Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.
Введение 2
2.1.Понятие стоимости и ценности 4
2.2.Преимущества и недостатки теории стоимости 7
2.3. Эволюция теории стоимости 11
3.1. Предельная полезность: понятие и функции 18
3.2. Теория предельной полезности 21
4. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность 26
5.1.Определение цены 30
5.2. Классификация и виды цен 32
5.3. Функции цен 40
6.1. Рыночный механизм ценообразования 43
6.2. Воздействие государства на механизм ценообразования в
условиях рыночной экономики 50
Заключение
Список использованных источников
Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Тем самым, если, к примеру, себестоимость единицы товара составила для продавца 1000 рублей, он не имеет права продавать ого по цене выше 1500 рублей. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.
Отметим, что жесткое воздействие
государственных органов на цены
посредством регулирования
Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.
В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий рост цен в процентах. Показатель уровня инфляции равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.
В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.
В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.
Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.
В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.
Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.
В ходе осуществления планово - управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес - планы, планы фирм, индикативные государственные планы - прогнозы.
Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Наличие различных цен на однотипные
товары в разных странах приводит
к необходимости использования
Мировые цены представляют собой либо
реально действующие на всемирном
рынке цены на товары данной группы,
либо цены, признанные на определенный
период со стороны организаций, ведающих
международной торговлей, либо средние
значения цен на одни и те же товары,
установившихся в разных странах
и регионах. Мировые цены исчисляются
обычно в свободно конвертируемых валютах.
По мере становления рыночных отношений
в России цены на российских рынках
приобрели тенденцию
Функции цен
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются
в двойной роли, которую играет цена на
рынке. Она выступает как:
- индикатор, отражающий конъюнктуру рынка
(соотношение спроса и предложения, торговый
и экономический риск, кредитно-финансовую
ситуацию, степень конкурентности на рынке
и т. д.);
- регулятор рынка, с помощью которого
осуществляется воздействие на спрос
и предложение, структуру и емкость рынка,
покупательную способность рубля, оборачиваемость
товарных запасов и т. д.
В связи с этим можно рассмотреть
следующие функции цены на рынке:
1) измерительная. Цена показывает
количество денег, уплачиваемое и получаемое
за единицу товара или услуги;
2) соизмерительная. Используя данную
функцию цены, можно сравнивать товары,
дифференцировать их на дорогие и дешевые,
сопоставлять ценности разных товаров;
3) учетная. Мир товаров с помощью цен
переводится из натурально-вещественной
в стоимостную форму. На макро- и микроуровне
все показатели исчисляются в стоимостной
форме. Цена становится вспомогательным
инструментом учета. Она выступает также
как инструмент расчета относительных
показателей: рентабельности изделий,
фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена
участвует в формировании основных финансово-экономических
показателей предприятия, измеряемых
в денежном выражении, и используется
для анализа, прогнозирования и планирования
основных производственных и обменных
процессов. Цена является и показателем
конъюнктуры рынка, отражает основные
процессы, происходящие на нем;
4) регулирующая. Цена является
инструментом регулирования экономических
процессов: уравновешивает спрос и предложение,
увязывая их с денежно-платежной способностью
производителя и потребителя. Играет регулирующую
роль и в распределении ресурсов, так как
цены ресурсов ориентируют предпринимателей
на использование дешевых ресурсов и экономию
дорогих. Государство иногда использует
эту функцию цены в своих целях с помощью
налогов, дотаций и фиксирования цен на
отдельные виды товаров или услуг;
5) социальная. Цена — фактор уровня жизни
населения, влияющий на объем и структуру
потребления, уровень реальных доходов
различных социальных групп, она является
главной составляющей инфляционных процессов.
От уровня и динамики цен зависит прожиточный
минимум и потребительский бюджет семьи,
поэтому социальная реакция на колебания
цен весьма остра;
6) стимулирующая. Рыночное ценообразование
создает возможности для альтернативного
выбора при принятии хозяйственных решений.
Таким образом, стимулирующее воздействие
цены заключается в том, что ее уровень
побуждает к применению наиболее экономичных
методов производства и наиболее полному
использованию ресурсов, с одной стороны,
и рациональному поведению потребителей
(спроса)с другой.
Цена является инструментом образования
прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду
квартир. В систему экономического стимулирования
кроме цены включены, как известно, базирующиеся
на цене экономические рычаги: прибыль,
рентабельность, налоги. В современных
рыночных условиях основным орудием конкурентной
борьбы становится цена, а конкуренция
— основная движущая сила производства;
7)распределительная. Распределение
и перераспределение доходов происходит
через уровень цен, их структуру, соотношение.
Могут устанавливаться разные уровни
цен для различных потребителей (для предприятий
различных форм собственности, для промышленных
потребителей и населения), могут достигаться
более высокие или низкие цены за счет
включения или невключения налогов (НДС,
акциз). Перераспределительное ценообразование
не есть явление, характерное только для
государственного регулирования. Монополия
также осуществляет перераспределительное
ценообразование за счет присвоения чужих
прибылей, как и олигополия в виде картеля,
когда производители договариваются о
монопольном уровне цены.
В перераспределительных процессах
в экономике цена — не единственный фактор.
Даже более существенную роль играет финансовая
система. Изучая функции цены, следует
отметить, что если другие элементы хозяйственного
механизма (кредитный, финансовый) воздействуют
на экономические процессы, как правило,
административными методами, то цена всегда
влияет на экономические интересы, т. е.
это более тонкий инструмент. Производитель
не в силах отменить налоги, зато он имеет
массу способов манипулирования ценой
за счет множества ее составляющих.
Рыночный механизм ценообразования
Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, как нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов. В то же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых и будет сосредоточено наше внимание. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его "пружин и винтиков" скрыто от глаз. Недаром Адам Смит называл его "невидимой рукой". Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга между покупателем и продавцом слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.
Истина рождается в споре, в сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из "полезностного" подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к "своей" цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось, название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, - договорной.
Сколько бы ни ломали копья и ни изобретали новых методик и формул ценовики-теоретики, какими бы аргументами ни подкрепляли их политэкономы, какова бы ни была социальная реакция любителей "твердых" цен, нет никакой другой цены, кроме рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок - это величайший и гениальный оценщик стоимости в ее денежном выражении. И в полной мере заменить его ничто не способно. Нет рынка - нет и объективной цены.
Обрисуем несколько детальней механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действуют закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке, признаки которого уже рассматривались выше.
На конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар фактически равен предложению товара и они зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.
Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще "ценой равновесия", поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).
Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень рыночной цены (так называемой "цены равновесия"). Это действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любое иное положение означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.
Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:
а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;
б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее к дефициту или перепроизводству).
В некоторых случаях государство
может вмешиваться в
1. Обеспечить доступ большинству
потребителей к потреблению