Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:18, курсовая работа
Цель: исследование уровня благосостояния населения современной России и системы социальной поддержки его отдельных уязвимых групп.
Задачи:
1. изучить понятие, цели и направления социальной политики;
2. разъяснить, чем отличаются уровень и качество жизни;
3. изучить механизм защиты населения;
Введение………………………………………………………….…… …….4
Глава 1
1.1 Социальная политика: понятие, цели, направления…….……....8
1.2 Уровень и качество жизни……………………….………………11
1.3 Механизм защиты населения……………..……………………...13
1.4 Доходы населения. Проблема неравенства………………..……15
1.5 Социальные гарантии………………………………………..…...19
Глава 2
Анализ статистических данных уровня жизни, дифференциации доходов, социальных расходов жителей страны
2.1 Дифференциация доходов………………………………………...22
2.2 Уровень жизни, МРОТ, располагаемые денежные доходы…….24
Глава 3 Перспективы развития
3.1 Новая модель роста – новая социальная политика……..……….27
3.2 Рынок труда………………………………………………………..31
3.3 Миграция…………………………………………………………..32
3.4 Профессиональное образование…………………………………32
3.5 Новая школа……………………………………………………….34
3.6 Социальные неравенства…………………………………………35
3.7 Политика охраны здоровья……………………………………….37
3.8 Государственная жилищная политика…………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..51
Рост уровня жизни создаст возможности,
увеличить материальную базу для
улучшения качества жизни. Последнее
не ограничивается уровнем потреблением
товаров и услуг, а выступает
обобщающей характеристикой социально-
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства - восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния - увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80 %.
Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение располагаемых денежных доходов, а следственно уровня жизни. За два последних года современных реформ примерно у 45 % уровень жизни упал, у 25 - 30 % - изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 - 5 % россиян этот рост оказался очень значительным. Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов.
Глава 3 Перспективы развития
3.1 Новая модель роста – новая социальная политика
Кризис 2008-2009 годов со всей определенностью продемонстрировал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития.
В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Вместе с тем, и цели социально-экономического развития, и его условия выглядят совсем иначе, чем они выглядели после предыдущего кризиса 1998 г.
Тогда перед страной стояла задача: в экономическом плане – выхода из трансформационного спада, а в социальном – преодоления бедности, которой было охвачено более трети населения страны. Теперь задача в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества. Именно поэтому перспективы развития это – новая модель экономического роста и новая социальная политика.
Очевидно, что второе – новая социальная политика – невозможно без первого, экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы – не менее 5% в год, заметно превышающие темпы роста развитых стран.
Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание.
Стратегия «Новая модель роста – Новая социальная политика» предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка – факторов конкурентоспособности, задействованных в прежней модели экономического роста, – это еще и относительно высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал. Такой маневр подразумевает, с одной стороны, несколько иную систему экономических стимулов, изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику длинных денег, рост деловой активности и частных инвестиций, изменения в структуре расходов бюджета), а с другой – обновление социальной политики.
Наряду с безусловной
С экономической точки зрения – это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. С культурной точки зрения – это люди с высшим образованием, относящиеся к креативному классу (по меньшей мере, потенциально). Она призвана создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам.
Такой подход не означает отказа от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной стабильности, но позволяет сбалансировать это направление усилиями, связанными с целями развития.
Все это диктует необходимость новой модели роста, формирующей «экономику предложения». Прежде всего, должны быть уточнены приоритеты и цели в сфере макроэкономики и государственных финансов. Последовательная ориентация на снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков.
Второй краеугольный камень новой модели роста - целенаправленные усилия по снятию институциональных барьеров для экономического роста. В условиях быстрого изменения технологий государство в экономике должно заниматься не выбором «фаворитных» отраслей и компаний, не поддержкой их ускоренного роста, а улучшением делового климата, повышением инвестиционной привлекательности страны, развитием конкурентной среды, выработкой и поддержанием правил игры для рынков. Этот подход не исключает создание государственных институтов развития. Однако их деятельность должна быть вписана в работу конкурентных рынков, а не подминать их под себя; содействовать рыночному перераспределению ресурсов, а не предлагать альтернативы такому распределению.
Переход от экономики спроса к экономике предложения невозможен без роста деловой активности и внутренней конкуренции, способных повысить эластичность предложения на внутреннем рынке. Только в этом случае будет достигнут успех в снижении инфляции и механизм кредитных ставок заработает на стимулирование экономического роста. Наконец, только высокий уровень конкуренции может создать реальный спрос на инновации, стимулировать трансформацию экономики в инновационную.
Новая модель роста предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику – экономику завтрашнего дня. В ее основе сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн, «экономика впечатлений» и т.д. И в развитых, и в развивающихся странах возникает креативный класс - люди творческого труда, создающие инновации уже в ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI века. Как показывает новейшая экономическая история, порождение инноваций креативным классом происходит относительно независимо от институциональной среды, в рамках организаций и сетей самого разного типа. Это требует качественно иного подхода ко всем отраслям, связанными с развитием человеческого капитала.
Ключевой особенностью новой социальной политики является опора на самодеятельность профессиональных сообществ. Сообщества профессионалов творческого труда – инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов, - выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства в самых разных отраслях экономики. Содействие формированию профессиональных сообществ, передача им значительной части контрольно-надзорных полномочий и оценки качества, их активное участие в выработке и оценке политики – важная задача Правительства Российской Федерации в наступившем десятилетии.
Необходимый вклад государства в формирование класса креативных профессионалов – конкурентоспособная оплата труда в бюджетном секторе. Надо довести до конца движение к «эффективному контракту», начавшееся в 2004-2010 гг. с государственных служащих и распространившееся в 2011 г. на школьных учителей. Задача 2012-2016 гг. – эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры.
Для России это означает коренную реформу образования, здравоохранения, системы социальной помощи, пенсионной системы. Разумеется, при этом недопустимо пренебрежение нуждами тех, кому по объективным причинам требуется забота общества. В этой области также необходимы и возможны кардинальные сдвиги на основе более целенаправленного и рационального использования средств, сочетания государственных гарантий с частной инициативой и благотворительной деятельностью.
3.2 Рынок труда
Основные выводы и рекомендации
Основные макроэкономические показатели рынка труда (уровень занятости уровень безработицы) находятся на хорошем уровне. Отраслевая структура занятости ухудшается, растет удельный вес неформально занятых, бюджетный сектор остается чрезмерно большим.
Темп создания новых рабочих мест крайне низок. Реаллокация рабочей силы со старых на новые рабочие места идет медленно, хотя мобильность рабочей силы высокая. Трудовые издержки предприятий растут и дестимулируют создание новых рабочих мест.
Трудовое законодательство остается
избыточно жестким, содержит противоречия
с другими разделами
Необходимо перейти от защиты уже
созданных рабочих мест к защите
работников на рынке труда. Нормы
ТК должны стать более простыми,
прозрачными и менее
Целесообразно перевести политику социальной защиты на рынке труда на страховые принципы (страховка от утраты работы вместо пособия, опережающее консультирование работников Службой занятости).
Следует создать Национальную систему квалификаций и профессиональных стандартов, которая заменит ЕТКС.
3.3 Миграция
Основные выводы и рекомендации.
Миграционный приток сыграл в последние 20 лет огромную позитивную роль в социально-экономическом развитии России. Однако в последние годы Россия теряет миграционную привлекательность, в обществе растут антимигрантские настроения.
Необходимо отказаться от рассмотрения всех мигрантов как «временных» и расширить возможности для переселения в РФ, рассматривая в качестве основной долгосрочную и постоянную миграцию. Следует выстроить систему миграционных статусов с акцентом на статус резидента, ввести специальный статус для долгосрочных временных мигрантов.
Масштабная инокультурная
3.4 Профессиональное образование
Основные проблемы и предлагаемые решения.
Проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь «навеса» высшего образования невысокого качества (85% возрастной когорты 15-25-летних). Предлагаемые меры по ее решению.
Отказ от устаревшего механизма государственного задания в бакалавриате/специалитете; вузы финансируются по принципу «деньги следуют за студентом» в пределах лицензионных ограничений, при этом право на бюджетное финансирование получают студенты, сдавшие ЕГЭ по профильному предмету на «хорошо» и «отлично» (больше 50 и больше 70 из 100).
Формирование независимого от системы образования института профессиональных экзаменов на основе государственно-общественных объединений.
Стимулирование перехода студентов 2-3 курсов на программы прикладного бакалавриата (3-летние программы, сохраняющие статус высшего образования).
Проблема недостаточного масштаба и качества подготовки квалифицированных работников – «исполнителей» и низкой престижности соответствующих программ:
создание программ прикладного бакалавриата в большинстве массовых вузов (до 50% всего состава студентов).
бюджетная поддержка получения квалификаций в независимых учебных центрах и учебных центрах фирм-поставщиков технологий;
программа обучения прикладным квалификациям для трудовых мигрантов.
Проблема низкой инновационной активности вузов, недостаточного «производства инноваторов»:
расширение состава НИУ за счет вузов транспорта, аграрных и медицинских;
финансирование программ фундаментальных и прикладных исследований как части программ развития НИУ, МГУ и СПбГУ (до 35% их бюджетного финансирования к 2020 г.)
Проблема доступности
повышение социальных стипендий до уровня прожиточного минимума по региону (для 30% студентов);
развитие образовательного кредитования (до 30% от платных студентов к 2020 г.)
Информация о работе Перераспределение доходов населения и социальная политика государства