Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.
Введение 2
2.1.Понятие стоимости и ценности 4
2.2.Преимущества и недостатки теории стоимости 7
2.3. Эволюция теории стоимости 11
3.1. Предельная полезность: понятие и функции 18
3.2. Теория предельной полезности 21
4. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность 26
5.1.Определение цены 30
5.2. Классификация и виды цен 32
5.3. Функции цен 40
6.1. Рыночный механизм ценообразования 43
6.2. Воздействие государства на механизм ценообразования в
условиях рыночной экономики 50
Заключение
Список использованных источников
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ.
Закон стоимости
есть закон цен, ибо внешней формой
проявления стоимости являются цены.
Стоимость – это содержание рыночных
отношений между участниками
рынка, цена – форма этого содержания.
Закон стоимости и
Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.
Подведем итог.
Сущность закона стоимости состоит
в том, что в товарном производстве
основу пропорций обмениваемых товаров
определяет рыночная стоимость, величину
которой, в свою очередь, предопределяют
общественно необходимые
Функции закона стоимости. Закон стоимости выполняет следующие функции.
Первая
функция — осуществление учета
общественного труда через
Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.
Третья
функция — стимулирующая. Закон
стоимости стимулирует снижение
производственных затрат. Если индивидуальные
затраты труда превышают
Четвертая
функция — распределительная, когда
с помощью цен осуществляется
распределение и
Пятая функция
закона стоимости заключается в
том, что на его основе происходит
дифференциация товаропроизводителей.
Индивидуальные затраты труда у
товаропроизводителей неодинаковы. При
продаже товаров
Таким образом, закон стоимости несёт в себе следующие функции:
Действие
закона стоимости нельзя абсолютизировать,
ибо его роль в рыночной системе
хозяйствования имеет ограниченный
характер. Этот закон достаточно убедительно
объясняет экономические мотивы
поведения товаропроизводителя, продавца.
Но, оставаясь в рамках действия
только этого закона, трудно, а в
ряде случаев невозможно объяснить
экономическое поведение
Определение цены
Общепризнанное определение такой сложной
экономической категории, как цена, отсутствует
и в настоящее время. К наиболее часто
используемым определениям можно отнести
следующие:
- цена определяется издержками производителя
и искусством менеджера;
- цена представляет собой количество
денег, уплачиваемых за данный товар.
Цена — один из важнейших показателей
экономической эффективности коммерческой
деятельности предприятия, поэтому является
фактором его выживания.
С другой стороны, цена —
важнейший критерий принятия потребительских
решений, следовательно, элемент конкурентоспособности
и имиджа фирмы. При этом следует учитывать,
что цена служит определяющим, базовым
мотивом покупки.
Сущность цены как правовой категории четко
закреплена в Гражданском кодексе РФ.
В его первой части выделена специальная
статья, определяющая особенности современной
практики ценообразования (ст. 424). Прежде
всего эта статья утверждает, что исполнение
договора оплачивается по цене, установленной
соглашением сторон. Этим подтверждается
практика применения в России свободных
рыночных цен, т. е. определяемых спросом,
потребностями, покупательной способностью,
конкуренцией и другими экономическими
факторами, а не централизованно утвержденных
государственными органами.
Однако надо помнить, что участие сторон
(продавца и покупателя) в определении
цены ограничено ст. 5 Закона о конкуренции,
которая запрещает хозяйствующим субъектам,
занимающим доминирующее положение на
товарном рынке, использовать монопольно
высокие и монопольно низкие цены. Применение
таких цен рассматривается как запрещенная
монополистическая деятельность. Статья
6 Закона о конкуренции запрещает соглашения
сторон (согласованные действия) о ценах
между хозяйствующими субъектами, чья
совокупная доля на рынке определенных
товаров превышает 35%.
Разновидностью цен признаны
тарифы, расценки, ставки и т. п. Таким образом,
можно утверждать, что ценообразование
распространяется: 1)на банковские операции
(процентные ставки за пользование кредитом,
за отдельные банковские операции); 2) на
трудовые отношения (расценки, ставки
за выполняемые работы, технологические
операции).
Классификация цен по различным признакам отражает их подразделение на отдельные виды.
- Виды цен в зависимости от сфер торговли: на цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово - сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
Обычно по оптовым ценам предприятия - производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально - вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
- По степени и способу
Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.
Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.
Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определенный урон наносится и производителям - по низким ценам не выгодно продавать свою продукцию, и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.