Повышение эффективности деятельности торгового предприятия в условиях конкуренции (на примере ООО «Южный двор»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики возрастает значение эффективности деятельности предприятий. Высокая эффективность является фундаментом высокой конкурентоспособности, условием повышения устойчивости и «рыночной силы» предприятия. Уровень эффективности определяется действием многих внешних и внутренних факторов. Внешние факторы весьма многочисленны и не зависят от действий менеджмента предприятия. Внутренние факторы включают уровень технологии, организации производства и управления, качество выполнения управленческих функций. Они являются управляемыми на уровне предприятия и именно в рациональном воздействии на них заключаются основные резервы повышения эффективности. На практике вопросы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятия является достаточно разработанными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия в современных условиях……………………………………………………….…..8
Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………………………….8
Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия……………………………………………………………………..12
Резервы повышения эффективности деятельности предприятия…………………………………………………………………….17
Глава II. Пути повышение экономической эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………………………………23
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Южный двор»…………………………………….23
2.2 Финансово-хозяйственные показатели компании Южный двор……………………………………………………………………………....26
2.3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности деятельности торгового предприятия «Южный двор»………………...........34
Заключение……………………………………………………………………….41
Терминология……………………………………………………………….….44
Список литературы……………………………………………………….……51

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Повышение эффективности работы торгового предприятия.docx

— 251.94 Кб (Скачать файл)

В связи с этим назрела необходимость  в систематизации видов эффективности  и разработке системы показателей  ее оценки в современных условиях. В экономической науке понятие «эффективность производства» как экономическая категория сформировалось в конце 20-х годов XX в. В то время существовали различные подходы к пониманию сущности и роли стоимостной категории в деле регулирования хозяйственных процессов, что отражало различные взгляды на использование товарно-денежных отношений.

Свое дальнейшее развитие теория эффективности  нашла при составлении и оценке первых годовых и пятилетних планов, где производительность труда, себестоимость  продукции утверждались, в качестве обязательных плановых заданий. Наибольшее развитие теория эффективности в ее современной трактовке получила в конце 50-х и в первой половине 60-х годов, когда были опубликованы работы академиков С.Г. Струмилина, Т.С. Хачатурова, С.С. Сергеева и др. В настоящее время теория эффективности развивается в различных аспектах, которые находят отражение в трудах ведущих ученых-экономистов всех направлений.

Важной предпосылкой при исследовании экономической эффективности является осознание того, что эффективность как общеисторическая экономическая категория материального производства присуща различным социальным системам и этапам развития. Следовательно, возможно единое понимание сущности этой категории и использования одних и тех же критериев, выражающих экономический эффект, точно так же, как и постановка вопроса об однообразных формах выражения факторов, его вызывающих. При этом нельзя отождествлять производственный результат с эффективностью производства, поскольку конечный абсолютный результат может быть достигнут при разном уровне затрат.

Таким образом, экономическая эффективность - это особая форма результативности, характеризующая качественную сторону  производственной деятельности. Этим обуславливаются строго определенные критерии и показатели эффективности  и формы общественного учета  ее уровня. Из данного определения вытекает, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной  оценке. Обычно в качестве полезного  результата выступают прибыль или  экономия затрат и ресурсов. Экономический  эффект, полученный на предприятии, - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства продукции и экономии затрат.

Экономическая эффективность зависит  от экономического эффекта, а также  от затрат и ресурсов, которые вызвали  данный эффект. Таким образом, экономическая  эффективность- величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами. Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки предприятию. Так, например, может быть такая ситуация, когда на предприятии достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли, при относительно низком уровне экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности, при небольшой величине экономического эффекта.

Система показателей эффективности  предпринимательской деятельности, которая построена на основании  отмеченных принципов, должна включать несколько групп: 1) обобщающие показатели эффективности производства (деятельности); 2) показатели эффективности использования  труда (персонала); 3) показатели эффективности  использования производственных (основных и оборотных) фондов; 4) показатели эффективности  использования финансовых средств (оборотных средств и инвестиций). Каждая из этих групп включает определенное количество конкретных абсолютных или относительных показателей, что характеризуют общую эффективность ведения хозяйства или эффективность использования отдельных видов ресурсов.

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия

Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), то есть все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

 

Рис. 1. Классификация факторов для анализа результатов деятельности предприятия

 

Многочисленные способы повышения  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия можно  свести к трем основным направлениям:

1. Повышение технического и технологического  уровня предприятия.

2. Повышение уровня организации  и управления предприятием.

3. Повышение уровня знаний и  квалификации работников предприятия.

Важнейшим фактором повышения эффективности  общественного производства был  и остается научно-технический прогресс (НТП). Основные направления НТП следующие:

- комплексная механизация производства. Комплексный характер механизации  наиболее эффективно способствует  вытеснению ручного труда;

- интенсификации технологических  процессов и совершенствованию  производства. Но и при комплексной  механизации сохраняется ручной, труд;

- автоматизация производства: внедрение  промышленных роботов, гибких  производственных систем, средств  автоматизации погрузочно-разгрузочных  работ и т.д.;

- компьютеризация производства: обеспечение  всех сфер деятельности предприятий  высокоэффективными средствами  вычислительной техники, спутниковых  систем связи и т.д.;

- электрификация производства: повышение  электровооруженности предприятий, ускоренное развитие атомной энергетики;

- химизация производства: создание  и применение новых материалов, обладающих коррозийной и радиационной  стойкостью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и т. д.;

- освоение принципиально новых  технологий: мембранной, лазерной, плазменной, вакуумной, детонационной и т.д.;

- развитие биотехнологии, открывающей  пути коренного увеличения продовольственных  и сырьевых ресурсов, способствующей  созданию безотходных технологических  процессов.

Ускорение научно-технического прогресса  не может дать необходимого эффекта, если не будет сопровождаться совершенствованием

Форм организации производства, основными из которых являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Концентрация производства представляет собой объективный процесс всё  большего сосредоточения средств производства и рабочей силы на немногих предприятиях. Наиболее наглядно на протяжении последних двух столетий концентрация производства проявлялась в вытеснении мелкого производства средним и крупным. Рост объемов производства на предприятии удешевляет производство единицы продукции. Крупные предприятия по сравнению с мелкими обеспечивают, как правило, более высокий уровень производительности труда, луч шее качество продукции, более низкую себестоимость ее производства. Вместе с тем существуют определенные границы уровня концентрации производства, за которыми его эффективность падает. Поэтому следует стремиться к оптимальной концентрации, соразмерной уровню техники, технологии, славившимся в обществе формам специализации и кооперирования производства, рыночной конъюнктуре.

Специализация - одна из форм разделения общественного труда. В промышленности специализация осуществляется в  трех основных формах: предметной, подетальной и технологической (постадийной).

Под кооперированием понимает производственные связи предприятий по совместному  производству конечной продукции. Производственное кооперирование непосредственно вытекает из специализации рабочих мест, предприятий  и отраслей на отдельных деталях, продуктах и технологических  переделах. Процесс кооперирования выражается в вы полнении поставок комплектующих изделий, работ или  услуг для обеспечения процесса производства на предприятиях-потребителях.

Комбинирование - форма общественного  производства, заключающаяся в технологической  связи разнородных производств в рамках одного предприятия. В российской практике такие предприятия обычно называются комбинатами. Экономическая эффективность комбинирования обусловлена рациональным использованием средств производства и рабочей силы. Преимуществами комбинирования производства являются следующие особенности:

- высокий уровень непрерывности  производственного процесса;

- возможность использования оборудования  для производства нескольких  видов продуктов;

- возможность наиболее рационального  использования сырья и материалов, утилизации отходов производства;

- наилучшее использование рабочей  силы благодаря высокой маневренности предприятия при переходе от производства одного вида продукта к другому под влиянием рыночного спроса. Многие крупные предприятия специально организует многопродуктовое производство называемое диверсификацией чтобы предохранить себя от значительных колебаний рынка;

- расширение материальной базы  производства за счет использования отходов производства вторичных ресурсов комплексного использования сырья и топливно-энергетических ресурсов;

- возможность сокращать удельные  капитальные вложения во вспомогательные  и обслуживающие хозяйства за  счет лучшего использования основных  производственных фондов.

Непременным условием, обеспечивающим эффективное совершенствование  организации производства, осуществление  необходимых организационно-технических  Мероприятий, является управление. Управление может носить целевой и реактивный характер. Реактивное и целевое управление - два полюса между которыми располагается весь спектр современных методов управления.

Сущность реактивного управления состоит в том, что планирование осуществляется непосредственно перед  началом действий или в самом  их процессе. Планы меняются либо потому, что не было времени для рассмотрения альтернатив, либо потому, что не было установленных целей. Управление сводится к реакции на текущие события. Его эффективность оценивается  участниками системы реактивного  управления по бурной активности управляющего и по силе его давления на подчиненных, а не по конечным результатам его  усилий. Такой управляющий обычно приходит в свой кабинет утром, не имея плана действий на день, и считает своим долгом реагировать на все, что про исходит вокруг, и удовлетворять в первую очередь претензии тех, кто о них громче кричит, будь то требования начальника о представлении ему отчетных данных, или клиента о переделке отвергнутой им работы, или просьба местных социологов о заполнении объемистых опросных листов.

Методы целевого управления обязывают  управляющих заблаговременно определять конечные результаты своих действий и разрабатывать программы работ  по их достижению. Этому подходу  к управлению свойственно наличие  плана решения проблем, даже если это будут такие неожиданные  события; как поломка станков, изменение  рыночного спроса на производимые продукты или перерыв в поступлении  необходимых материалов. Методы целевого управления не требуют постоянно  го присутствия убавляющего на его  рабочем месте. Какая бы проблема ни возникла, всегда имеется план, позволяющий  определить порядок действий и методы, наилучшим образом решающие эту  проблему.

На практике, конечно, ни один из этих крайних случаев не встречается  в чистом виде. Ни один управляющий  не может быть уверен том, что ему  никогда не придется управлять, только реагируя на неожиданности. Но в условиях обостренной рыночной конкуренции  лишь немногие управляющие смогут удержаться на своем месте, учитывая только потребности  сегодняшнего дня. Поэтому речь идет об овладении целевыми методами управления, об уменьшении зоны применения реактивных методов, а не об их полном исключении из управленческой практики.

Практикой доказано, что управление эффективнее, когда усилия управляющего сосредоточены на достижении целей, которые по окончании действия становятся результатами. Цель и результат в системе целевого управления неразделимы. Их единство обусловливает такое же единство функций планирования и контроля.

 

 

1.3 Резервы  повышения эффективности деятельности  предприятия

 

 

С целью  повышения эффективности производства предприятие должно осуществлять комплексный  поиск внутрихозяйственных резервов. Это может быть достигнута за счет моделирования вариантов хозяйственной деятельности.

Различают 2 вида резервов:

1) резервные  запасы (сырье, материалы) которые  необходимо в наличии для непрерывного  и планомерного развития предприятия.

2) резервы  как еще неиспользованные возможности  роста, производства и улучшения  качества продукции.

Для предприятия  под резервами следует понимать – только не использованные возможности  снижения текущих материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов при заданном уровне развития производственных сил и производственных отношений.

Классификация производственных резервов производится по признаку источника повышения  эффективности: трудовая деятельность работников, средства производства –  средства и предмет труда.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности торгового предприятия в условиях конкуренции (на примере ООО «Южный двор»)