010 г. удельный вес оборотных активов в общей сумме активов увеличился с 49,2% до 54,4%. Наибольший удельный вес в оборотных активах занимают статьи «Готовая продукция и товары», «Налоги по приобретенным ценностям», «Денежные средства», «Дебиторская задолженность».
Значительных изменений в структуре активов организации за 9 месяцев 2006 г. не произошло. В то же время за отчетный период несколько снизилось значение валюты баланса, абсолютные размеры многих видов активов (за исключением сумм по статьям «Основные средства», «Запасы и затраты», «Готовая продукция и товары»). На рассматриваемом торговом предприятии наблюдается увеличение оборотных средств на 1225 млн. руб.
Расчет эффективности использования активов в ЗАО «Мебель, стройматериалы» за 9 месяцев 2009-2010 гг. представлен в таблице 12. Товарооборот в розничных ценах в 2009 г. составил 23539 млн руб., в 2006 г. 32441 млн. руб., товарооборот в ценах себестоимости 20218 и 27901млн.руб. соответственно (значения взяты из «Отчета о прибылях и убытках» стр. 030). Среднегодовая сумма рассчитывалась как среднее арифметическое значений на начало и конец периода.
Таблица 12 - Оценка эффективности использования активов в ЗАО «Мебель, стройматериалы»
Показатель |
Расчет |
2009 |
2010 |
Изменение |
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов |
товарооборот в розн.ц./ среднегод. сумма общ. активов |
2,296 |
2,819 |
0,523 |
Коэффициент оборачиваемости текущих активов |
товарооборот в ц. с/с-ти/ ср. сумма обор. активов |
1,972 |
2,424 |
0,452 |
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов |
товарооборот в ц. с/с-ти/ ср. сумма товарных запасов |
4,502 |
5,278 |
0,776 |
Коэффициент экономической отдачи внеоборотных активов |
товарооборот в розн.ц./ среднегод. сумма внеобор. актив. |
4,671 |
5,179 |
0,508 |
Коэффициент оборачиваемости дебит. задолженности |
товарооборот в ц. с/с-ти / ср. сумма дебит. задолженности |
24,213 |
35,318 |
11,105 |
Срок погашения дебиторской задолженности |
кол-во дн. в п. / К обор-ти дебит. зад-ти |
11,307 |
7,751 |
-3,557 |
Информация о работе Особенности анализа деятельности торговых предприятий