Перераспределение доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование уровня благосостояния населения современной России и системы социальной поддержки его отдельных уязвимых групп.
Задачи:
1. изучить понятие, цели и направления социальной политики;
2. разъяснить, чем отличаются уровень и качество жизни;
3. изучить механизм защиты населения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…… …….4
Глава 1
1.1 Социальная политика: понятие, цели, направления…….……....8
1.2 Уровень и качество жизни……………………….………………11
1.3 Механизм защиты населения……………..……………………...13
1.4 Доходы населения. Проблема неравенства………………..……15
1.5 Социальные гарантии………………………………………..…...19
Глава 2
Анализ статистических данных уровня жизни, дифференциации доходов, социальных расходов жителей страны
2.1 Дифференциация доходов………………………………………...22
2.2 Уровень жизни, МРОТ, располагаемые денежные доходы…….24
Глава 3 Перспективы развития
3.1 Новая модель роста – новая социальная политика……..……….27
3.2 Рынок труда………………………………………………………..31
3.3 Миграция…………………………………………………………..32
3.4 Профессиональное образование…………………………………32
3.5 Новая школа……………………………………………………….34
3.6 Социальные неравенства…………………………………………35
3.7 Политика охраны здоровья……………………………………….37
3.8 Государственная жилищная политика…………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 в г. Великом Новгороде

Заочное отделение

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Экономическая теория»

на тему: «Перераспределение доходов населения и социальная политика государства»

 

 

 

                                                                                                    Работу выполнила     

                                                                                                    студентка гр. З.11.4М

                                                                                                    Ширшикова А. Н.

 

                                                                                                     проверила:  

                                                                                 преп. Середюк И.Л.                                                                     

 

 

 

 

Великий Новгород

2012 г.

Рецензия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………….…… …….4

Глава 1

1.1 Социальная политика: понятие, цели, направления…….……....8

1.2 Уровень и качество жизни……………………….………………11

1.3 Механизм  защиты населения……………..……………………...13

1.4 Доходы населения. Проблема неравенства………………..……15

1.5 Социальные гарантии………………………………………..…...19

Глава 2

Анализ статистических данных уровня жизни, дифференциации доходов, социальных расходов жителей страны

2.1 Дифференциация доходов………………………………………...22

2.2 Уровень жизни,  МРОТ, располагаемые денежные доходы…….24

Глава 3 Перспективы развития

3.1 Новая модель роста – новая социальная политика……..……….27

3.2 Рынок труда………………………………………………………..31

3.3 Миграция…………………………………………………………..32

3.4 Профессиональное образование…………………………………32

3.5 Новая школа……………………………………………………….34

3.6 Социальные неравенства…………………………………………35

3.7 Политика охраны здоровья……………………………………….37

3.8 Государственная жилищная политика…………………………...44

Заключение…………………………………………………………………...46

Список литературы…………………………………………………………..51

Приложение………………………………………………………………….53

 

 

 

 

 

Введение

 

Несмотря на то, что экономический  кризис 2008-2010 гг. был спровоцирован  внешними по отношению к российской экономики факторами, он в полной мере обнажил все деформации и диспропорции в российской экономике и обществе. И желаемое завершение мирового кризиса отнюдь не будет означать решение внутренних российских экономических и социальных проблем. Более того, их нерешенность может стать барьером для эффективного выхода страны на посткризисную траекторию развития.

Суть модернизации сводиться к  формированию сильной в экономическом, политическом, научном, военном и  иных отношениях страны при росте благосостояния её населения. Одна из основных черт современного общества состоит в том, что на первый план выходят проблемы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, повышения производительности труда. В мире сложилось понимание того, что главное конкурентное преимущество  современной высокоразвитой страны связано с качеством человеческого капитала и факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность людей.

Россия – не единственная страна, столкнувшаяся с проблемами коренного  реформирования секторов, связанных с развитием человеческого потенциала. Этот кризис вообще не является посткомунистической проблемой, а имеет глобальный характер.

В современной России социальные проблемы отличаются особой остротой. Причины  тому – неравномерное развитие различных сфер жизни и дисбаланс в системе социальных, политических, культурных и других факторов развития. В результате страна с рыночной экономикой в процессе постиндустриального перехода живет с незавершенной демографической модернизацией и имеет модель социальной политики, сложившуюся в условиях индустриального социалистического общества.

В современном обществе социальное развитие идет по пути перераспределения  функций по обеспечению уровня и  качества жизни населения между  обществом, рынками и семьёй. Это можно уточнить как перераспределение полномочий между государством и его социальными институтами, обществом в лице институтов гражданского общества и некоммерческих организаций, рынками, семьями, индивидами и социальными сетями. Вектор этого перераспределения – передача ряда функций и полномочий от семьи к рынкам и институтам. В свою очередь рынки предъявляют всё более высокие требования к профессиональным  и квалификационным качествам трудоспособного населения, ориентируясь на рост его экономической активности.

Вызовы современного мира особенно актуальны в отношении институтов социальной поддержки населения. Зрелость и эффективность любой социальной системы определяются отношением общества к слабым и незащищенным гражданам, которые существуют везде и всегда – вне зависимости от уровня социально-экономического развития. Однако сегодня эффективные социальные системы выполняют не только традиционную функцию защиты или прямой поддержки людей с ограниченными конкурентоспособными возможностями, но и функцию активизации их экономического и социального потенциала с соответствующими контрольными механизмами. Речь идет о поиске механизма функционирования общества не только свободных, но и ответственных людей.

В 2005-2009 гг. произошло стремительное  перемещение проблем с политической периферии в эпицентр социально-экономических программ и политики. Самым значимым событием стал реформа, получившая название «монетизация льгот». Независимо от оценок её результатов нельзя не признать, что монетизация льгот является крупномасштабным модернизационным проектом. В его основе лежала попытка сокращение ареала распространения льгот и приведение социальных обязательств государства в соответствие с ресурсным обеспечением.

Человечество не сконструировало  идеальную социальную модель. Более того, экономический кризис поставил под сомнение даже те общественные системы, в которых, как казалось, достигнут социальный баланс. Образца достойного полного подражания нет и видимо не будет.

Идеальная социальная модель – это  не конечное состояние, а движущийся и постоянно меняющийся фронтир. Поэтому крайне  трудно обозначить «путь прибытия», если ставить перед собой цель разработки «дорожной карты» на пути к социальной модернизации. Однако необходимо хорошо представлять «путь отправления».

Большинство экспертов надеются, что  текущий экономический кризис изменит  ход событий и положит начало новому модернизационному этапу, в  том числе в социальной сфере. Сегодня развилка в области социальной поддержки населения достаточно ясна – сконцентрироваться на действиях сугубо антикризисного характера (политика в отношении безработных, поддержка доходов различных социальных групп, социальная защита малообеспеченных) или же признать что кризис – время для принятия стратегических решений и реализации тех институциональных реформ, которые либо крайне затруднительны, либо не возможны на этапе эволюции. Разумеется, нельзя допустить, что бы одна проблема заслонила собой другую; в реальной политике придется искать баланс, и совмещать решение обеих задач. Но именно сейчас России необходимо сделать выбор, который поможет сократить на посткризисном этапе разрыв между российской экономикой и экономикой стран-лидеров.

Цель: исследование уровня благосостояния населения современной России и  системы социальной поддержки его отдельных уязвимых групп.

Актуальность - такой выбор не случаен  – для России эта тема относится  к числу наиболее болезненных. Причина  тому – относительно низкий уровень  и качество жизни большинства  россиян, что является не только главной  проблемой на сегодня, но и барьером для будущего развития.

Задачи:

1. изучить понятие, цели и направления социальной политики;

2. разъяснить, чем отличаются уровень  и качество жизни;

3. изучить  механизм защиты населения;

4. разобрать, как определяются  доходы населения, понять проблему неравенства;

5. проанализировать статистические данные разных направлений социальной политики;

6. изучить перспективы развития  социальной политики страны;

7. рассмотреть основные направления  развития (рынок труда, миграция, образование, охрана здоровья, жилищная политика);

8. на основе проведенной работы  сделать выводы.

Объект: социальная политика России.

Предмет: процесс проведения социальной политики и перспективы её развития.

Структура: работа состоит из содержания, введения, глава 1, глава 2, глава 3, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

1.1 Социальная политика: понятие, цели, направления

 

Социальная политика является составной  частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры  общества, а также отдельных личностей  от деструктивных процессов, имеющих  место в обществе на определенных этапах его развития.

 

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических  исследований.

С точки зрения субъектов  социальной политики, выделяют два  ее уровня – общегосударственный и региональный.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу, разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера.

Существуют также различные  виды социальной политики, сориентированные на отрасли социально-культурного  комплекса и различные группы населения.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

Социальная политика включает 3 основных направления:

1) политика занятости населения - предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест с учетом демографической ситуации, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.  

Информация о работе Перераспределение доходов населения и социальная политика государства