Повышение эффективности деятельности торгового предприятия в условиях конкуренции (на примере ООО «Южный двор»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики возрастает значение эффективности деятельности предприятий. Высокая эффективность является фундаментом высокой конкурентоспособности, условием повышения устойчивости и «рыночной силы» предприятия. Уровень эффективности определяется действием многих внешних и внутренних факторов. Внешние факторы весьма многочисленны и не зависят от действий менеджмента предприятия. Внутренние факторы включают уровень технологии, организации производства и управления, качество выполнения управленческих функций. Они являются управляемыми на уровне предприятия и именно в рациональном воздействии на них заключаются основные резервы повышения эффективности. На практике вопросы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятия является достаточно разработанными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия в современных условиях……………………………………………………….…..8
Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………………………….8
Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия……………………………………………………………………..12
Резервы повышения эффективности деятельности предприятия…………………………………………………………………….17
Глава II. Пути повышение экономической эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………………………………23
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Южный двор»…………………………………….23
2.2 Финансово-хозяйственные показатели компании Южный двор……………………………………………………………………………....26
2.3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………...........34
Заключение……………………………………………………………………….41
Терминология……………………………………………………………….….44
Список литературы……………………………………………………….……51

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Повышение эффективности работы торгового предприятия.docx

— 251.94 Кб (Скачать файл)

 

Московский  региональный социально-экономический  институт

 

 

 

          Габидина Светлана Матвеевна

2ММ-12

 

 

 

          

 

Курсовая работа № 1

 

Учебная дисциплина – «Макроэкономика»

 

 

Повышение эффективности деятельности торгового  предприятия в условиях конкуренции  (на примере ООО «Южный двор»)

 

 

 

Специальность: Менеджмент

Специализация: Маркетинг

 

 

 

Руководитель  – Стражевская Н.Я.

к.п.н., доцент

 

 

 

 

Видное  – 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия в современных условиях……………………………………………………….…..8

    1. Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………………………….8
    2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия……………………………………………………………………..12
    3. Резервы повышения эффективности деятельности предприятия…………………………………………………………………….17

Глава II. Пути повышение экономической эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………………………………23

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового  предприятия «Южный двор»…………………………………….23

2.2 Финансово-хозяйственные показатели компании Южный двор……………………………………………………………………………....26

2.3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………...........34

Заключение……………………………………………………………………….41

Терминология……………………………………………………………….….44

Список литературы……………………………………………………….……51

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики возрастает значение эффективности деятельности предприятий. Высокая эффективность является фундаментом высокой конкурентоспособности, условием повышения устойчивости и «рыночной силы» предприятия. Уровень эффективности определяется действием многих внешних и внутренних факторов. Внешние факторы весьма многочисленны и не зависят от действий менеджмента предприятия. Внутренние факторы включают уровень технологии, организации производства и управления, качество выполнения управленческих функций. Они являются управляемыми на уровне предприятия и именно в рациональном воздействии на них заключаются основные резервы повышения эффективности. На практике вопросы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятия является достаточно разработанными. Однако для нашего предприятия данная тема является достаточно актуальной. Следует уделить большее внимание аспектам экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и путям ее повышения. Экономически эффективным можно считать то производство, при котором при реализации своей продукции (работ, услуг) и при выплате всех обязательных платежей и налогов у предприятия остается чистая прибыль на развитие производства. Для достижения эффективного производства необходимо четко знать потребности в оборудовании, материалах, численности основных и вспомогательных рабочих (персонала) для реализации в срок продукции в установленных объемах и соответствующе установленным требованиям по качеству.

Большой вклад в развитие методологии  комплексного анализа хозяйственной  деятельности внесли такие ученые-экономисты, как М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, С.Б.Барнгольц, В.Ф.Палий, И.И.Поклад, П.И.Савичев, И.И.Каракоз, Е.В.Долгополов, М.Ф.Дьячков, А.Ш.Маргулис, А.И.Муравьев, В.И.Самборский, Н.В.Дембинский, Г.М.Таций, Н.Г.Чумаченко, В.И.Стражев, С.Г.Овсянников, Н.А.Русак, Л.И.Кравченко, Б.И.Майданчик, Р.С.Сайфулин, А.Ф.Аксененко и многие другие. Общие представления о сущности повышения эффективности работы предприятия наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы представлены в трудах классиков политической экономии: А. Смита, Д. Рикардо, Дж.С. Милля, К. Маркса, П. Самуэльсона, Дж. Кейнса, И. Шумпетера, А. Маршалла. Значительный вклад в теоретические модели конкуренции внесли позднее современные зарубежные ученые: Ф. Хайек, П. Хейне, М. Портер, И. Ансофф, Б. Карлоф. Реальные рыночные структуры с позиции эффективности рассматривались в трудах российских ученых: Азоева Г., Афанасьева В., Бабаджанова С., Беляевой С., Богомолова О., Вавилова А., Герчиковой И., Горемыхина В., Грызловой Т., Демечева А., Доможирова Ю., Жукова Ю., Завьялова П., Кобляковой Е., Кокеткина П., Кунельского Л., Меликова Е., Моисеевой Н., Тимохина М., Юданова А.

Целью исследования является определение путей повышения экономической эффективности предприятия.

Объект  исследования - деятельность торгового предприятия в условиях конкуренции

Предметом исследования служат факторы повышения  экономической эффективности торгового  предприятия.

Рабочей гипотезой данного исследования является следующее предположение. Повышение экономической эффективности  деятельности торгового предприятия  будет достигаться, если:

- в процессе управления деятельностью предприятия учитываются факторы, влияющие на его эффективность;

- процесс управления предприятием принимаются во внимание  проблемы, возникающие в процессе деятельности;

- организация  труда отвечает требованиям НОТ.

Из гипотезы вытекают задачи исследования:

  1. Выявить факторы, влияющие на эффективную деятельности предприятия.
  2. Определить проблемы эффективной деятельности предприятия и пути решения этих проблем.
  3. Установить положительные условия научной организации труда.
  4. Разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов.

 

Методологической  основой исследования стали научные  труды отечественных и зарубежных ученых в области развития производства, экономической деятельности. Методологической основой исследования является системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной социологии, так и других наук (экономики, менеджмента, маркетинга, экологии и др.). Источники, использованные в исследовании, можно разделить на несколько групп в зависимости от рассматриваемой проблематики. К первой из них относятся труды зарубежных и отечественных экономистов рассматривавших вопросы экономики предприятия - работы Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, П. Ансара, П. Бергера, Т. Лукмана, В. Г. Виноградского, Г. Е. Зборовского, А. И. Осипова, В. К. Потемкина, В. Г. Черникова. Вторую группу источников составляют труды экономистов-менеджеров, занимавшихся проблемами формирования и развития предприятия. Среди наиболее значимых следует упомянуть работы М. Вебера, Р. Парка, Э. Берджесса, Л. Вирта, В. Б. Устьянцева, О. Н. Яницкого, Л. А. Велихова, Н. П. Анциферова и др. В третью группу теоретических источников вошли труды, посвященные проблематике устойчивого развития - работы Х. Н. Гизатуллина и В. А. Троицкого, В. С. Голубева, В. Г. Горшкова, В. А. Коптюга, В. А. Лося, А. Д. Урсула, Р. Г. Яновского. В четвертую – труды, посвященные развитию комплекса наук о системах (Л. фон Берталанфи, У. Р. Эшби, Н. Винер, М. Месарович, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, В. Г. Глушков, В. Ф. Турчин, Н. Н. Моисеев, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Ю. А. Урманцев, Э. Г. Юдин и др.).

В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического  анализа, методы синтеза и анализа  экономической информации. В качестве основы оптимизации текущей деятельности предприятия была использована методика предельного анализа.  Были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, нормативно-правовой базы, аналитический и сравнительный методы. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая системно-правовой, историко-юридический и иные, системный анализ исследуемых явлений и результатов.

Выявлено  основное противоречие как несоответствие достижений теории практике функционирования изучаемого объекта. Из противоречия определена проблема исследования - по разработке эффективности деятельности торгового предприятия.

Научная новизна исследования состоит  в систематизации знаний по созданию системы управления качеством на предприятиях России, их дополнению и  развитию. Подобная систематизация знаний позволила обосновать положение, согласно которому система управления может стать основой повышения эффективности управления торговых предприятий. Элементами научной новизны обладают следующие результаты:

- определены основные пути совершенствования  управления торговым предприятием, заключающиеся в использовании различных подходов, таких, как: аутсорсинг, мониторинг характеристик управления, реинжиниринг бизнес-процессов, использование интегрированной системы менеджмента, которые позволят повысить качество безопасность и конкурентоспособность продукции;

- обоснована цепь взаимосвязей  управления качеством со скоростью  реализации продукции на рынке,  где большое влияние на скорость товародвижения оказывает полезность, которая взаимосвязана с реформированием системы управления на предприятии, базируемой на принципах СМК;

- предложен системно-комплексный  подход, включающий организационно-методический инструментарий, позволяющий создание интегрированной системы менеджмента, построенной на фундаменте стандарта ИСО серии 9000, повышающий эффективность управления предприятием;

- рекомендован методологический  подход выбора критериев оценки качества эффективности системы управления с использование методологии «шести сигм», позволяющей не только оценить показатели работы служб предприятия, но при необходимости, осуществлять соответствующие управляющие воздействия, улучшающие деятельность предприятия;

- предложен механизм формирования  и совершенствования управления  за счет применения стратегического  реинжиниринга в сочетании с бенчмар-кингом, процессного подхода с ориентацией на управление бизнес-процессами, позволяющий повысить качество, безопасность продукции на протяжении всего жизненного цикла;

- предложены методические рекомендации  по управлению качеством процессов  на предприятиях торговли, с применением интегрированной системы менеджмента, которые позволяют повысить качество, безопасность продукции, её конкурентоспособность.

Практическая значимость результатов исследования определяется особенностями рассмотрения качества системы управления торговым предприятием на основе создания интегрированного подхода к управлению качеством, особенность которого заключается в интеграции управленческих технологий производственных структур на базе внедрения процессного подхода и стандартов. Данная работа может быть использована на различных промышленных предприятиях при создании систем управления, повышающих качество и конкурентоспособность продукции.

Глава I. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия в современных условиях

1.1 Сущность и критерии экономической  эффективности деятельности предприятия

Условия рыночной экономики требуют  от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия  получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться  ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую  ответственность за свои решения  и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени  эффективности их деятельности.

Основной целью оценки эффективности  деятельности предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его  дальнейшего развития на основе всестороннего  анализа, который необходимо проводить  при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования. Вопросы методики оценки эффективности деятельности вообще и оценки эффективности деятельности предприятий в частности относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещенным в работах экономистов разных периодов времени и научных направлений. В советский период развития экономики данным вопросам в области деятельности предприятий в тех или иных аспектах были посвящены труды отечественных экономистов И.Т. Абдукаримова, М.И. Баканова, Г.П. Борисова, В.И. Иваницкого, В.В. Ковалева, Л.И. Кравченко, А.И. Файницкого и другие. Современные российские экономисты, такие, как И.А. Бланк, Д.Е. Давыдянц, Б.В. Прыкин, К.А. Раицкий, Г.В. Савицкая, Н.А. Соловьева, Н.А. Соломатин, Л. Трофимова, дополняют и совершенствуют методику расчета показателей эффективности, адаптируя ее к современным условиям хозяйствования. Достаточно широко освещены вопросы оценки эффективности деятельности компаний в работах зарубежных ученых, таких, как Г. Вайе, Х. Гелтенбот, У. Деринг, Э. Котляр, Д. Стоун, К. Хитчинг, В. Хойер и др. [3, c.54]  Обзор экономической литературы по вопросам оценки эффективности деятельности предприятий показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. При этом большинство показателей построено на основе ресурсного подхода, что приводит к ограниченности результатов оценки в части эффективности затрат предприятия. В настоящее время нет единства подходов к определению эффективности, характеристике ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности. Несмотря на проведенные исследования, в области определения эффективности отсутствует обобщенная система показателей оценки эффективности.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности торгового предприятия в условиях конкуренции (на примере ООО «Южный двор»)