Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена пространственная проекция крупного российского бизнеса: этапы его территориального развития, характер проникновения в регионы в зависимости от структуры их экономики и местоположения, сходство и различия зон влияния разных компаний,типы регионов по «плотности» крупного бизнеса. Для разных типов субъектов РФ дан сравнительный анализ соотношения бизнеса различной величины и происхождения: крупнейших групп и компаний, отраслевого крупного и среднего регионального, а также развитости малого
предпринимательства.

Содержание работы

Введение
1. Причины существования крупных предприятий: причины и недостатки.
2. Формы организации крупного бизнеса:
2.1. ФПГ
2.2. ТНК
3. Структура корпоративной собственности на крупных предприятиях: управление и организация.
4. Влияние крупных предприятий на экономическое развитие страны.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛОУСОВ(МУХИН).docx

— 76.91 Кб (Скачать файл)

     Другие  группы (в том числе «Морган», «Мелоун»), контролирующие предприятия  тяжелого машиностроения, отличаются большей специализацией. Мощными  кредитно-финансовыми центрами обладают и промышленные холдинги, например, «Дженерал электрик», до 35% доходов  которого приходится на дочернюю компанию «Дженерал электрик кэпитал сервисна». В основном холдинги этой группы построены  по принципу вертикальной интеграции, при этом головная компания контролирует тысячи фирм, связанных с ней по производственной цепочке. Дочерние предприятия  создаются во всех частях света, - уже  упомянутая «Дженерал электрик»  владеет предприятиями в 25 странах  мира, где расположено до ста заводов.

     При превалирующей сегодня сетевой  системе организации терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком компьютерных сетевых  технологий, своеобразные «порты», открытые для подсоединения к корпоративной сети новых элементов через механизмы межфирменных транснациональных стратегических альянсов (ТСА). Благодаря этим механизмам границы компаний все сильнее размываются, а сами промышленные группы все чаще приобретают форму «созвездий», включающих связанные между собой, но до известной степени независимые компании различных размеров и отраслей.

     Быстрое увеличение числа ТСА - один из самых  существенных феноменов изменения  среды, в которой действуют предприятия  в текущем десятилетии.

     Выделяется  пять основных этапов и форм интеграции, встречающихся в стратегических альянсах: 1) «стратегическая интеграция»  с постоянным контактом высшего  руководства партнеров для решения  стратегических вопросов; 2) «практическая  интеграция», основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам  совместной деятельности; 3) «оперативная интеграция», обеспечивающая взаимный доступ рядовых сотрудников к  общим информационным ресурсам; 4) «межличностная интеграция»; 5) «культурная интеграция», предполагающая взаимное стремление находить пути для преодоления различии в  традициях, языке и т.д.

     Итак, к настоящему времени сложились  некоторые типические организационные  структуры современных ТНК, включающие дочерние компании, ассоциированные  компании, зарубежные отделения. В большинстве  случаев структуры ТНК строятся либо по региональному (страновому) принципу, либо по товарному (продуктному) принципу. В последнее время обозначились явные тенденции к повышению  роли международных (трансграничных) слияний  и поглощений в деятельности ТНК  и созданию таких организационных  форм, как стратегические международные  альянсы. По своей социально-экономической  организации большинство ТНК, прежде всего американских, представляют собой  группы предприятий холдингового типа. Система сетевой организации  современных ТНК позволяет держать  корпоративную сеть открытой для  присоединения новых элементов  через механизмы международных  стратегических альянсов (ТСА).

 

3. Структура корпоративной  собственности на  крупных предприятиях: управление и организация.

Что же  такое  корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая  и продолжающая развиваться.  Существует множество определений данного  понятия. 

  1. организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующую формулировку: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Корпоративное управление также  определяет механизмы, с помощью  которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью». В широком смысле корпоративное  управление рассматривается как  процесс осуществления власти хозяйствующими субъектами, принятия решений в рамках отношений собственности на основе сложившегося производственного, человеческого и социального капитала... определяется характером целевых установок деятельности предприятия и его руководства, типами контроля, интересов и собственности;
 
  1. корпоративное управление оценивается также как  организационная модель, которая  призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами  компаний и их владельцами (акционерами), с другой - согласовать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая тем самым, эффективное функционирование компаний;
 
  1. система, с помощью  которой осуществляется управление и контроль за деятельностью предпринимательских организаций. Структура корпоративного управления определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных сторон, и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется деятельность компании
 
  1. система или  процесс, с помощью которого управляется  и контролируется деятельность корпораций, подотчетных акционерам;
 
  1. система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства
 
  1. в узком смысле есть управление акционерными обществами или различными организационными структурами, их объединяющими, где субъектом управления выступает акционер, а носителем права принимать решения является акция, а корпоративное право в широком смысле - это механизм оптимального сочетания различных интересов акционеров и соучастников с целью максимально эффективного развития корпорации;
 
  1. корпоративное управление капиталом акционерного общества - это управление его акциями их владельцами», которое противопоставляется «непосредственному» управлению капиталом;
 
  1. корпоративное управление строится на учете интересов акционеров и их роли в развитии корпорации». Это управление, базирующееся на праве собственности, корпоративных коммуникациях, стратегии корпоративного развития и культуры с учетом традиций и принципов коллективного поведения. Его отличает широкое участие в акционерной собственности, формирование на основе акционерного капитала сложных вариантов переплетения капиталов и меняющийся состав заинтересованных участников... корпоративное управление решает задачи организационно-правового руководства бизнесом, оптимизации организационных структур, внутри- и межфирменных отношений согласно постулируемых целей деятельности;
 
  1. в самом широком  понимании корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и поведение акционерного общества. Согласно названному подходу, субъектами корпоративного управления выступают лица, которые имеют права в сфере корпоративного управления акционерным обществом - акционеры, директора - члены совета директоров, директор - исполнительный орган и члены исполнительных органов акционерного общества;
 
  1. деятельность  органов хозяйственных обществ по выработке (подготовке и принятию) конкретного управленческого решения, его исполнению (реализации) и проверке его выполнения.
 

       Вышеперечисленные определения позволяют свести корпоративное управление к трем основным направлениям: управлению собственностью акционерного общества, управлению производственно-хозяйственной деятельностью общества, а также управлению финансовыми потоками.  Поэтому корпоративное управление - это система взаимодействия между органами управления компании, акционерами и заинтересованными лицами, которая отражает баланс их интересов и направлена на получение максимальной прибыли от деятельности компании в соответствии с действующим  законодательством и с учетом международных стандартов. 

Корпоративное управление в узком  понимании – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании. В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).  Все участники корпоративных отношений имеют общие цели, в т.ч.: 

  • создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров  и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной  репутацией;
 
  • увеличение  стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок  ее акций и обеспечение выплаты  дивидендов;
 
  • получение доступа  к внешнему финансированию (рынкам капитала);
 
  • получение доступа  к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);
 
  • увеличение  рабочих мест и общий рост экономики.
 

        Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует предотвращению конфликтов, а при  возникновении -   их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр. 
 

 
 

Рис. 1 Система  корпоративного управления 

 

    Есть еще одна группа участников корпоративных отношений, называемых иными заинтересованными группами («соучастники»/ stakeholders), среди которых:   

1)   Кредиторы: 

  • получают прибыль, уровень которой зафиксирован в  договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях  возврата представленных средств. Не склонны  поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные  с  высокими рисками;
 
  • диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.
 

2)   Служащие компании: 

  • прежде всего  заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода;
 
  • непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют  очень ограниченные возможности  воздействия на него.
 

3)   Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.): 

  • заинтересованы  в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в  определенной сфере бизнеса;
 
  • непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
 

4)    Местные органы власти: 

  • прежде всего  заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать  социальные программы;
 
  • непосредственно взаимодействуют с менеджментом;
 
  • имеют возможность  влиять на деятельность компании главным  образом через местные налоги.
 

 

4. Влияние крупных  предприятий на  экономическое развитие  страны

            Сеть производственных связей, созданная в рамках экономической системы, является важной составляющей ее основного капитала. Назначение этих связей заключается в сокращении затрат на поиск партнеров и ведении операций.

           В условиях социалистической экономики действия отдельных субъектов экономических отношений координируются, и сеть производственных связей создается самой системой планирования. Созданная Госпланом и Госснабом система снижала издержки на ведение операций предприятий, но сами эти органы тратили немало сил на создание таких связей. Кроме того, из-за несовершенства системы планирования предприятия вынуждены были устанавливать неформальные связи для приобретения ресурсов, которые они не могли получить через систему планирования. Возможно, эта система не очень эффективна, но она все же представляет определенную ценность. Создание новых связей требует больших затрат. При переходе к рыночным отношениям имеющиеся связи нарушились, а налаживание новых отдельному предприятию обходится очень дорого. Эти связи гораздо важнее для госсектора, чем для нового частного сектора, который постепенно создает собственные. Неопределенность, связанная с распадом системы связей, — главный фактор, заставляющий предприятия все больше думать о выживании.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России