Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.
Введение 2
2.1.Понятие стоимости и ценности 4
2.2.Преимущества и недостатки теории стоимости 7
2.3. Эволюция теории стоимости 11
3.1. Предельная полезность: понятие и функции 18
3.2. Теория предельной полезности 21
4. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность 26
5.1.Определение цены 30
5.2. Классификация и виды цен 32
5.3. Функции цен 40
6.1. Рыночный механизм ценообразования 43
6.2. Воздействие государства на механизм ценообразования в
условиях рыночной экономики 50
Заключение
Список использованных источников
Потребительские предпочтения можно описать, используя концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин
«полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. В экономическом анализе полезность все же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и услуг3.
Каждому набору потребительских товаров можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В этом состоит функция полезности — упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе используется для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.
Теперь нужно сделать следующий шаг — найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя не исключены и пределы нерыночного характера.
Числовые
свойства функции полезности оказалось
удобным использовать при принятии
потребителями решений, имеющих
приростной характер. Примером такого
рода может послужить решение
получать ежемесячно дополнительно
по 1 единице товаров или услуг.
В подобных случаях принято
По мере
роста потребления товара или
услуг процесс потребления дает
все меньше и меньше приращения полезности.
Хотя достаточно очевидно, что с
увеличением (до некоторого предела) количества
вещей данного вида, обладающих полезностью
для потребителя, возрастает их общая,
суммарная полезность, т.е. по мере роста
объема потребляемых благ наблюдается
приращение полезности. В то же время,
отметим еще раз, увеличение суммарной
полезности с ростом количества благ
подчинено определенной закономерности,
проявляющейся в уменьшении, затухании
общего эффекта по мере насыщения
потребления благами и
Согласно
закону убывающей предельной полезности
каждая последующая единица
Практическое
значение закона убывающей предельной
полезности состоит прежде всего
в том, что он позволяет предсказать
поведение покупателей при
Понятие потребительской полезности товара является основой при конструировании так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает зависимость совокупной потребительской полезности набора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение некоторого периода времени. Это функция многих переменных.
Говоря о возникновении теории предельной полезности, известный английский экономист Марк Блауг отмечает, что выдвинутые объяснения о происхождении теории предельной полезности «распадаются на четыре категории: 1) автономное интеллектуальное развитие в рамках экономической теории; 2) плод философских течений; 3) результат определенных институциональных изменений в экономике; 4) протест против социализма, в особенности марксизма». При этом из названных объяснений наиболее правдоподобным он считает первое, которое «указывает на банкротство и распад классической экономической теории в 50—60-е годы ХIХ в., на фактический отказ от трудовой теории ценности в “принципах” Милля» 4.
Возникновение
теории предельной полезности в первую
очередь связывают с кризисом
трудовой теории стоимости. И действительно,
именно изменения в экономических
отношениях развивающегося капитализма
стали первопричиной подрыва
классического товарного
Нужно сказать, что теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю.
Более отчетливую формулировку теория полезности получила в работах экономистов XVIII в. Э.Б.де Кондильяка (1715—1780) и Ф.Галиани (1728—1789). Этих же взглядов придерживался Жан-Батист Сэй (1767—1832).
Представители теории предельной полезности: родоначальник теории «предельной полезности», немецкий экономист Г.Гессен; австрийская школа — К.Менгер, ФВизер, Е.Бем-Баверк; экономико-математическое направление — англичанин У.Джевонс, швейцарский экономист Л.Вальрас.
Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А.Смит, Д.Рикардо, Д.Р. Мак-Куллох и др., сводившие стоимость к издержкам.
«Звездный
час» идеи, идущей еще от Аристотеля,
что меновая стоимость и цена
товара определяется интенсивностью желаний
вступающих в обмен лиц которой,
относится к периоду 70-80-х годов
XIX в. Этот период вошел в историю
экономической мысли под
Термин «маржиналисткая революция» используется, когда говорят о независимом открытии в 70-х годах девятнадцатого века К.Менгером (австрийцем), С.Джевонсом (англичанином) и Л.Вальрасом (швейцарцем) принципа снижающейся предельной полезности. Суть этого принципа или закона всем вам хорошо известна: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (именно ее называют предельной полезностью, а сам термин закрепился и остался в науке навсегда благодаря Ф.Визеру) меньше полезности предыдущей единицы товара.
Представители
«австрийской школы» не только ввели
в экономическую науку понятие
субъективной полезности (ценности), но
и выдвинули ее в качестве основы
ценообразования. Чтобы лучше понять
логику их рассуждений, следует уточнить
разницу между объективной и
субъективной полезностью. Первая представляет
собой принципиальную способность
служить для человеческого
Конкретная
потребность более важного вида
блага может оказаться стоящей
ниже отдельных конкретных потребностей
менее важного вида. Уменьшение же
ценности благ по мере увеличения их количества
представители австрийской
При этом
ценность (цена) вещи измеряется величиной
предельной полезности данной вещи, полезностью
последней единицы запаса блага,
удовлетворяющей наименее важную потребность.
Для иллюстрации уместно
Таким образом, ценность зависит от степени полезности и степени редкости. Первая определяет высший пункт, до которого предельная полезность может подняться в крайнем случае; вторая — до какого именно пункта предельная полезность действительно поднимается в конкретном случае. Другими словами, высота предельной полезности определяется двумя факторами: субъективными (потребности) и объективными (количеством благ), которое в рамках рассуждений австрийской школы остается раз и навсегда данным.
Мы выяснили,
что предельной полезностью называют
дополнительную полезность, полученную
от потребления каждой последующей
единицы продукции. В сильную
жару первый стакан газированной воды
будет обладать очень высокой
полезностью, второй – меньшей, а
пятый может оказаться
Как может быть использован закон убывающей предельной полезности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 руб. Предположим также, что имеется всего два товара: А и Б, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара А и Б мы купим? Иными словами, как мы распределим наш бюджет на покупку этих товаров исходя из их полезности?
Оценим предельную полезность товаров А и Б в баллах исходя из наших субъективных представлений и поместим данные в соответствующие графы таблицы. Согласно нашей оценке наибольшее удовлетворение нам принесет покупка товара Б. Однако мы учитываем не только предельную полезность, но и цену товара. А цена товара Б в два раза превышает цену товара А. Мы принимаем решение о покупке исходя из полезности на единицу затраченных средств, т.е. на 1 руб. Данные предельной полезности на 1 руб. будут иными, поэтому максимально удовлетворит наши потребности покупка 3 единиц товара А и 2 единиц товара Б.
Любая другая комбинация количеств товаров А и Б при существующих ценах и определенном размере имеющихся в наличии средств (350 руб.) даст меньшую суммарную полезность для покупателя (см. табл. 1.).
Таблица 1. Комбинации количеств товаров А и Б
Количество, ед. |
Товар А (цена 50 руб.) |
Товар Б (цена 100 руб.) | ||
предельная полезность |
предельная полезность на 1 руб. |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 руб. | |
1 |
5 |
0,1 |
9 |
0,09 |
2 |
4 |
0,08 |
6 |
0,06 |
3 |
3 |
0,06 |
5 |
0,05 |
4 |
2 |
0,04 |
3 |
0,03 |
5 |
1 |
0,02 |
1 |
0,01 |
Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через MU, получим равенство:
Что произойдет, если цена товара Б снизится в 2 раза? Тогда на те же 350 руб. мы купим 3 единицы товара А и 4 единицы товара Б. Таким образом, при снижении цены количество купленных товаров будет возрастать.
Закон стоимости
предполагает формирование у каждого
отдельного товаропроизводителя