Перераспределение доходов населения и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование уровня благосостояния населения современной России и системы социальной поддержки его отдельных уязвимых групп.
Задачи:
1. изучить понятие, цели и направления социальной политики;
2. разъяснить, чем отличаются уровень и качество жизни;
3. изучить механизм защиты населения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…… …….4
Глава 1
1.1 Социальная политика: понятие, цели, направления…….……....8
1.2 Уровень и качество жизни……………………….………………11
1.3 Механизм защиты населения……………..……………………...13
1.4 Доходы населения. Проблема неравенства………………..……15
1.5 Социальные гарантии………………………………………..…...19
Глава 2
Анализ статистических данных уровня жизни, дифференциации доходов, социальных расходов жителей страны
2.1 Дифференциация доходов………………………………………...22
2.2 Уровень жизни, МРОТ, располагаемые денежные доходы…….24
Глава 3 Перспективы развития
3.1 Новая модель роста – новая социальная политика……..……….27
3.2 Рынок труда………………………………………………………..31
3.3 Миграция…………………………………………………………..32
3.4 Профессиональное образование…………………………………32
3.5 Новая школа……………………………………………………….34
3.6 Социальные неравенства…………………………………………35
3.7 Политика охраны здоровья……………………………………….37
3.8 Государственная жилищная политика…………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

2) обеспечение социальной защиты - связано с поддержкой беднейших слоев населения, формированием системы социальной защиты отдельных групп граждан.

3) регулирование доходов - определяется тем, что государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств,  в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Реализация перечисленных направлений социальной политики способствует уменьшению дифференциации в удовлетворении потребностей населения и уровне расходов, создает условия для достижения такого уровня благосостояния, при котором каждый человек может реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Решение этой задачи предполагает поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов  для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

 

 

1.2 Уровень и качество жизни

 

Результативность социальной политики определяется уровнем и качеством  жизни.

Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей членов общества. Уровень жизни определяется:

  • объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг;
  • общим объемом потребляемых благ и услуг;
  • реальными доходами, размерами оплаты труда;
  • объемом накопленного имущества и денежные сбережений;
  • объемом потребления основных продуктов питания.

Уровень жизни также характеризуют  такие показатели как:

  • прожиточный минимум – размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей;
  • минимальный потребительский бюджет – обеспечивает не только поддержание физического состояния человека, но и более полный набор материальных и духовных потребностей (питание, одежда, обувь, предметы гигиены и прочие расходы).

Основная функция рационального  потребительского бюджета состоит в том, что он является как бы ориентиром развития социальной сферы общества. Поэтому в зависимости от состояния экономики, накопленных в обществе ресурсов имеют место совершенно разные ориентиры в развитии социальной сферы различных стран.

Рациональный бюджет отражает не сегодняшний, а перспективный уровень удовлетворения общественных потребностей.

Обычно потребительские  бюджеты разрабатываются для  разных социально-демографических  групп населения, наиболее распространенных в стране.

Бюджеты рассчитываются для различных социально-демографических групп населения.

Натурально-вещественная структура потребительских бюджетов формируется на основе системы потребительских  корзин.

Потребительская корзина – это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека. Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы:

- предметы разового  потребления, срок использования  которых ограничивается одним  годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.);

- предметы длительного  пользования, потребляемые в течение  ряда лет (товары культурно-бытового  назначения, мебель и т.п.);

- услуги, производство  и потребление которых происходит  одномоментно (потребление тепла,  электроэнергии и т.п.).

Качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Интересы – реальные причины социальных действий людей; они объективно и субъективно обусловлены привлекательностью тех или иных процессов, явлений, действий, предметов, отношений между людьми, их значительностью для удовлетворения потребностей людей. Общественные интересы – это общие интересы всего или большинства населения, закрепленные законодательством и одобренные большинством населения и их полномочными представителями.

Термин «качество жизни» появился в середине 1950-х годов  в связи с тем, что категория  «уровень жизни» не отражала всесторонне  благосостояние населения. Качество жизни  объединяет многие из аспектов уровня жизни, включает их в себя в качественной определенности. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

Качество жизни определяется такими показателями как:

  • условия и безопасность труда;
  • наличие свободного времени;
  • состояние экологии;
  • здоровье и физическое развитие населения.

 

1.3 Механизм  защиты населения

 

Система социальной защиты населения  является основным инструментом минимизации негативных социальных последствий рыночных отношений. Она должна обеспечивать уровень жизни не ниже социального норматива.

Под системой социальной защиты населения (СЗН) в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

 Меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки и использования многоуровневой системы социальной защиты, комплексного развития ее форм. 

Механизм социальной защиты охватывает:

  1. всех членов общества. 

Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения  предполагает предоставление условий  для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

  1. отдельные социальные группы.

Государством принимаются специальные  меры защиты для малообеспеченных слоев  населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ, связанных с выплатой адресной помощи многодетным семьям, льготными денежными выплатами, а также выплатами пособий по инвалидности, при временной потере работы; бесплатные социальные услуги.                 

Меры социальной защиты населения, как правило, финансируются государством. Однако в настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переходу к платности ряда социальных услуг осуществляется как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств предприятий.

Наиболее  важными мерами социальной политики являются:

• создание адресной системы социальной защиты;

• упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий и организаций путем включения в тарифные ставки и должностные оклады;

• введение налоговых, кредитных льгот для предприятий за создание дополнительных рабочих мест, прием на работу многодетных женщин, инвалидов, пенсионеров, молодежи;

• уточнение стоимости “потребительской корзины” с учетом динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики;

• регулярный пересмотр минимальной  заработной платы в народном хозяйстве в связи с ростом цен;

• развитие страховой медицины; создание республиканской организации труда по типу МОТ.

 

 

 

1.4 Доходы населения. Проблема неравенства

 

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование  доходов. В основе этого процесса лежат распределительные отношения людей по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте.

Различия в уровне доходов на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной  чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Дифференциация доходов свидетельствует о степени различий долей каждого члена общества в общественных доходах. Отношения дифференциации выражают неизбежные социальные различия по группам и категориям населения в зависимости от роли каждой из них в общественном производстве, присвоении его результатов, характера трудовой деятельности, особенностей образа жизни, интересов и др.

Дифференциация доходов присуща любой экономике, но чрезмерный ее уровень не допустим, поэтому важно знать, как формируется неравенство, какие факторы, причины в какой мере воздействуют на различия в величине денежных доходов. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

В России высокая степень дифференциации сложилась в условиях сравнительно низкого среднедушевого дохода и поэтому повлекла за собой увеличения числа бедных жителей страны. Напряжение в обществе, как показывает практика, вызывает не дифференциация доходов, а их низкий уровень.

Причинами неравенства доходов являются:

1. Наследственные причины, например  обеспеченность ресурсами, способностями  и наличие одаренности;

2. Человеческий капитал в виде  профессиональных качеств, наличие опыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности;

3. трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде;

4. наличие или отсутствие рыночной дискриминации;

5. везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемые экономическим субъектом и определяющие результат его деятельности;

6. разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

7. разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

8. разный объем принадлежащих  людям факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).

Усиление  дифференциации может происходить в двух формах:

во-первых, в форме поляризации, когда бедные беднеют, а богатые богатеют;

во-вторых, в форме однополюсной динамики, когда или бедные беднеют, или богатые богатеют при сохранении относительно стабильного положения на шкале доходов на шкале остальных доходных групп.

Основными направлениями социальной политики государства в русле  уменьшения дифференциации доходов  являются: перераспределение, регулирование  и индексация доходов; поддержка  беднейших слоев населения.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается  в том, что государство непосредственно  вмешивается в первичное распределение  денежных доходов, устанавливая либо гарантированный  минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных и произведенных домашним хозяйством за определенный период.

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Денежные доходы включают все поступления денег, натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами.

Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей  его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.

Для изучения уровня жизни, процессов  дифференциации доходов по группам  населения и динамики сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Информация о работе Перераспределение доходов населения и социальная политика государства