Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена пространственная проекция крупного российского бизнеса: этапы его территориального развития, характер проникновения в регионы в зависимости от структуры их экономики и местоположения, сходство и различия зон влияния разных компаний,типы регионов по «плотности» крупного бизнеса. Для разных типов субъектов РФ дан сравнительный анализ соотношения бизнеса различной величины и происхождения: крупнейших групп и компаний, отраслевого крупного и среднего регионального, а также развитости малого
предпринимательства.

Содержание работы

Введение
1. Причины существования крупных предприятий: причины и недостатки.
2. Формы организации крупного бизнеса:
2.1. ФПГ
2.2. ТНК
3. Структура корпоративной собственности на крупных предприятиях: управление и организация.
4. Влияние крупных предприятий на экономическое развитие страны.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛОУСОВ(МУХИН).docx

— 76.91 Кб (Скачать файл)

     2.2 ФНГ

            Финансово-промышленные группы (ФПГ) - совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн - объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

         В условиях тяжелейшей депрессии в развитии отечественной экономики наметились тенденции, которые отражают стремление хозяйствующих субъектов выжить за счет объединения усилий, что, в свою очередь, характеризует новую, более высокую ступень развития рыночных отношений.

        Это создание крупных организационно-хозяйственных структур на основе взаимопроникновения и объединения капиталов различных сфер деятельности в рамках финансово-промышленных групп. 
            Однако формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера.                                Одной из причин подобного положения дел, несомненно, является дефицит практического опыта и нескоординированность усилий различных ведомств, призванных обеспечивать соответствие государственных и частных интересов.  
           Кроме того, объединение капиталов подвергается систематической критике, так как в этом реформаторам видится чуть ли не угроза рыночным преобразованиям. Отсюда отношение к российским финансово-промышленным группам как к сомнительному смещению с рыночного курса реформ. Хотя облик современной институциональной инфраструктуры определяют крупные организационно-хозяйственные образования, которые обладают не только возможностью накапливать капитал в значительных размерах, но и формировать определенные «правила игры» в конкурентной среде.  
         Чтобы включиться в общемировую воспроизводственную цепь, российские экономические институты должны соответствовать международным стандартам, прежде всего по формам и размерам капитала. Только тогда они смогут существовать как звенья воспроизводственного механизма мировой экономики.

         Участники финансово-промышленной группы – юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

            Правовое регулирование деятельности ФПГ обеспечивается также локальными правовыми актами, разрабатываемыми на основании Закона о ФПГ и в соответствии с другими нормативными положениями, принимаемыми самой группой

Порядок государственной  регистрации финансово-промышленной группы выглядит таким образо. Инициативная группа предоставляет в полномочный  государственный орган следующие  документы:

  • заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством Российской Федерации);
  • договор о создании (за исключением групп, образуемых основным и дочерними обществами);
  • нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая Центральную компанию ФПГ;
  • организационный проект; нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
  • заключение федерального антимонопольного органа

В частности, в договоре о создании ФПГ (разновидность  договора совместной деятельности) должны быть определены:

  • наименование группы;
  • порядок и условия учреждения Центральной компании, как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел;
  • порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников;
  • объем, порядок и условия объединения активов;
  • цель объединения участников; срок действия договора

Организационный проект ФПГ должен содержать необходимые  сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности, а также иные сведения, необходимые  для принятия решения о регистрации  группы

Деятельность  финансово-промышленных групп реализуется  через органы управления. Высшим органом  управления ФПГ выступает Совет  управляющих, который формируется  из представителей всех участников.

Совет управляющих  для координации работы и оперативного руководства деятельностью ФПГ  избирает из своего состава Президента и Вице-президентов

Компетенция совета управляющих устанавливается  договором о создании финансово-промышленной группы и уставе центральной компании, и может, в частности, охватывать:

  • внесение изменений и дополнений в договор о создании;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации;
  • принятие проектов и программ развития;
  • утверждение сводного (консолидированного) баланса;
  • принятие внутренних нормативных документов;
  • выработка рекомендаций об участии Центральной компании или участников ФПГ в других объединениях.

2.3 ТНК

     С точки зрения их организационных  структур ТНК представляют собой  хозяйственные объединения, состоящие  из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов.

     Оптимальная структура управления транснациональной  корпорацией должна обеспечивать бесперебойное  руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и  в то же время давать возможность  менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики  местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей  страны. Головная материнская компания - административный центр всей системы  предприятий ТНК. В ее функции  обычно входит принятие решений о  слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и  корпорации в целом; контроль над  финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

     В литературе указываются следующие  основные организационные формы  зарубежных филиалов:

     - дочерняя компания (subsidiary) - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;

     - ассоциированная компания (в Великобритании – associate, в США – affiliate), входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием);

     - отделение (branch) - вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК; отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолёты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года.

     Организационные структуры ТНК зависят от ассортимента товаров и услуг, с которыми они  выходят на мировой рынок. Например, корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру  управления по географическому, то есть страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура  управления позволяет швейцарской  корпорации «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в  принимающих странах.

     Иного принципа построения структуры управления придерживается корпорация «Дженерал  электрик» (эта, одна из самых многопрофильных  компаний в мире, производит в разных регионах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели  промышленные пластмассы, осветительные  приборы, энергетические установки, медицинскую  и железнодорожную технику, бытовые  приборы и многое другое). Управление международным производством и  сбытом в корпорации «Дженерал электрик»  осуществляется по товарному (продуктному) принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую  деятельность в принимающих странах  несут генеральные управляющие  производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть  ассортимента выпускаемой корпорацией  готовой продукции и у которых  в подчинении находятся в зарубежных региональных и страновых производственных филиалах управляющие, обеспечивающие адaптацию товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.

     Организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях головной компании со своими зарубежными  филиалами, обеспечивают более оперативное  налаживание производства и сбыта  в принимающих странах по сравнению  с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны (могут  быстро и экономично обеспечивать свои предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских  центров и производственных филиалов, расположенных в других странах)

     Развитие  международного производства ТНК сопровождается довольно заметными изменениями  в структурных формах их организационной  деятельности. Например, если в 1980-е  гг. американские фирмы отдавали явное  предпочтение созданию новых зарубежных филиалов, то во второй половине 1990-х  гг. обозначилась тенденция повышения  роли международных слияний и  поглощений иностранных компаний американскими  ТНК. Другими словами, активизировался  процесс сверхконцентрации корпораций, которые по своей величине и так  достаточно мощны. Так, в середине 90-х  гг. XX в. из вновь созданных 406 зарубежных филиалов США 191 был образован методом  слияния и поглощения, главным  образом западноевропейских компаний. По расчетам ЮНКТАД, на рубеже XX – XXI вв. большинство трансграничных сделок провели иностранные компании, входящие в список 100 крупнейших ТНК, причем в  числе первой десятки находилось пять американских ТНК: «Дженерал Электрик» (General Electric), «Дженерал Моторс» (General Motors), «Форд Моторс» (Ford Motors), «Экссон» (Exxon Corp.) и «Ай-Би-Эм» (IBM).

     К числу основных причин трансграничных слияний и поглощений относятся  глобализация мировых рынков, дерегулирование  и возрастание международной  конкуренции, а также необходимость  повышения уровня прибыли в интересах акционеров. Базовыми факторами, подталкивающими ТНК к слияниям и поглощениям, являются следующие их стремления: получить новые возможности для сбыта; усилить влияние на рынок, и обеспечить доминирующие позиции на нем; повысить эффективность за счет синергизма (эффекта от объединения ресурсов, превосходящего простую сумму результатов действия отдельных компонентов); увеличить масштабы операций; снизить издержки; совершенствовать методы управления; диверсифицировать (распределить) риски; защитить финансовые интересы и т.д. Стимулом к трансграничным слияниям и поглощениям также стало открытие рынков услуг (в области телекоммуникаций, энергоснабжения, транспорта и в банковской сфере).

     Современные технологии организации информационных систем оказали значительное влияние  на стратегию и структуру глобальных ТНК. От информационных систем корпорации переняли сетевую структуру, модульность, открытость и возможности гибкого  изменения управленческой конфигурации. Одной из важных особенностей современной  организации ТНК является их способность  гибко переносить свои центры управления и штаб-квартиры из одного узла корпоративной сети в другой, легко меняя основную страну "прописки" с целью получения налоговых и других льгот

     С точки зрения социально-экономической  организации крупнейшие ТНК сложились на основе контроля лидирующего банка через механизм фиктивного холдинга, путем создания холдинговой структуры с головной компанией, а также через перекрестное владение акциями. Так, большинство крупных американских ТНК представляют собой группы предприятий холдингового типа. Существующие в США ТНК-холдинги можно условно разделить на две группы: в первую входят структуры с доминированием банков (например, «Чейз», «Морган» и др.), при этом контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков; во второй группе доминируют промышленные предприятия («Дженерал моторс»), но финансовые структуры в них также весьма сильны.

     Примером  мошной холдинговой группы с центром - крупным банком можно считать  группу «Чейз». Ядром этой группы является возникший в 1996 г. в результате слияния  двух крупных американских банков банк «Чейз Манхэттен корпорейшн». Данное объединение, как и все в США, прошло ряд этапов от семейной группировки  Рокфеллеров до мощной диверсифицированной  структуры, основу которой составляет холдинговый контроль над 21 промышленным предприятием, входящим в число ста  крупнейших в США, а также двумя  страховыми компаниями.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России