Планирование производства продукции на перерабатывающем предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ прогнозной и плановой деятельности на перерабатывающем предприятии.
В соответствии с целью были поставлены логически взаимосвязанные задачи, последовательно раскрывающие тему данной работы:
1. проанализировать теоретические и методические подходы к планированию объема производства продукции в условиях рыночной экономики;

2. выявить сущность и принципы внутрифирменного планирования;
3. изучить сведения о системе планирования на предприятии;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы планирования на предприятиях перерабатывающей отрасли 6
1.1 Сущность и основные принципы внутрифирменного планирования 6
1.2 Методы прогнозной и плановой работы на предприятии 13
1.3 Система планирования на предприятии 17
2 Анализ прогнозной и плановой работы на предприятии 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ прогнозной и плановой работы 30
2.3 Оценка экономической эффективности планирования производства продукции отрасли 35
3 Совершенствование прогнозирования и планирования производства продукции 37
3.1 Предложения по совершенствованию планирования 37
3.2 Экономическая эффективность предпринимаемых мероприятий 39
Выводы и предложения 43
Список литературных источников

Файлы: 1 файл

планирование.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГУ ВПО

«Вологодская  государственная молочнохозяйственная академия

им. Н. В. Верещагина

Экономический факультет

Специальность: Экономика  и управление на предприятии  АПК

Очное отделение 

Кафедра организации производства

и предпринимательства 
 

Курсовая  работа

на тему: «Планирование производства продукции на перерабатывающем предприятии» 
 
 
 

Выполнил

студент 4 курса        Корнилова Н. А. 
 
 

Руководитель

                                                            Пластинина О. А. 

Вологда-Молочное

2010

 

Содержание

  Введение 3
1 Теоретические основы планирования на предприятиях перерабатывающей отрасли 6
1.1 Сущность и  основные принципы внутрифирменного планирования 6
1.2 Методы прогнозной и плановой работы на предприятии 13
1.3 Система планирования на предприятии 17
2 Анализ прогнозной и плановой работы на предприятии 21
2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 21
2.2 Анализ прогнозной и плановой работы 30
2.3 Оценка экономической  эффективности планирования производства продукции отрасли 35
3 Совершенствование прогнозирования и планирования производства продукции 37
3.1 Предложения по совершенствованию планирования 37
3.2 Экономическая эффективность предпринимаемых  мероприятий 39
  Выводы и  предложения 43
  Список литературных источников 46
  Приложения 47

 

 

Введение

      Развитие  перерабатывающей промышленности происходит в условиях резко изменившейся внешней  среды: ослабления государственного регулирования, конкуренции с зарубежными производителями, нарушения хозяйственных связей, неустойчивости финансового положения предприятий. Отказ от ведомственного подчинения и повышение хозяйственной самостоятельности предприятий привели к перенесению рисков с вышестоящих уровней управления при централизованной экономике на хозяйствующие субъекты. В условиях динамизма внешней среды и высокой степени неопределенности стало фактически невозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую ситуацию. Тяжелое состояние перерабатывающих предприятий, особенно в регионах, осложняется необходимостью конкуренции с импортной продукцией, дешевизна которой обусловлена сильной государственной поддержкой экспорта продовольствия зарубежными странами. Негативные изменения в сельскохозяйственном производстве, вызвавшие сокращение сырьевой базы отечественной перерабатывающей промышленности, неналаженность каналов продвижения готовой продукции, низкая емкость региональных рынков в совокупности создают внешнюю среду функционирования перерабатывающих предприятий. Важнейшим внутренним неблагоприятным фактором является несовершенство внутрифирменного планирования. Планирование объема производства и реализации продукции - важнейшая задача внутрифирменного управления. Недооценка роли внутрифирменного планирования в деятельности отечественных предприятий привела к резкому снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, разбалансированности производственного потенциала и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.

      Оптимизация товарного ассортимента и планирование объемов производства и реализации продукции является реальным средством достижения стратегических целей и обеспечения конкурентоспособности

 

промышленного предприятия. Решения, принимаемые  в ходе планирования объема производства и реализации продукции, свидетельствуют о ключевой роли этой стадии планирования в процессе повышения конкурентоспособности предприятия. Планирование объема производства непосредственно влияет на финансово-экономические показатели работы предприятия. Производственно-технологический уровень производства также во многом зависит от того, какой ассортимент выпускается предприятием.

      В настоящее время большое внимание проблемам управления и внутрифирменного планирования, возникшим вследствие значительных изменений условий  хозяйственной деятельности предприятий уделяется такими авторами как М.М. Алексеева, О.И. Волков, И.Н. Герчикова, В.А. Горемыкин, П.С. Завьялов, А.И. Ильин, Г.Б. Клейнер, В.Д. Маркова, Т.Д. Маслова, И.Е. Мизиковский, В.А. Попов, Б.А. Соловьев, В.Л. Тамбовцев, В.В. Фидаров, Ф.И. Шамхалов и др.

      Зарубежные  системы внутрифирменного планирования, сформированные в течение длительного  периода функционирования предприятий  в условиях рыночной экономики, исследовались  в трудах Р. Акоффа, И. Ансофа, Е. Дихтля, П. Друкера, Б. Карлофа, У. Кинга, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена, М. Портера, А. Стрикленда, А. Томпсона, Д. Хана, X. Хершгена, В. Хойера и др. Однако возможности использования данного опыта в настоящее время весьма ограничены ввиду необходимости корректировки предлагаемых методических подходов с учетом особенностей российской экономики.

      Целью курсовой работы является анализ прогнозной и плановой деятельности на перерабатывающем предприятии.

      В соответствии с целью были поставлены логически взаимосвязанные задачи, последовательно раскрывающие тему данной работы:

      1. проанализировать теоретические и методические подходы к планированию объема производства продукции в условиях рыночной экономики;

 

       2. выявить сущность и принципы внутрифирменного планирования;

      3. изучить сведения о системе  планирования на предприятии;

      4. провести анализ прогнозной и  плановой работы на перерабатывающем  предприятии, дать оценку эффективности  этой работы, рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы планирования и прогнозирования на предприятии.

      Объектом исследования курсовой работы является предприятие перерабатывающей промышленности ПК «Вологодский Молочный комбинат».

      Предметом исследования являются процессы и механизм планирования и прогнозирования производства продукции на перерабатывающих предприятиях.

      Теоретической и методологической базой для курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления и планирования деятельности предприятия. Методологической основой является системный подход к изучению экономических явлений. В работе применялись также такие приемы исследования как сравнительный анализ, способ группировок, анализ финансовых коэффициентов, портфельный анализ, методы математического программирования и рейтинговой оценки.

 

1. Теоретические основы  планирования на  предприятиях перерабатывающей отрасли

1.1. Сущность и основные  принципы внутрифирменного  планирования

      Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее опциональных путей его достижения. Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекающие на предприятии.

      «Внутрихозяйственное, или внутрифирменное, планирование занимает важнейшее положение в рыночной экономике. Оно позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств.

      Внутрифирменное планирование является важнейшей составной  частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет  находить ответы на фундаментальные  вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:

      1. Какую продукцию, товары или  услуги следует производить на  предприятии?

      2. Сколько продукции или товаров  выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

      3. Как эту продукцию надо производить,  какую технологию применять и  как организовывать производство?

      4. Кто будет потреблять производимую  продукцию, по каким ценам ее  можно продавать?

      5. Как предприятие может приспособиться  к рынку и как оно будет  адаптироваться к внутренним  и внешним изменениям рынка?

      Из  этих фундаментальных вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная  система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства,

 

распределения и потребления товаров и ресурсов. В настоящее время все производители  и предприниматели, исходя из рыночного  спроса на товары, работы и услуги, самостоятельно планируют свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность, определяют перспективы расширения производства продукции и развития предприятия.

      Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

      1. делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

      2. проясняет возникающие проблемы;

      3. стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

      4. улучшает координацию действий в организации;

      5. создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

      6. увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

      7. способствует более рациональному распределению ресурсов;

      8. улучшает контроль в организации.

      Планирование  имеет как преимущества, так и  недостатки. К преимуществам планирования относится:

      а. стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

      б. обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

      в. улучшение координации действий исполнителей;

      г. усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

      д. более рациональное использование ограниченных ресурсов;

      е. возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

 

       Недостатки планирования:

      1) невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

      2) стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;

      3) необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

В процессе внутрифирменного планирования определяются:

  • цели деятельности предприятия и его структурных подразделений различных уровней;
  • будущие значения плановых показателей предприятия и его структурных подразделений;
  • способы достижения поставленных целей;
  • участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей;
  • виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений.

      Система планирования в настоящее время  должна включать три подсистемы: стратегического планирования, тактического планирования и оперативного планирования»1.

«Классификация видов планирования:

По срокам планирования:

  • оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
  • краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
  • среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
  • долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.

Информация о работе Планирование производства продукции на перерабатывающем предприятии