Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучения темы «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели, так же поставлены решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты «Потреблений, сбережений и инвестиций в рыночной экономике»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике» в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике».
Введение 3
1.Сущность потребления, сбережения и инвестиций в рыночной экономике 5
1.1. Характеристика потребления, сбережения и инвестиций 5
1.2. Инвестиции и их функциональная роль. Модель Дж. Кейнса IS (инвестиции – сбережения). Кейнсианский крест. Эффект мультипликатора и акселератора 12
1.3. Потребление и его взаимосвязь со сбережением. Склонность к сбережению и склонность к потреблению 17
2. Потребление, сбережение и инвестиции в условиях экономического кризиса. 22
2.1. Отношение потребление – сбережение в современной экономике России и Республике Татарстан 22
2.2. Российская экономика: инвестиционный аспект 24
Заключение 27
Список Использованных источников 29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНАСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра макроэкономики и экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Тема: «Потребление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике»
Автор курсовой работы
Номер зачетной книжки
Группа
Научный руководитель
«___»______________ 2010 г.
Казань 2010
Содержание
Введение
1.Сущность потребления,
1.1. Характеристика потребления, сбережения
и инвестиций
1.2. Инвестиции и их функциональная роль. Модель Дж. Кейнса IS (инвестиции – сбережения). Кейнсианский крест. Эффект мультипликатора и акселератора 12
1.3. Потребление и его взаимосвязь со
сбережением. Склонность к сбережению
и склонность к потреблению
2. Потребление, сбережение и
инвестиции в условиях
2.1. Отношение потребление – сбережение
в современной экономике России и Республике
Татарстан
2.2. Российская экономика: инвестиционный
аспект
Заключение
Список Использованных
источников
Приложения
Введение
Представленная работа посвящена
теме «Потребление, сбережение и инвестиции
в рыночной экономике». Проблема данного
исследования носит актуальный характер
в современных условиях. Об этом свидетельствует
частое изучение поднятых вопросов.
Самое общее определение указанных понятий
можно выполнить следующим образом: Потребление
– использование, употребление, применение
продукции, вещей, благ, товаров, услуг
в целях удовлетворения потребностей
[12, с.282].
Сбережения – часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для удовлетворения будущих потребностей, для предстоящих крупных покупок или других расходов [12, с.334]. Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские и инновационные проекты, социально - экономические программы [12, с.123].
Целью данной работы является изучения темы «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели, так же поставлены решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты «Потреблений, сбережений и инвестиций в рыночной экономике»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Потребление,
сбережение и инвестиций в рыночной экономике»
в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики «Потребление,
сбережение и инвестиций в рыночной экономике».
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи работы, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы и сущность потребления, сбережения и инвестиций.
Во второй главе изложены пути решения проблем в условиях кризиса и приведены статистические данные.
Теоретической и методологической основой данной работы явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы, базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
1.Сущность потребления, сбережения и инвестиций в рыночной экономике
1.1. Характеристика потребления, сбережения и инвестиций
Потребление представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
В каждом универмаге покупателю предлагается огромное количество товаров. Однако, ввиду ограниченности финансовых ресурсов он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Поэтому он, прежде всего, интересуется ценами и на основании полученной информации приобретает набор товаров, наилучшим образом соответствующий его желаниям и возможностям. [7, с.449]
Существует несколько альтернативных концепций поведения потребителя, различающихся исходными предпосылками. Выделяют 2 основные концепции: анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция) и анализ поведения потребителя на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция).
Кардиналистская концепция включает в себя 3 гипотезы:
- Гипотеза I. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы, получить максимальное удовлетворение от совокупности приобретенных благ.
- Гипотеза II. Каждый потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки полезности этого блага. Шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютила (utility — полезность, англ.).
- Гипотеза III («первый закон Госсена»). Предельная полезность блага убывает, т. е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.
Принятие трех названных гипотез означает, что в основе плана потребления индивида лежит составленная им таблица полезностей, в которой каждая единица всех потребляемых благ имеет количественную оценку полезности в ютилах. В качестве примера такой таблицы, названной по имени первого ее составителя таблицей Менгера, служит табл. 1.1.
№ единицы |
Вид благ | |||
|
хлеб |
молоко |
яблоки |
|
I |
23 |
21 |
20 |
|
II |
20 |
19 |
18 |
|
III |
18 |
18 |
15 |
|
IV |
15 |
16 |
13 |
|
V |
14 |
15 |
10 |
Ориентируясь на такую таблицу, потребитель при заданных ценах на блага формирует структуру и объемы покупок, которые позволяют при заданном бюджете приобрести максимальную сумму ютилов.
В общем виде задача состоит в том, чтобы максимизировать функцию полезности: U = U(Q1,Q2,…..Qn) à max; при бюджетном ограничении: М = Р1Q1 + Р2 Q2 + ... + Рn Qn, где М — величина бюджета. Решение этой задачи сводится к максимизации функции Лагранжа:
L= U(Q1,Q2,…..Qn) + λ( Р1Q1 + Р2 Q2 + ... + Рn Qn- М),
которой в данном случае можно дать следующую интерпретацию: потребитель стремится получить максимум полезности от приобретенных благ (первое слагаемое функции Лагранжа) и небольшой суммы денег (второе слагаемое), оставшейся у него вследствие ограниченной делимости благ. Тогда сомножитель Лагранжа λ характеризует предельную полезность денег (бюджета). [3, с. 61]
Ординалистская концепция включает в себя следующие гипотезы:
- Гипотеза ненасыщения. При прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
- Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными .
- Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности всевозможные сочетания благ независимо от очередности их по парного сравнения.
- Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого. [3, с.72]
Гипотеза выпуклости. Если некоторый набор благ F потребитель признает равнозначным другому набору из этих же благ — H, то все наборы, соответствующие линейной комбинации аF + (1 - а)Н при 0 < а < 1, являются для него более предпочтительными.
Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая следующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага. Это иллюстрирует рис. 1.1.1.: чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая следующая порция блага А должна компенсироваться все возрастающей порцией блага В.
Наличие множества равнозначных для потребителя сочетаний различных количеств двух благ свидетельствует о том, что для него эти блага в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения (замены).
Предельная норма замещения блага А благом В (МRSва) показывает, насколько можно сократить потребление блага А при увеличении потребления блага В на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя:
МRSва= ΔQа / ΔQв
u= const
Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна по определению. Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение МRSва уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо. [3, с.74]
Часть дохода, которая в данный момент не потребляется является сбережением. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами, домашними хозяйствами и населением.
Потребление и сбережения находятся между собой в тесной связи и зависимости и формируются под влиянием одних и тех же факторов. Потребление используется для удовлетворения текущих нужд, сбережения - для будущих. Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления образует функцию потребления. Зависимость сбережений от получаемого дохода называется функцией сбережений. Обе эти функции характеризуют динамику соотношения расходов и отложенного спроса. Для определения динамики в прогнозных расчетах исчисляют склонность к потреблению и сбережению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) отражает желание семей приобретать товары. Она выражается отношением потребляемой части дохода (расходов на потребление) ко всей величине дохода:
Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое обусловило изменение потребления:
Величина потребительских расходов определяется уровнем дохода, МРС всегда будет меньше единицы, так как Y>C. Если МРС=0, то все приращение дохода пойдет в сбережения; если МРС=1, то все приращение дохода расходуется на потребление. [15, с.185]
Информация о работе Потребление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике