Особенности анализа деятельности торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Целью предприятия является получение прибыли, тем самым повышение рентабельности деятельности предприятия. Данное повышение возможно как за счёт роста доходов, так и за счёт оптимизации расходов предприятия. Но чтобы выявить пути повышения рентабельности предприятия необходимо провести экономический анализ деятельности торгового предприятия и выявить сильные и слабые стороны в данной деятельности.
Экономический анализ торгового предприятия позволяет выявить полезные и бесполезные расходы торгового предприятия, выявить тенденции к снижению расходов торгового предприятия и разработать на этой основе рекомендации с целью повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа--4
1.1 Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов---------------------------------------------------------------------------------------5
1.2 Анализ издержек обращения---------------------------------------------------------7
1.3 Анализ товарооборота---------------------------------------------------------------10
1.4 Анализ показателей по труду и заработной плате-----------------------------12
1.5 Анализ прибыльности и рентабельности----------------------------------------20
1.6 Анализ финансового состояния торговой организации----------------------26
2. Анализ торговой деятельности на примере ЗАО «Мебель, стройматериалы»--------------------------------------------------------------------------30
2.1 Общая характеристика предприятия----------------------------------------------30
2.2 Расчет показателей экономической деятельности предприятия------------32
Заключение---------------------------------------------------------------------------------53
Список литературы------------------------------------------------------------------------55

Файлы: 1 файл

кр(6).doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

 Указанные  выше показатели рентабельности  следует рассчитывать по прибыли  от реализации товаров, балансовой  и чистой прибыли, что позволяет  изучить влияние составных частей  прибыли и ее использования  на рентабельность работы предприятия. 

 Анализ рентабельности продаж должен также проводится по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость.

 

 

1.6 Анализ  финансового состояния торговой  организации

Максимизация  показателей рентабельности, увеличение прибыли, обеспечение необходимого уровня рентабельности активов, текущей  платежеспособности и ликвидности являются приоритетными задачами в системе финансового и экономического анализа результатов деятельности торговой компании.

Наряду с  прямыми показателями рентабельности, такими как рентабельность активов (или общая рентабельность компании), рентабельность продаж, в торговой деятельности достаточно часто для анализа используются так называемые косвенные показатели. К ним относятся балансовая и чистая прибыль на единицу оборота, капиталоотдача, оборачиваемость товарных запасов и дебиторской задолженности.

Экономический смысл и основное преимущество косвенных показателей рентабельности заключаются в том, что данные показатели позволяют управлять теми или иными активами компании для выхода на необходимый уровень рентабельности, рассчитанный прямыми методами (путем сопоставления результата (прибыли, товарооборота в денежном выражении) и затрат или выбранной базы). Более того, возможность расчета прямых показателей рентабельности становится реальной только по окончании определенного промежутка времени или же отчетного периода. Другими словами, для оперативного контроля и управления наиболее удобны именно косвенные показатели рентабельности, а в целях представления отчетности и принятия стратегических управленческих решений используются показатели рентабельности, рассчитанные прямым методом. Рассмотрим некоторые из косвенных показателей рентабельности.

Балансовая  прибыль на единицу оборота торговой организации (Rбп) Показатель представляет собой отношение балансовой прибыли  торговой организации за период (Р) к выручке от реализации за тот же период без учета НДС, акцизов (В):

Rбп = Р/В

Чистая прибыль  на единицу оборота представляет собой отношение чистой прибыли  торговой компании за определенный период к выручке за этот же период без  учета НДС и акцизов. Принцип  расчета тот же, что и в случае с балансовой прибылью на единицу товарооборота, правда, данный показатель характеризует величину не балансовой, а чистой прибыли на один рубль реализованной продукции.

Капиталоотдача  характеризует эффективность использования  имущества торговой организации. Показатель представляет собой отношение выручки от реализации товаров к средней за рассматриваемый период величине имущества предприятия. В этом случае средняя величина имущества должна быть рассчитана по формуле средней взвешенной, так как данные о величине имущества торговой организации по своей структуре и содержанию - это моментный ряд динамики с неравными промежутками времени между наблюдениями. Если периоды между наблюдениями одинаковы, средняя величина имущества рассчитывается по формуле средней хронологической простой. Иначе говоря, если имеются данные об имуществе организации на начало и конец отчетного периода, то необходимо сложить начальные и конечные значения показателей и разделить пополам.

Показатели  рыночной или финансовой устойчивости организации характеризуют уровень обеспеченности собственными средствами, а также эффективность использования капитала компании. К таким показателям относятся коэффициенты: иммобилизированных активов, автономии, обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, покрытия процентов.

Коэффициент иммобилизированных активов представляет собой отношение  величины внеоборотных средств компании к величине ее собственного капитала. Данный показатель рассчитывается на начало и конец рассматриваемого периода в целях контроля доли внеоборотных активов организации в структуре собственного капитала. Как правило, в торговых организациях по сравнению с производственными организациями доля внеоборотных активов ниже.

Коэффициент автономии  характеризует долю собственного капитала организации в структуре всего имущества компании, включая источники финансирования, привлеченные извне. Традиционно этот коэффициент считается оптимальным при величине 0,5. До достижения этого предела торговая организация может привлекать дополнительные источники финансирования.

Для более детального анализа оборотных средств может  быть использован коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Этот показатель характеризует степень  достаточности собственных средств для покрытия товарных запасов. Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и показывает степень обеспечения таких затрат. Определяется данный коэффициент (Rозсос) по формуле:

Rозсос = Es/Ez,

где Es - собственный  оборотный капитал торговой организации;

Ez - величина  товарных запасов.

Критичным значением  показателя для торговых организаций  является значение коэффициента меньше 0,5.

Коэффициент покрытия процентов характеризует, во сколько  раз прибыль, полученная организацией (считая прибыль, в которую входят процентные платежи за кредит), перекрывает величину процентных платежей по кредитам.

Показатели  ликвидности и платежеспособности торговой фирмы характеризуют способность  компании отвечать по своим обязательствам.

Заметим, что для оценки ликвидности и  платежеспособности торговых организаций необходимо исключать из рассмотрения просроченную и долгосрочную задолженность организации, поскольку поступления по ним в ближайшем будущем не ожидаются.

Коэффициент текущей  ликвидности или коэффициент общего покрытия не в полной мере отражает способность компании отвечать по своим обязательствам. Для этих целей используется коэффициент абсолютной ликвидности, который характеризует отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам организации. Также в анализе ликвидности торговой организации используется коэффициент промежуточного покрытия, методика расчета которого полностью совпадает с расчетом коэффициента общего покрытия с той лишь разницей, что из числителя исключается величина товарных запасов, поскольку для торговой организации они представляют собой наименее ликвидную часть активов компании.

Платежеспособность  торговой организации характеризует  ее способность в полном объеме и  точно в срок отвечать по своим  долгосрочным обязательствам. К основным показателям платежеспособности относятся коэффициенты: ликвидности, соотношения заемного и собственного капитала, долгосрочного привлечения заемных средств, обеспеченности процентов по кредитам, платежной готовности и др.

2. Анализ торговой деятельности на примере ЗАО «Мебель, стройматериалы»

2.1 Общая характеристика предприятия

Акционерное общество “Мебель, стройматериалы” является закрытым акционерным обществом, которое  было создано в процессе выкупа государственного имущества и преобразования Арендного предприятия “ Мебель, стройматериалы” в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Момент регистрации ЗАО “Мебель, стройматериалы”, закреплен Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 07.09.98. № 960 и включено в реестр государственной регистрации за № 9098/1.

Местонахождение ЗАО “Мебель, стройматериалы”: г. Самара, ул. Ленина, 6.

Уставный фонд Общества определен в размере 8 454 100 рублей.

Имущество ЗАО  “Мебель, стройматериалы” находятся в частной собственности Общества.

Источниками формирования имущества Общества являются:

- личные денежные  средства работников;

- чеки “Имущество”  принадлежащие работникам;

- доля доходов,  полученная от реорганизации  арендуемого предприятия:

Общество ставит своей целью хозяйственную деятельность по удовлетворению общественных потребностей в продукции, работах и услугах, направленную на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов акционеров и трудового коллектива Общества.

ЗАО “Мебель, стройматериалы” наделено основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления торгово-хозяйственной деятельности, которые отражаются в балансе ЗАО “Мебель, стройматериалы”

ЗАО “Мебель, стройматериалы”  осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная  торговля мебелью;

- прочая розничная  торговля;

- транспортно-экспедиционные  услуги;

- прочая коммерческая  деятельность;

- предоставление  прочих видов услуг;

В состав ЗАО  “Мебель, стройматериалы” входят следующие  структурные подразделения:

магазин № 1 “Дом мебели”, В.Хоружей,6

магазин № 2 “Мебель”, Партизанский пр.,72

магазин № 3 “Стройматериалы”, Казинца,6

магазин № 4 “Мебель”, Волгоградская, 35

магазин № 5 “Мебель”, К.Либкнехта,92

магазин № 6 “Стройматериалы”, Солтыса,187

магазин № 7 “Мебель”, Голодеда,31

база “Мебель”, Промышленная,25

Органы управления ЗАО “Мебель, стройматериалы”:

- Собрание акционеров - высший орган;

- Дирекция - исполнительный  орган;

- Генеральный  директор - осуществляет текущее  руководство.

Имущество магазинов  составляет часть выделенных ЗАО основных фондов, оборотных средств и других материальных ценностей необходимых для организации хозяйственной деятельности. Магазины специализируется на продаже мебельных, строительных и сопутствующих к ним товаров.

Структурные подразделения получают товар от поставщиков в соответствии с договорами, заключенных ЗАО, с базы “Мебель” и других магазинов в соответствии с распределением торгового отдела.

 

2.2 Расчет показателей экономической деятельности  предприятия

Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели за 9 мес.

ЗАО «Мебель, стройматериалы»  млн. руб. за 2009-2010 гг.

показатели

2009

2010

Отклонение

 

от 2009

Темп роста  к 2009,%

1. Товарооборот

2. Доходы от  реализации 

3.Уровень валового  дохода, % 

4. Расходы на  реализацию 

5. Уровень расходов  в товарообороте, %

6. Прибыль отчетного  года 

7. Рентабельность, %

8. Численность,  чел

 

9. Средняя зарплата 

 

10.Прибыль на  одного работника 

 

11. Товарооборот  на 1 работника 

 

12. Производительность  труда

39739

9022

 

22,7

 

5905

 

14,9

 

3117

 

7,84

399

 

12,7

 

 

7,8

 

 

 

7,81

 

 

 

99,6

53987

12718

 

23,6

 

8308

 

15,4

 

4410

 

8,17

413

 

5,09

 

 

10,7

 

 

 

10,67

 

 

 

130,7

14248

3696

 

0,9

 

2403

 

0,5

 

1293

 

-

14

 

1.89

 

 

2,9

 

 

 

2,86

 

 

 

31,1

135,9

141,0

 

103,9

 

140,7

 

103,4

 

141,5

 

-

103,5

 

159,0

 

 

137,2

 

 

 

136,6

 

 

 

131,2

 


 

Как видно из таблицы 1, в 2010 году по сравнению с 2009 годом товарооборот увеличился на 35,9% и 14248 млн. руб. в действующих ценах соответственно, валовой доход увеличился на 41 %. среднесписочная численность работников ЗАО “Мебель, стройматериалы” снизилась на 14 человек или на 3,5%. Среднемесячная заработная плата за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилась на 59,0%. Это свидетельствует о том, что размер реальной заработной платы работников ЗАО “Мебель, стройматериалы”, увеличился, показатели производительности труда за анализируемый период улучшились. Производительность труда торгово-оперативного персонала за 9 месяцев 2010 г. составила 85,37 млн. руб.

Информация о работе Особенности анализа деятельности торговых предприятий