Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики возрастает значение эффективности деятельности предприятий. Высокая эффективность является фундаментом высокой конкурентоспособности, условием повышения устойчивости и «рыночной силы» предприятия. Уровень эффективности определяется действием многих внешних и внутренних факторов. Внешние факторы весьма многочисленны и не зависят от действий менеджмента предприятия. Внутренние факторы включают уровень технологии, организации производства и управления, качество выполнения управленческих функций. Они являются управляемыми на уровне предприятия и именно в рациональном воздействии на них заключаются основные резервы повышения эффективности. На практике вопросы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятия является достаточно разработанными.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия в современных условиях……………………………………………………….…..8
Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………………………….8
Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия……………………………………………………………………..12
Резервы повышения эффективности деятельности предприятия…………………………………………………………………….17
Глава II. Пути повышение экономической эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………………………………23
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Южный двор»…………………………………….23
2.2 Финансово-хозяйственные показатели компании Южный двор……………………………………………………………………………....26
2.3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………...........34
Заключение……………………………………………………………………….41
Терминология……………………………………………………………….….44
Список литературы……………………………………………………….……51
2.2 Финансово-хозяйственные показатели компании Южный двор
За июль и август 2013 года доля компании «Южный двор» на рынке товаров повседневного спроса г. Москвы снизилась на 0.26%, в канале парфюмерии и хозяйственные (Москва) также наблюдается падение — 1.01%, в Московской области наблюдается незначительное падение — 0.04% и составляет 2%, 7.87% и 4.89%, соответственно. Несмотря на падение, прослеживается общая тенденция роста доли компании на рынке. Так, за последний год рост составил в Москве 0.62%, в канале парфюмерии и хозяйственные 2.22%, и в Московской области 1.25%.
Расчеты ООО «Южный Двор — 75» частично основаны на данных, содержащихся в отчетах Nielsen по аудиту розничной торговли понепродуктовым категориям, аудируемым компанией ЗАО «Эй Си НИЛЬСЕН», за периоды с января 2010 г. по июнь 2013 г., в отношении рынка Москвы в Российской Федерации.
Расчеты ООО «Южный Двор — 75» частично основаны на данных, содержащихся в отчетах Nielsen по аудиту розничной торговли понепродуктовым категориям, аудируемым компанией ЗАО «Эй Си НИЛЬСЕН», за периоды с января 2010 г. по июнь 2013 г., в отношении рынка Московской области в Российской Федерации.
Расчеты ООО «Южный Двор — 75» частично основаны на данных, содержащихся в отчетах Nielsen по аудиту розничной торговли понепродуктовым категориям, аудируемым компанией ЗАО «Эй Си НИЛЬСЕН», за периоды с января 2010 г. по июнь 2013 г., в отношении рынкапарфюмерий и хозяйственных магазинов, г. Москва в Российской Федерации.
Таблица 1 – Технико-экономические показатели ООО «Эжный двор» за 2011-2013 гг., тыс.руб.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отклонения, тыс.руб. | |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | ||||
1. Выручка от реализации |
18220 |
21897 |
33591 |
3677 |
11694 |
2. Среднесписочная численность |
22 |
23 |
23 |
1 |
- |
3. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. |
828 |
952 |
1460 |
124 |
508 |
4. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
1566 |
1967 |
2298 |
401 |
331 |
5. Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. |
71,2 |
85,5 |
99,9 |
14,3 |
14,4 |
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
15 |
13 |
692 |
-2 |
679 |
7. Себестоимость продукции, тыс. руб. |
17382 |
21454 |
31434 |
4072 |
9980 |
8. Фондоотдача, руб./руб. |
1214,7 |
1684,4 |
48,5 |
469,7 |
-1635,9 |
9. Фондоемкость, руб./руб. |
0,0008 |
0,0006 |
0,02 |
-0,0002 |
0,0194 |
10. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. |
0,95 |
0,98 |
0,94 |
0,03 |
-0,04 |
11. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
838 |
443 |
2157 |
-395 |
1714 |
12. Рентабельность: продукции, % реализации, % |
0,05 0,05 |
0,02 0,02 |
0,07 0,06 |
-0,03 -0,03 |
0,05 0,03 |
В течение анализируемого периода наблюдается рост выручки от реализации продукции в 2011 году на 3677 тыс. руб., а в 2013 – на 11694 тыс.руб., что связано с увеличением объемов реализации продукции на данном предприятии. Среднесписочная численность работников в 2012 году увеличилась на одного человека, а именно продавца, в связи с открытием отдела непродовольственных товаров. Увеличение среднегодовой выработки на 1 работающего также связано с ростом объемов реализации продукции в анализируемый период времени.
Положительным моментом является увеличение среднегодового уровня оплаты труда с 71,2 тыс.руб. в 2011 году до 99,9 тыс.руб. в 20123. В 2013 году наблюдается резкий рост среднегодовой стоимости ОПФ, что является следствием приобретения ООО «Южный двор» объекта основных средств. Уровень фондоотдачи в 2012 году выше, чем в 2011, что говорит об эффективном использовании ОПФ.
Эффективность деятельности ООО «Южный двор» в 2012 году снижается, об этом говорит снижение рентабельности продукции и рентабельности продаж на 0,03%, однако в 2013 году наблюдается увеличение данных коэффициентов на 0,5% и 0,4% соответственно. Также о снижении эффективности работы в 2012 году также говорит снижение прибыли от продаж на 395 тыс.руб., в 2013 году наблюдается резкое увеличение данного показателя на 1714 тыс.руб., что говорит об эффективности работы ООО «Южный двор» в этот период.
Среднесписочная численность работников по ООО «Южный двор» на 1 января 2013г. составила 23 человека. Из них соотношение мужчин и женщин 13% и 87% соответственно.
Рассчитаем показатели структуры персонала, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Структура персонала ООО «Южный двор» за 2011-2013 гг., чел.
Показатели |
2011 |
Удельный вес, % |
2012 |
Удельный вес, % |
2013 |
Удельный вес, % |
Изменения | |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | |||||||
Среднесписочная численность персонала всего, в т.ч. |
22 |
100 |
23 |
100 |
23 |
100 |
1 |
0 |
- администрация |
3 |
14 |
3 |
13 |
3 |
13 |
0 |
0 |
- торговый персонал |
11 |
50 |
12 |
52 |
12 |
52 |
0 |
0 |
- технический персонал |
8 |
36 |
8 |
35 |
8 |
35 |
0 |
0 |
Среднесписочная численность персонала в 2012 году увеличилась в сравнении с 2011 годом на 1 человека в связи с открытием нового отдела – отдела непродовольственных товаров. При этом увеличение произошло среди торгового персонала, т.е. на работу был принят продавец в отдел непродовольственных товаров. Соответственно коэффициент прибытия в 2012 году составляет 0,04, что составляет 4,3%. Численность административного персонала не изменилась и составила 13%, что в достаточной степени соответствует потребности ООО «Южный двор» и отвечает специфике деятельности предприятия. В период с 2012 года по 2013 год в структуре персонала ООО «Южный двор» изменений не происходило.
Рассмотрев
показатели прибыли и рентабельности,
мы должны рассчитать насколько эффективно
функционирует наше предприятие. Для
этого нам следует
Далее проанализируем
структуру товарооборота по товарам
бытовой химии предприятия «
Посчитаем сумму, приходящуюся на эти группы товаров, и проведём анализ динамики структуры товарооборота магазина «Южный двор» за ноябрь 2012 г. в процентах по товарам бытовой химии. Составим круговую диаграмму (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Структура товарооборота за ноябрь 2012 г. в процентах по товарам бытовой химии
Из рисунка 2.3. мы видим, что на ассортиментную группу средств личной гигиены приходится самая большая доля товарооборота – 43% (71496,4 рублей). Доля стиральных порошков составила 28% (46078,7 рублей). Доля товарооборота чистящих средств составила 17% (28335,34 рублей). Меньшая доля товарооборота приходится на косметические средства – 12% (19950,9 рублей).
Теперь проведём анализ динамики структуры товарооборота по товарам бытовой химии за ноябрь 2013 год аналогично 2012 году. Составим круговую диаграмму (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Структура товарооборота за ноябрь 2013 г. в процентах по товарам бытовой химии
Из рисунка 2.4 мы видим, что в ноябре 2013 г. ассортиментная группа средств личной гигиены так же имеет самую большую долю товарооборота, но она стала меньше, чем в 2012 г. и составляет 40% (61065,88 рублей). Доля стиральных порошков по сравнению с 2012 г. незначительно возросла – 29% (42996,08 рублей). Доля товарооборота чистящих средств по сравнению с 2012 г. уменьшилась и составила 16% (23219,62 рублей). Ассортиментная группа косметических средств, как и в 2012 г. составляет меньшую долю товарооборота, но по сравнению с 2012 г. она увеличилась и составила 15% (21849,65 рублей).
Проанализировав
структуру товарооборота
В ходе проведенного анализа были
выявленные следующие проблемы в
системе хозяйственной
1) Низкий уровень отдачи от
вложенных средств. Об этом
свидетельствует низкие
2) Низкий уровень эффективности
хозяйственной деятельности. В целом
ресурсы анализируемого
3) Высокий уровень привлеченных средств предприятия. С целью сокращения задолженности необходимо сокращать уровень дебиторской задолженности и выявленные средства направлять на погашение кредиторской задолженности.
4) Изменения в структуре
5) Не эффективное использование
объектов основных средств и
оборотного капитала
Все эти проблемы характеризуют
снижение эффективности движения материального
потока. В результате того, что на
предприятии задерживается
Надежность поставщика является важной компонентой успеха и устойчивости компании, особенно в период мирового финансового кризиса. ООО «Южный двор» анализирует принципы формирования портфеля поставщиков, формирует требования к поставщику, применяет некоторые антикризисные меры. Задача выбора логистического поставщика возникает в условиях наличия достаточного количества поставщиков услуг на рынке. Чаще всего она выражается в выборе поставщика материальных ценностей и товарной продукции.
2.3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»
Для более эффективной работы предприятия в дальнейшем руководству следует принять меры по увеличению прибыли предприятия
Для достижения этой цели уже к 2014 году предприятию следует провести ряд важных мероприятий.
Предприятию необходимо использовать имеющиеся резервы для удовлетворения сезонных потребностей покупателей к 2014 году, т. е. увеличить запасы соответствующих товарных групп к концу лета – началу осени. Такую политику предприятие уже начало активно использовать в 2013 году и её результат имел заметный положительный эффект, что отражено на графике изменения товарооборота по месяцам предприятия «Южный двор» .
Существует тенденция уменьшения прироста товарооборота в периоды пиковых продаж. Это связано с тем, что покупатели всё реже при покупке подарков к праздникам выбирают парфюмерно-косметическую продукцию. Из этого следует, что руководству предприятия необходимо продумать, какие альтернативные группы товаров можно предложить покупателям в качестве замены подарочных.
Проанализировав показатели товарооборота и скорости товарооборачиваемости на предприятии «Южный двор» можно сделать вывод о неоправданном увеличении товарных запасов. Руководство предприятия объясняет этот факт расширением ассортимента за счёт таких товарных групп как одежда, бельё, чулочно-носочные изделия, которые, в отличие от парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии не являются предметами повседневного пользования. Руководству предприятия следует выявить такие позиции ассортимента, по которым следует принять меры по сокращению товарных запасов.
Уменьшение торговой надбавки в 2013 году на товары бытовой химии и парфюмерии (30% и 20% в зависимости от поставщика) было введено для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, так как у предприятия появилось больше конкурентов, специализирующихся в данном направлении и использующих систему супермаркета. Как известно, формат самообслуживания покупателей привлекает значительно больше, чем система обычного магазина. Для руководства нашего предприятия переходить на формат самообслуживания нецелесообразно, так как по данным исследования, приведённого в прессе, есть смысл организовывать самообслуживание в магазинах, площадь которых более 60 кв.м. и имеющих форму торгового зала, которая обеспечивает минимальную ширину прохода для покупателей (1,4 м.). Магазин «Южный двор» не располагает достаточной площадью. А в связи с уменьшением торговой надбавки на указанные выше товары в 2013 году прибыль в отделе бытовой химии сократилась. Значит, для того, чтобы максимизировать прибыль, руководству предприятия стоит повысить торговую надбавку на товары бытовой химии и установить её такой, какой она была в 2012 году (35% и 25% в зависимости от поставщика). Если учесть, что торговая надбавка на товары бытовой химии близлежащих магазинов составляет примерно от 20% до 40% (в зависимости от поставщика), то цены нашего предприятия останутся конкурентоспособными. По прогнозам прибыль предприятия увеличится примерно на 5% или на 8463 рубля. Значит, прибыль предприятия от продажи товаров бытовой химии составит примерно 157723,96 рублей. Тогда общая прибыль с отдела бытовой химии будет равна примерно 37299,23 рубля (157723,96 – 120424,23), а чистая прибыль с того же отдела составит 26384,73 рубля (37299,23 – 10914,5).