Перераспределение доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование уровня благосостояния населения современной России и системы социальной поддержки его отдельных уязвимых групп.
Задачи:
1. изучить понятие, цели и направления социальной политики;
2. разъяснить, чем отличаются уровень и качество жизни;
3. изучить механизм защиты населения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…… …….4
Глава 1
1.1 Социальная политика: понятие, цели, направления…….……....8
1.2 Уровень и качество жизни……………………….………………11
1.3 Механизм защиты населения……………..……………………...13
1.4 Доходы населения. Проблема неравенства………………..……15
1.5 Социальные гарантии………………………………………..…...19
Глава 2
Анализ статистических данных уровня жизни, дифференциации доходов, социальных расходов жителей страны
2.1 Дифференциация доходов………………………………………...22
2.2 Уровень жизни, МРОТ, располагаемые денежные доходы…….24
Глава 3 Перспективы развития
3.1 Новая модель роста – новая социальная политика……..……….27
3.2 Рынок труда………………………………………………………..31
3.3 Миграция…………………………………………………………..32
3.4 Профессиональное образование…………………………………32
3.5 Новая школа……………………………………………………….34
3.6 Социальные неравенства…………………………………………35
3.7 Политика охраны здоровья……………………………………….37
3.8 Государственная жилищная политика…………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными линями в течение определенного периода.

Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (с поправкой на изменение цен).

Следует учитывать, что на практике существует дифференциация общества по доходам.

Для определения степени неравенства используется кривая Лоренца (прил. А), которая отражает неравномерность распределения дохода общества между различными группами населения.

Чем больше отклоняется кривая Лоренца  от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Таким образом, абсолютное неравенство означало бы, что и 20%, и 40%, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, а  последний человек присваивает 100 % всего дохода.

Ни одна экономика сама по себе не может решить проблему неравномерного распределения доходов. Эту функцию берет на себя, прежде всего, государство.

К способам перераспределения доходов  государством относятся:

1) проведение соответствующей фискальной  политики, т.е. дифференцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов. В результате государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, реализовывать государственные программы социальной защиты;

2) установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы, субсидирование отдельных производств и отраслей.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших  слоев населения через систему  денежных и натуральных пособий.

Кроме того, на распределение доходов  оказывают большое влияние структурные  особенности экономики: состояние  отраслей, рыночная ситуация, степень  монополизма, развитость международных  отношений, а также структура  экспорта и импорта.

Территориальная дифференциация денежных доходов интерпретируется как процесс и как результат формирования различий между отдельными территориями страны - крупными экономическими районами, регионами - субъектами РФ, городским и сельским поселением. Многоаспектные и структурно разнообразные территориальные различия в своей совокупности определяют состояние региональной среды. Управление ими на федеральном, региональном, местном уровнях позволит быстрее преодолеть чрезмерное отставание отдельных регионов РФ по уровню и качеству жизни населения.

Исследование доходов населения  осуществляют на основе микро - и макроэкономических подходов, различая при этом доходы домохозяйства и доходы населения.

 

1.5 Социальные гарантии

 

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

    • необходимый и достаточный объем;
    • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
    • адресность;
    • учет территориальных особенностей;
    • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения  социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Социальные гарантии в отношении  нетрудоспособного населения должны создавать условия для его  потребления, учитывая особенности  каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют  различные функции:

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

После того как мы рассмотрели теоретические  аспекты социальной политики и доходов населения нашей страны, проведем небольшой анализ статистических данных при распределении государственных субсидий и доходов населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

Анализ статистических данных уровня жизни, дифференциации доходов, социальных расходов жителей страны

 

2.1 Дифференциация  доходов

Разрыв в доходах между богатыми и бедными в России снижается  третий год подряд, следует из данных Росстата. По итогам 2011 года разница  между доходами 10% самых богатых  и 10% самых бедных россиян составила 16,3 раза против 16,5 раза в 2010 году, в 2009 году - 16,7 раза (прил. А). Значимым снижение дифференциации доходов не является, тем более что она происходит на фоне статистического роста бедности. Напомним, что предкризисные годы прошли под негласным лозунгом «экономический рост в пользу богатых» - разрыв между богатыми и бедными стабильно увеличивался. Согласно данным Росстата, с 2003 года «коэффициент фондов» вырос с 14,5 раза до 16,8 раза в 2007-2008 годах.

Впрочем, тенденция снижения незначительна, а уменьшающаяся дифференциация объясняется, прежде всего, действиями властей по увеличению расходов на социальные выплаты: из-за роста пенсий и социальных пособий низкообеспеченные граждане выходили из бедной группы. Одновременно разбивка Росстата объема денежных доходов на пять групп (от 20% высокообеспеченных до 20% низкообеспеченных) показывает, что снижение происходило за счет снижения доли в объеме доходов высокодоходной группы (с 47,7% в 2010 году до 47,5% в 2011 году) (прил. Б).

Даже при снижении дифференциации доходов сама по себе бедность растет. Если в 2010 году 12,6% населения жили за чертой бедности (на доходы ниже величины прожиточного минимума), то по итогам 2011 года уровень бедности увеличился до 13% от всего населения (прил.В). Снижение на 0,2% - эта статистическая погрешность, коэффициент - очень стабильный показатель, данные в нем практически «законсервировались». «Дифференциация по-прежнему очень высока, а реально она еще выше», - уверена директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева. «Коэффициент фондов», по ее мнению, по своей природе вообще не может реально измерить дифференциацию доходов - он рассчитывается по данным обследования домохозяйств, куда сверхбогатые вообще не попадают, она указывает также на отсутствие его существенных изменений в течение кризиса 2009-2011 годов. (прил. Г).

В течение 2000-2008 гг. социальные расходы составляли 8-9% ВВП, а в 2010 г. по сравнению с 2008 г. они выросли на 4,4% ВВП. В результате в 2010 г. доля социальных трансфертов в структуре доходов населения достигла исторического максимума – 18%, чего не было даже в 1985 г. (16,4%). Если не принимать во внимание скрытую от налогообложения заработную плату, то доля трансфертов составит 23,4%, что свидетельствует о неустойчивости системы социальных выплат. При этом субъективное восприятие населением справедливости сложившейся ситуации ухудшается. Стоит отметить, что дефицит денежных доходов домашних хозяйств составляет менее 1% ВВП, то есть если бы прирост расходов на социальную политику был бы направлен исключительно на помощь беднейшим слоям населения, абсолютную бедность можно было бы ликвидировать 4 раза.

Основной причиной того, что рост расходов на социальную политику не приводит к симметричному сокращению абсолютной бедности, является выделение ресурсов на основе принадлежности граждан к определенной категории (поддержка статусных групп), а не на основе определения нуждаемости. В настоящее время на практике абсолютно доминирует категориальный подход к оказанию социальной помощи. Проведенная в 2005 г. монетизация льгот сохранила категориальных льготников как главный контингент получателей денежных выплат и льгот. Но льготополучатели сконцентрированы преимущественно в среднедоходных группах населения. Основными бенефициарами мер социальной поддержки стали пенсионеры, тогда как наибольшая концентрация бедных приходится на семьи с детьми (прил. Д ).

Программы социальной помощи, в которых  присутствует некоторая проверка на нуждаемость, составляют менее 5% от общего объема расходов на выплату пособий и социальную помощь. Даже по трем ключевым «адресным» социальным пособиям (жилищная субсидия, ежемесячное пособие на ребенка, регулярная и разовая помощь малообеспеченным (с низкими доходами) семьям и гражданам) не удается обеспечить адекватную помощь малоимущим слоям населения:

доля бедных среди получателей  отдельных видов адресных пособий  колеблется от 36% (жилищные субсидии) до 45% (ежемесячное пособие на ребенка);

примерно  половина бедных вообще не имеет доступа  к адресным программам социальной поддержки;

 вклад  адресных пособий в доходы  их получателей невысок – 9,5%.

 

2.2 Уровень жизни, МРОТ, располагаемые  денежные доходы

 

Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 2011 года МРОТ равен 4611 рублей. (прил. Е)

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая  характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей (прил. Ж).

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в сравнении 2010 года и 2011 года уменьшился на 4,3%(прил. З).

  Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Информация о работе Перераспределение доходов населения и социальная политика государства