Понятие цены и стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.

Содержание работы

Введение 2
2.1.Понятие стоимости и ценности 4
2.2.Преимущества и недостатки теории стоимости 7
2.3. Эволюция теории стоимости 11
3.1. Предельная полезность: понятие и функции 18
3.2. Теория предельной полезности 21
4. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность 26
5.1.Определение цены 30
5.2. Классификация и виды цен 32
5.3. Функции цен 40
6.1. Рыночный механизм ценообразования 43
6.2. Воздействие государства на механизм ценообразования в
условиях рыночной экономики 50
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории.docx

— 92.99 Кб (Скачать файл)

Можно ли предотвратить этот дефицит? Можно, если законодательное  установление цены будет дополнено  другими мерами. Главный критерий вмешательства государства в  ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую  государство платит за вмешательство, не должна превышать тот результат, который будет получен.

2. Обеспечить определенный  уровень доходов некоторым группам  поставщиков ресурсов или помочь  производителям покрыть свои  издержки. В этом случае устанавливается  минимальная цена законодательно. Она превышает цену равновесия. В результате этого может возникнуть  довольно устойчивый излишек  продукта или ресурсов. Для производителей  это будет означать, что продукция  не реализуется и издержки  не покрываются. Для поставщиков  ресурсов означает, что ресурсы  все равно не продаются и  не обеспечивается желаемый уровень  дохода, и может быть не достигнута  первоначально поставленная цель. Можно избежать излишков, если  дополнить эту меру некоторыми  другими. Критерий вмешательства  можно определить по тому, достигнута  ли первоначально поставленная  цель и не превышают ли затраты  по вмешательству в ценовой  механизм ту пользу, которую мы  получаем в результате.

Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне  возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

Равновесная цена жестко зафиксирована  со всех сторон:

а) по горизонтали - преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара);

б) по вертикали - стремлением  к достижению предельной выгодности (механизм - изменение уровня цен).

Купля-продажа результатов  производства (товаров) - факт признания  за ними общественной ценности. Эта  ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных  и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен  и есть рыночная экономика.

Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Очевидно, однако, что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн "ускоренного" решения экономических проблем  путем прямого назначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях управление ценами на короткий срок может быть оправдано, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования  экономики нерационально.

Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию  многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению  цен на новые и уже выпускаемые  изделия, оказываемые услуги в целях  увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций  фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо  воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение  цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние  на объемы совершаемых клиентами  закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими  маркетинга и деятельности фирмы  в целом. От цен во многом зависят  реальные коммерческие результаты, а  верная или ошибочная ценовая  политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы  на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие государства на механизм ценообразования  в условиях

рыночной  экономики

    Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

  • налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
  • научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
  • государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

Уровень и соотношение  цен товаров любого назначения касаются интересов всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы, а также населения в целом.

В некоторых случаях государство  может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она  не может изменяться.

Фиксирование цен государством проводится для обеспечения:

  1. доступа большей части населения к потреблению определенного товара. В этом случае законодательно устанавливается максимальная цена ("потолок "цены), которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Выше этой величины производители не имеют право поднимать цену. Однако при этом необходимо учитывать, что если "потолок" цены окажется ниже цены равновесия, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара, который будет препятствовать доступу к нему большинства потребителей;
  2. определенного уровня доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помощи производителям для покрытия издержек. В этом случае законодательно устанавливается минимальная цена. Она, как правило, превышает цену равновесия. Однако в результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продуктов или ресурсов, и поставленная цель не будет достигнута, так как для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются, а для поставщиков ресурсов - что ресурсы все равно не продаются и, следовательно, не обеспечивается желаемый уровень дохода.

Отсутствие государственного регулирования цен негативно  сказывается на состоянии отдельных  производителей и экономики в  целом. Налоговая и внешнеэкономическая  политика государства может как  стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров  на рынке, понижать или повышать цены товаров и услуг.

Государственное регулирование  в сфере ценообразования и  применения цен осуществляется с  помощью различных методов, среди  которых можно выделить:

  • определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;
  • установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);
  • нормирование рентабельности;
  • замораживание цен.

В первую очередь государство  регулирует цены продукции и услуг  предприятий с государственной  формой собственности. К ним относятся  тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.

Государство может влиять на процесс ценообразования тремя  способами:

  • назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
  • определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
  • устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

В кризисных ситуациях  государственные органы могут устанавливать  предельные цены товаров, произведенных  в сфере негосударственного сектора (хлеба и хлебобулочных изделий, масломолочной продукции, детского питания и др.). В мировой практике имеется достаточно примеров, когда  уровень цен определенных товаров  негосударственных предприятий  утверждается решением межгосударственных органов (установление цен угля и  черных металлов Европейским объединением угля и стали, цен нефти - странами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), закупочных цен сельскохозяйственной продукции - странами Европейского Сообщества (ЕС) и др.).

Основные принципы установления и применения цен товаров и  тарифов услуг, а также организации  контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

Налоговое регулирование  является одним из достаточно эффективных  принципов государственной ценовой  политики. Все налоги можно разделить  на две большие группы: прямые и  косвенные. Прямые налоги выплачиваются  непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно  в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной  цены и снижению объема продаж, к  тому же они сокращают выручку  производителя. Следовательно, бремя  косвенного налога распределяется между  потребителем и производителем.

К методам налогового регулирования  цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и  размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также  изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения  и развитие производства в важнейших  отраслях народного хозяйства.

В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и  размеры акцизного сбора, которые  существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства  призвано обеспечивать распределение  потребления товаров, защищать отечественных  производителей, регулировать прибыль  товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.

В качестве мер ценового регулирования используются государственные  дотации. Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной  поддержки (например, угольная промышленность) в виде дотационных доплат производителям либо потребителям. Дотация - это ассигнования из государственного бюджета, направляемые на покрытие предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей  продукции по государственным ценам, которые не покрывают его затрат. Иными словами, это означает, что  если на товар установлена дотация, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая - государством. Таким образом, цена товара для потребителя  снижается

Большое значение имеет государственное  регулирование цен во внешней  торговле. Предприятия - субъекты внешнеэкономической  деятельности определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены, базирующиеся на антимонопольном  законодательстве, законах о нечестной  торговле (в частности, антидемпинговом  законодательстве), ценовой рекламе  и др.

Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности  и необузданности. В большинстве  развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась  политика сочетания регулируемых и  свободных цен. Например, в Германии и США только в 1970-х гг. были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью  и торговлей) цены.

Снижение доли фиксированных  цен сопровождается ростом эффективности  экономического (налогового) регулирования  процесса ценообразования. Налог на добавленную стоимость используется более чем в 40 странах мира и считается эффективной формой налогообложения, что выражается в его универсальности и стимулировании роста доходов, а не расходов.

По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки - нормальная и сниженная. От уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной  деятельности, льготы по НДС имеют  предприятия, выпускающие продукцию  социально значимого характера  и инвестирующие науку.

Кроме экономического регулирования  цен, в странах с развитой рыночной экономикой широко применяется система  административных (законодательных) мер. Например, в США законодательно запрещены  ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями  и оптовиками розничных цен своих  товаров. В Австрии министр экономики  устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров  и услуг, либо их "ножницы". Контроль осуществляют местные органы самоуправления и "социальные партнеры" (профсоюзы  и др.). Во Франции широко применяются  обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или  индексы цен некоторых товаров, улучшение качества как условие  роста цен новой продукции  и т.д. Для усиления контроля государство  субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда  инфляция достигала 10%).

В то же время необходимо отметить, что административное регулирование  цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции  и, соответственно, к отклонению назначаемой  цены от цены равновесия.

   Государственное регулирование цен может предусматривать мероприятия законодательного и судебного характера. В одних случаях ценообразование в государстве регламентируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями государственных и местных органов власти, в третьих - те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка.

Информация о работе Понятие цены и стоимости