Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена пространственная проекция крупного российского бизнеса: этапы его территориального развития, характер проникновения в регионы в зависимости от структуры их экономики и местоположения, сходство и различия зон влияния разных компаний,типы регионов по «плотности» крупного бизнеса. Для разных типов субъектов РФ дан сравнительный анализ соотношения бизнеса различной величины и происхождения: крупнейших групп и компаний, отраслевого крупного и среднего регионального, а также развитости малого
предпринимательства.

Содержание работы

Введение
1. Причины существования крупных предприятий: причины и недостатки.
2. Формы организации крупного бизнеса:
2.1. ФПГ
2.2. ТНК
3. Структура корпоративной собственности на крупных предприятиях: управление и организация.
4. Влияние крупных предприятий на экономическое развитие страны.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛОУСОВ(МУХИН).docx

— 76.91 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского 
 
 

Павловский  филиал 
 
 

Курсовая  работа 

Дисциплина: Экономическая теория

Тема: Особенности развития крупного бизнеса  в России 
 
 

                            Выполнил:

                            студент 1 курса

                              заочной формы обучения

                              группа № 2-31ЭУ/14

                              Белоусов К. С.

                              Проверил: Мухин П.В. 
                   

г. Нижний Новгород

2010 г. 

Содержание

Введение 

1. Причины существования крупных предприятий: причины и недостатки.

2. Формы организации крупного бизнеса:

     2.1. ФПГ

     2.2. ТНК

3. Структура корпоративной собственности на крупных предприятиях: управление и организация.

4. Влияние крупных предприятий на экономическое развитие страны.

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

              Крупный бизнес для государства - прежде всего основа экономической мощи, а сегодня - еще и половина бюджетных доходов. Поэтому государство заинтересовано в его развитии, хотя в некоторых слоях государственной бюрократии живет неистребимое стремление напрямую подчинить отдельные его секторы. Но и у бизнеса есть свои интересы, которые он осуществляет не только с помощью экономической деятельности, но и используя давление на государство - механизм лоббирования, различные формы политического влияния, вплоть до проникновения во властные структуры. Перекосы в любом направлении отрицательно влияют и на особенности формирования рыночной системы, и на развитие демократических институтов страны. Выправление перекосов зависит от того, насколько согласованы интересы обеих сторон, достигнуто ли понимание важности цивилизованного разрешения возникающих между ними противоречий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Причины существования  крупных предприятий:  причины и недостатки 

     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для  российского предпринимательства.

     В рассматриваемый период, особенно в  первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности  государство впервые признает ее равноправие со всеми другими  формами собственности и декларирует  свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных  актов, закладывающих основы новой  смешанной экономики, для которой  характерен плюрализм форм собственности  и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).    

     В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности  на средства производства в целях  создания эффективной, социальной ориентированной  рыночной экономики.  

     Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении  монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" и многие другие.  

     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и  других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных  коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой  мысли о возможностях создания бирж.    

     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.

     19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.        

     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и  Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок  ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи  по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.          

     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в  их классическом виде. Предстояла большая  работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.     

     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в  основном централизованно-фондовая система  распределения ресурсов. Решение  этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной  собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.  

     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся  предельной монополизации производства сразу же привело к резкому  взлету всех без исключения цен. Поскольку  либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без  того скудные сбережения оказались  фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно  получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось  вкладывать в акции некоторых  предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более  раз ниже официальной стоимости  в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

     В наше время существует  множество  предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть  различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство  может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики. В соответствии с этим различают государственное и  частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства  имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают: и в том, и  в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

     Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

     Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.

     Вместе  с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных  выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости  от функций, которые предприниматель  принимает на себя, вступая в предпринимательское  пространство.

     Согласно  этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую  деятельность (последняя включает в  себя действия посредника, агента, оптовое  купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство  в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую  деятельность и аудиторство.. 

     Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого  и открытого типа; холдинговые  компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения  самостоятельных предприятий и  другие формы предпринимательской  активности (в частности, участие  в соучреждении предприятия, покупка  предприятия, выкуп партнерской  доли и наследование).

 

2. Формы организации  крупного бизнеса:  ФПГ, ТНК 

     В зависимости от организационно-юридической  структуры фирмы подразделяются на три основных типа.

  • Индивидуальное производство

     В данном случае собственником фирмы  является одно физическое лицо или  одна семья (тогда такая фирма  еще носит название семейного  производства). Среди основных черт индивидуального производства можно  отметить следующие. Данная форма характеризуется  неограниченной ответственностью собственника перед всеми субъектами, с которым  фирма имеет дело, так что в  случае банкротства собственник  отвечает всем своим личным имуществом перед кредиторами. Индивидуальное производство обладает исключительной адаптивностью к спросу и проникабельностью  в небольшие ниши рынка, хотя жизнь  производства бывает ограничена только жизнью его владельца: со смертью  первоначального владельца индивидуальная фирма, как правило, прекращает свое существование. Для индивидуального  производства практически невозможно мобилизовать крупные денежные средства со стороны банков или других финансовых посредников, что ограничивает его  распространенность незаполненными сферами  мелкосерийной и нестандартной  продукции и сферой сбыта небольших  партий товара.

     Поскольку для данной формы преобладающими являются трансак-ционные издержки, а издержки по контролю относительно невелики, индивидуальное производство получило распространение в качестве мелких и средних фирм с небольшим  производственным циклом и небольшим  числом посредствующих звеньев производственного  процесса.

  • Партнерство

     Здесь несколько физических или юридических  лиц объединяют свои капиталы и/или  усилия для ведения совместного  дела. Получаемый результат делится  между учредителями в соответствии с их долями в капитале - паями - или  другим выбранным (и оговоренным  заранее в учредительных документах фирмы) способом. Различают два вида партнерства: полное партнерство - все участники являются одинаковыми собственниками фирмы, то есть обладают полной ответственностью и полным правом на результат ее деятельности; и коммандитное партнерство (или товарищество с ограниченной ответственностью) - при этом полные партнеры отвечают полностью своим имуществом за результаты деятельности фирмы, а коммандитные (неполные) партнеры ограничивают свое участие вкладом и/или усилиями, не рискуя своим имуществом, но и получая только установленную часть совокупных результатов деятельности.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России