Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.
Введение 2
2.1.Понятие стоимости и ценности 4
2.2.Преимущества и недостатки теории стоимости 7
2.3. Эволюция теории стоимости 11
3.1. Предельная полезность: понятие и функции 18
3.2. Теория предельной полезности 21
4. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность 26
5.1.Определение цены 30
5.2. Классификация и виды цен 32
5.3. Функции цен 40
6.1. Рыночный механизм ценообразования 43
6.2. Воздействие государства на механизм ценообразования в
условиях рыночной экономики 50
Заключение
Список использованных источников
Можно ли предотвратить этот дефицит? Можно, если законодательное установление цены будет дополнено другими мерами. Главный критерий вмешательства государства в ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую государство платит за вмешательство, не должна превышать тот результат, который будет получен.
2. Обеспечить определенный
уровень доходов некоторым
Таким образом, при всем,
казалось бы, необъятном диапазоне
возможных цен они в
Равновесная цена жестко зафиксирована со всех сторон:
а) по горизонтали - преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара);
б) по вертикали - стремлением к достижению предельной выгодности (механизм - изменение уровня цен).
Купля-продажа результатов производства (товаров) - факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.
Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть рыночная экономика.
Непосредственный толчок
к такому движению дает взаимодействие
спроса и предложения. Очевидно, однако,
что и цены оказывают активное
воздействие на спрос и предложение.
Поэтому возникает соблазн "ускоренного"
решения экономических проблем
путем прямого назначения цен. Конечно,
в экстремальных ситуациях
Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.
Установление цены - один
из важных элементов маркетинга, прямо
воздействующий на сбытовую деятельность,
поскольку уровень и
Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях
рыночной экономики
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:
Уровень и соотношение цен товаров любого назначения касаются интересов всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы, а также населения в целом.
В некоторых случаях государство может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она не может изменяться.
Фиксирование цен государством проводится для обеспечения:
Отсутствие государственного
регулирования цен негативно
сказывается на состоянии отдельных
производителей и экономики в
целом. Налоговая и
Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно выделить:
В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.
Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:
В кризисных ситуациях
государственные органы могут устанавливать
предельные цены товаров, произведенных
в сфере негосударственного сектора
(хлеба и хлебобулочных
Основные принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.
Налоговое регулирование
является одним из достаточно эффективных
принципов государственной
К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.
В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.
В качестве мер ценового
регулирования используются государственные
дотации. Некоторые отрасли
Большое значение имеет государственное регулирование цен во внешней торговле. Предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены, базирующиеся на антимонопольном законодательстве, законах о нечестной торговле (в частности, антидемпинговом законодательстве), ценовой рекламе и др.
Свободная калькуляция цены
не означает ее полной стихийности
и необузданности. В большинстве
развитых стран мира на разных этапах
экономического развития проводилась
политика сочетания регулируемых и
свободных цен. Например, в Германии
и США только в 1970-х гг. были отменены
вертикально фиксированные (основанные
на твердых договорах между
Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования процесса ценообразования. Налог на добавленную стоимость используется более чем в 40 странах мира и считается эффективной формой налогообложения, что выражается в его универсальности и стимулировании роста доходов, а не расходов.
По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки - нормальная и сниженная. От уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС имеют предприятия, выпускающие продукцию социально значимого характера и инвестирующие науку.
Кроме экономического регулирования
цен, в странах с развитой рыночной
экономикой широко применяется система
административных (законодательных) мер.
Например, в США законодательно запрещены
ценовые соглашения между производителями,
оптовой и розничной торговлей,
контролирование
В то же время необходимо отметить, что административное регулирование цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции и, соответственно, к отклонению назначаемой цены от цены равновесия.
Государственное регулирование цен может предусматривать мероприятия законодательного и судебного характера. В одних случаях ценообразование в государстве регламентируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями государственных и местных органов власти, в третьих - те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка.